kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра Литературное чтение «Как я влиял на Севку».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Дата:

Урок: литературное чтение.

Тема урока: «Как я влиял на Севку».

Дидактическая цель:

  •  знакомство учащихся с новым литературным жанром повесть, ее отличие от рассказа;
  •  обучение работе над образом литературного героя; что и как рассказывает автор о герое;
  •  формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
  •  учиться высказывать свое отношение к прочитанному.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Задачи:

  1. обучающий аспект: 
    – выявить особенности языка писателя, помогающие создать художественный образ;
    – формировать умение давать характеристики действующих лиц;
    – формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение.
  2. развивающий аспект :
    – развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми фразеологизмами;
    – развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора.
    – развивать творческие умения.
  3. воспитательный аспект:
    – воспитание познавательной активности;
    – формирование представления о таких качествах, как дружба, товарищество.

Методы обучения:

  • словесные методы: работа с книгой, беседа, рассказ;
  • наглядные методы;
  • практические методы: творческая работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения: карточки для речевой разминки, набор кружков для рефлексии.

I. Организация.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Речевая разминка

– Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
сыночка
Говорила
– Не дерись.
Не дразнись. Не петушись.
Поспеши.
Уже пора
Ну , ни пуха ни пера!

– Что пожелала мама-квочка, провожая сына со словами “ни пуха ни пера”. (Удачи)

– И я вам сегодня на уроке желаю “ни пуха ни пера”.

III. Обобщение и систематизация знаний.

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить: с помощью какого языкового явления достигается выразительность, юмористичность произведения?

Отчет I группы.

– Г. Куликов наполнил речь своих героев большим количеством крылатых выражений, фразеологических оборотов.

(Русский язык богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок).

– Зачитайте фразеологические обороты, которые вы отыскали в повести.

(Дети зачитывают. Объясняют их значение).

Первая группа подобрала к этому произведению подходящие по смыслу фразеологические обороты. Заслушаем их.

II гр: “бить баклуши” – бездельничать с. 130 ч. 2

“на лбу у него написано” – все ясно по выражению лица с. 133 ч. 1

III гр: “жар загребать чужими руками” – пользоваться результатами чужого труда с. 136

“Севка посмотрел на меня”

“попал впросак” – оказаться в трудном положении с. 144

Задание для II и III групп.

– II группа подбирает подходящие отрывки из произведения к первому и второму фразеологическому обороту;

III группа – к третьему и четвертому.

Задание для I группы.

I группа работает с отрывком из произведения и готовит ответ на вопрос: “Как изменяется текст, если фразеологические обороты заменить обычными словами?”

(Отрывок из текста с заданием на листочке)

Проверка задания.

II, III гр. Зачитывают фразеологизм и подходящий по смыслу отрывок.

I гр. Зачитывает отрывок (авторский); измененный отрывок; отвечает на вопрос.

Вывод: Сделайте вывод о роли фразеологических оборотов в русском языке.

(Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли).

– Итак, с помощью какого языкового явления достигается выразительность, юмористичность произведения.(Фразеологические обороты).

Используются фразеологические обороты, крылатые слова.

Отчет второй группы.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы, списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ... (медвежью услугу)

– Кто кому в повести Г.Куликова оказал “медвежью услугу”.

(Горохов оказал “медвежью услугу” Мымрикову).

Автор создал образ двоечника и отличника. Двоечник – это Мымриков. Отличник – Горохов.

– Расскажите о главных героях повести. Эту работу выполняла II группа. (Дети рассказывают о героях повести, дают им характеристику, зачитывают отрывок из произведения).

Инсценировка отрывка с. 133-134.

– Какие черты характера каждого героя мы наблюдали в этом отрывке?

Опираясь на характеристики героев, что вы можете сказать о том, какие образы главных героев создал автор? (таблица на доске).

Автор создал яркие, интересные образы главных героев.

Отчет третьей группы.

В учебнике нам дан только отрывок этого произведения, а очень бы хотелось узнать его продолжение.

III группа сочиняла продолжение повести, заслушаем их.

(Дети зачитывают свои продолжения).

Остальные продолжения можно прочитать на нашей выставке книжек – малышек, которую мы устроим в классе.

IV. Краткий пересказ авторской версии развития сюжета.

V. Соотношение своих вариантов с версией автора.

– Есть ли сходства между продолжением автора и продолжениями, которые придумали дети? В чем оно проявляется?

Чтобы повлиять на Севку, надо было создать ему такие условия, чтобы ему ничего не оставалось делать, как начать учиться. Костя справился с поручением.

– Как вы думаете, могут ли подобные события происходить в реальной жизни? (Да)

– Сюжет этого произведения можно наблюдать в реальной жизни. Значит, в этом произведении мы наблюдаем связь с жизнью.

Юмор, связь с жизнью.

VI. Итог.

– Итак, ответим на главный вопрос урока: с помощью чего автору удалось создать интересное произведение?

(Использование фразеологизмов, создание ярких образов главных героев, юмор, связь с жизнью).

– Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?

Проблемы – взаимоотношение отличника и двоечника, проблемы школьной жизни, проблемы единственного ребенка в семье, проблемы мальчишеской дружбы.

– Что вы можете сказать об авторе этого произведения?

Геомар Куликов – мастер употреблять фразеологические обороты. Они украшают текст, делают его образным, интересным. Он не равнодушен к школьным проблемам, любит детей. Он веселый, талантливый человек.

Обобщение: произведение Г. Куликова “Как я влиял на Севку” очень интересное. Автор поднимет проблемы, которые близки вам. Если вы хотите сами прочитать эту книгу, то постарайтесь ее найти и прочитать или же прочитать другие произведения о детях, которые представлены на нашей выставке.

VII. Домашнее задание.

– Мы придумали продолжение повести, были авторами. А теперь я предлагаю вам стать художниками и придумать обложку для этого произведения, нарисовать ее.

VIII. Рефлексия.

– Подходит к концу наш урок.

– Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)

  • Интересным – синий кружок.
  • Познавательным – зеленый кружок.
  • Поучительным – красный кружок.

Покажите ответ кружком соответствующего цвета.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра Литературное чтение «Как я влиял на Севку». »

Г.Куликов "Как я влиял на Севку". Завершение работы. Литературное чтение

  • Кузнецова Ирина Константиновнаучитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Дидактическая цель:

  •  знакомство учащихся с новым литературным жанром повесть, ее отличие от рассказа;

  •  обучение работе над образом литературного героя; что и как рассказывает автор о герое;

  •  формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;

  •  учиться высказывать свое отношение к прочитанному.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Задачи:

  1. обучающий аспект: 
    – выявить особенности языка писателя, помогающие создать художественный образ;
    – формировать умение давать характеристики действующих лиц;
    – формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение.

  2. развивающий аспект :
    – развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми фразеологизмами;
    – развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел автора.
    – развивать творческие умения.

  3. воспитательный аспект:
    – воспитание познавательной активности;
    – формирование представления о таких качествах, как дружба, товарищество.

Методы обучения:

  • словесные методы: работа с книгой, беседа, рассказ;

  • наглядные методы;

  • практические методы: творческая работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.

Средства обучения: карточки для речевой разминки, набор кружков для рефлексии.

I. Организация.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Речевая разминка

– Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
сыночка
Говорила
– Не дерись.
Не дразнись. Не петушись.
Поспеши.
Уже пора
Ну , ни пуха ни пера!

– Что пожелала мама-квочка, провожая сына со словами “ни пуха ни пера”. (Удачи)

– И я вам сегодня на уроке желаю “ни пуха ни пера”.

III. Обобщение и систематизация знаний.

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить: с помощью какого языкового явления достигается выразительность, юмористичность произведения?

Отчет I группы.

– Г. Куликов наполнил речь своих героев большим количеством крылатых выражений, фразеологических оборотов.

(Русский язык богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок).

– Зачитайте фразеологические обороты, которые вы отыскали в повести.

(Дети зачитывают. Объясняют их значение).

Первая группа подобрала к этому произведению подходящие по смыслу фразеологические обороты. Заслушаем их.

II гр: “бить баклуши” – бездельничать с. 130 ч. 2

“на лбу у него написано” – все ясно по выражению лица с. 133 ч. 1

III гр: “жар загребать чужими руками” – пользоваться результатами чужого труда с. 136

“Севка посмотрел на меня”

“попал впросак” – оказаться в трудном положении с. 144

Задание для II и III групп.

– II группа подбирает подходящие отрывки из произведения к первому и второму фразеологическому обороту;

III группа – к третьему и четвертому.

Задание для I группы.

I группа работает с отрывком из произведения и готовит ответ на вопрос: “Как изменяется текст, если фразеологические обороты заменить обычными словами?”

(Отрывок из текста с заданием на листочке)

Проверка задания.

II, III гр. Зачитывают фразеологизм и подходящий по смыслу отрывок.

I гр. Зачитывает отрывок (авторский); измененный отрывок; отвечает на вопрос.

Вывод: Сделайте вывод о роли фразеологических оборотов в русском языке.

(Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли).

– Итак, с помощью какого языкового явления достигается выразительность, юмористичность произведения.(Фразеологические обороты).

Используются фразеологические обороты, крылатые слова.

Отчет второй группы.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы, списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ... (медвежью услугу)

– Кто кому в повести Г.Куликова оказал “медвежью услугу”.

(Горохов оказал “медвежью услугу” Мымрикову).

Автор создал образ двоечника и отличника. Двоечник – это Мымриков. Отличник – Горохов.

– Расскажите о главных героях повести. Эту работу выполняла II группа. (Дети рассказывают о героях повести, дают им характеристику, зачитывают отрывок из произведения).

Инсценировка отрывка с. 133-134.

– Какие черты характера каждого героя мы наблюдали в этом отрывке?

Опираясь на характеристики героев, что вы можете сказать о том, какие образы главных героев создал автор? (таблица на доске).

Автор создал яркие, интересные образы главных героев.

Отчет третьей группы.

В учебнике нам дан только отрывок этого произведения, а очень бы хотелось узнать его продолжение.

III группа сочиняла продолжение повести, заслушаем их.

(Дети зачитывают свои продолжения).

Остальные продолжения можно прочитать на нашей выставке книжек – малышек, которую мы устроим в классе.

IV. Краткий пересказ авторской версии развития сюжета.

V. Соотношение своих вариантов с версией автора.

– Есть ли сходства между продолжением автора и продолжениями, которые придумали дети? В чем оно проявляется?

Чтобы повлиять на Севку, надо было создать ему такие условия, чтобы ему ничего не оставалось делать, как начать учиться. Костя справился с поручением.

– Как вы думаете, могут ли подобные события происходить в реальной жизни? (Да)

– Сюжет этого произведения можно наблюдать в реальной жизни. Значит, в этом произведении мы наблюдаем связь с жизнью.

Юмор, связь с жизнью.

VI. Итог.

– Итак, ответим на главный вопрос урока: с помощью чего автору удалось создать интересное произведение?

(Использование фразеологизмов, создание ярких образов главных героев, юмор, связь с жизнью).

– Какие проблемы поднимает автор в своем произведении?

Проблемы – взаимоотношение отличника и двоечника, проблемы школьной жизни, проблемы единственного ребенка в семье, проблемы мальчишеской дружбы.

– Что вы можете сказать об авторе этого произведения?

Геомар Куликов – мастер употреблять фразеологические обороты. Они украшают текст, делают его образным, интересным. Он не равнодушен к школьным проблемам, любит детей. Он веселый, талантливый человек.

Обобщение: произведение Г. Куликова “Как я влиял на Севку” очень интересное. Автор поднимет проблемы, которые близки вам. Если вы хотите сами прочитать эту книгу, то постарайтесь ее найти и прочитать или же прочитать другие произведения о детях, которые представлены на нашей выставке.

VII. Домашнее задание.

– Мы придумали продолжение повести, были авторами. А теперь я предлагаю вам стать художниками и придумать обложку для этого произведения, нарисовать ее.

VIII. Рефлексия.

– Подходит к концу наш урок.

– Каким для вас было сегодняшнее общение? (Выберите ответ)

  • Интересным – синий кружок.

  • Познавательным – зеленый кружок.

  • Поучительным – красный кружок.

Покажите ответ кружком соответствующего цвета.

Поделиться…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок - игра Литературное чтение «Как я влиял на Севку».

Автор: Воронкова Галина Викторовна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства