Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс на тему «Фразеологическое обороты и их роль в речи»»
Фразеологические обороты и их роль в речи
Постановка проблемы.
Трёхлетнему внуку мы подарили на новый год ролики и сказали, что кататься будешь летом.
Тут же он спрашивает, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь, ответила я
Внук стал как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
-Что имела в виду я? Почему мой малыш не понял меня?
- Как вы думаете чему будет посвящено сегодняшнее занятие? ( Слайд 1)
Оно будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологическим оборотам. Что такое фразеологизм, все конечно знают. Есть необходимость вспомнить? Слайд 2 (.1ч)
-Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?
Возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро.
На олимпиадных заданиях по русскому языку муниципального, республиканского уровня в последнее время часто включают вопросы, связанные с фразеологическими оборотами.
Выпускники 9 классов сдают ОГЭ. Присутствуя на экзаменах, я была свидетелем того, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение. Дети не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Следовательно, должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.Слайд 2 (2ч)
II. Актуализация знаний.
-И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в начальную школу .
Какие УУД будут формироваться в ходе нашего занятия?
-Какие цели поставим для себя?
*формировать речевые умения, обогащать свою речь;*развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой; * расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания;*прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся
Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.
III.Выявление источников информации.
-Из каких источников мы можем узнать фразеологизмы и их особенности , углубить познания о сферах употребления фразеологизмов? ( словари, энциклопедии, интернет ресурсы)
IV. Презентация учителя с упражнениями Слайд 3 - 17
V.Распределение по группам. Получение заданий.
-Я предлагаю вам поработать в группах.
Выберите группу в которой вы хотели бы поработать. ( скульпторы, художники , писатели )
-Каждая группа получает своё задание на карточках.
-Как вы думаете что будет делать каждая группа?
Художники– ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые написаны на карточках
«лететь стрелой»……………………
«глаза разбежались»………………
Писатели- ваша задача написать сочинение на тему «Школьная жизнь» в котором вы используете следующие фразеологизмы: внести и свою лепту, делили шкуру не убитого медведя , отложили дело в долгий ящик, водить за нос, разводить на бобах, язык проглотил, сел в лужу, попали впросак.
И наконец, третья группа « Скульпторы», используя солёное тесто (заранее надо приготовить) постарайтесь выполнить объёмную аппликацию.
« держать в ежовых рукавицах»…….
«пахать как лошадь» …………
На всё у вас только 5-7 минут. После этого пройдёт защита ваших проектов.
V I. Критерии оценивания.
-В конце нашего занятия вы себя будете оценивать. Давайте выработаем критерии оценивания
Что и как будем оценивать? умение работать в группе
VII.Выполнение работы в группах.
VIII.Задание для жюри.
- А чтобы наше жюри не скучали, мы им тоже приготовили задание.
IХ. Защита проектов. Оценивание.
Х. Итог занятия. Упражнения на закрепление.
Задания на карточках получает каждая группа
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. (художники)
1) хоть пруд пруди 1) в двух шагах
2) как снег на голову 2) куры не клюют
3) ни рыба ни мясо 3) как гром среди ясного неба
4) рукой подать 4) ни то ни сё
5) доводить до белого каления 5) приводить в бешенство
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика: (скульпторы)
1) рукой подать 1) спустя рукава
2) на вес золота 2) одержать победу
3) хоть пруд пруди 3) у черта на куличках
4) засучив рукава 4) кот наплакал
5) потерпеть фиаско 5) грош цена
Писателиполучают начало фразеологизма на карточках и самостоятельно продолжают фразеологизм (продолжение на листочках находиться в шкатулках образных выражений)
( можно приклеить на уже готовый текст )
Взять голыми …; водить за …; …; держать язык за …; ждать у моря …; зарубить себе на …; днём согнём не …; без задних …; брать себя в …; бросать слова на ….
Затем следует проверка и объяснение встретившихся орфограмм.
ХI. Рефлексия.
Последний слайд в презентации: Слайд 18
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.
Слайд 19
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
ИТАК, уважаемые коллеги, перед вами конверты куда вложены 2 шара (красный, синий)
Если мастер- класс полезен,
Или просто интересен,
Будете это использовать в своей работе
Поднимите синий шар. Раз, два, три, четыре, пять –Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
В зале море, посмотри, ( звучит музыка, шум моря, чайки)
Так итог мы подвели.
Благодарю за сотрудничество! Слайд 20
Источники :
Журнал «Современный урок: начальная школа»
Приложение к газете "1 сентября" - "Начальная школа"