Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"
Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"
Конспект урока для 5 класса составлен с элементами включения федерального образовательного стандарта (составление кластера, рефлексия, самопроверка). Учащиеся в форме встречи гостей из различных литературных произведений знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме «Синтаксис простого предложения», навык синтаксического разбора простого предложения.
Воспитательные: способствовать воспитанию внимательного отношения к языковым средствам, интереса к изучению предмета, интереса к чтению произведений художественной литературы;
Развивающие: отрабатывать пунктуационные навыки, развивать коммуникативные навыки, упражнять в умении ставить цели на урок, делать вывлды.
Оборудование: учебник М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык», 5 класс, Москва, «Дрофа», 2007г.; карточки с заданиями, кластер, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Улыбнитесь друг другу, подумайте о том, как хорошо, что вы одноклассники.
Проверка домашнего задания.
У: Дома вы составляли памятку «Правила вежливого общения». Давайте послушаем несколько из них.
У: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Оформление записи в тетрадях.
У: Запишите в тетрадях число и «Классная работа». Тему мы запишем в середине урока. (Слайд № 1)
Мотивация.
У: Послушайте загадку и подумайте, о каком разделе лингвистики идет речь?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье
Я вам всегда готов помочь
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
У: Правильно, это синтаксис.
У: Друзья, мы с вами долго путешествовали по Лингвистической стране «Синтаксис простого предложения». Многое узнали, многому научились. Поэтому сегодня мы должны вспомнить все изученное. А помогут в этом герои разных сказок. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить эти замечательные сказки. А за правильный ответ получите букву-подсказку.
У: Ребята, после выполнения каждого задания мы будем делать вывод и заполнять кластер на стенде.
(Подготовленные заранее ученики по очереди встают со своих мест и предлагают различные задания. Остальные ребята выполняют их.)
Актуализация имеющихся знаний.
У: Итак, приглашаем первого сказочного гостя.
Р.1: Здравствуйте, ребята! У меня для вас такое задание: в моей сказке предложения перепутались. Помогите исправить ошибки. Если допущена ошибка, хлопните в ладоши. (Слайд № 2).
- Сколько стоит входной билет? (Это предложение вопросительное).
Нос вертелся, вывёртывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным,острым носом. (Это предложение побудительное)
- Добренький, хорошенький мальчик, что же ты будешь делать с этими деньгами? (Это предложение повествовательное).
- Возьми эти деньги и отнеси их Карло. (Вопросительное)
Р 1: А из какой я сказки?
Д: Сказка Алексея Толстого «Буратино, или Золотой ключик».
Р 1: За правильный ответ я вручаю вам первую букву (буква устанавливается на доске).
Р 1: У меня к вам еще один вопрос. Какие бывают предложения по цели высказывания?
(Заполняет кластер на стенде)
У: К нам выходит второй гость.
Р2: Добрый день, друзья. Попробуйте определить, какое предложение лишнее.
(Герой выразительно читает предложения, записанные на слайде № 3).
- Ну и гадкий же ты!
Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора.
- И совсем не похож на других уток!
- Уж не индюшонок ли это, в самом деле?!
- Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!
Р 2: В какую сказку я должен вернуться? (Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок») (Слайд №4).
Р 2: Правильно, вот вам вторая буква. А какие могут быть предложения по интонации?
(Заполняет кластер на стенде)
У: Приглашаем третьего гостя.
Р 3: Друзья, у меня в руках непростой цветок. Выбирайте себе лепесток. На нем – задание. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
Собрался он в путь, во дороженьку, в дальние края заморские.
- Вот о таком цветочке просила меня дочь меньшая, любимая!
И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.
Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.
Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.
И берет с собою цветочек аленький в кувшине позолоченном.
Призадумался честной купец крепче прежнего.
Так и стала поживать молодая дочь купецкая.
Очутилась она во дворце зверя лесного.
- Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую.
Р 3: А теперь посмотрите на экран. У кого предложения соответствуют схеме? (Слайд №5).
У: Проверим. (Слайд № 6)
Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.
Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.
У: Как вы определили?
У: А кому попалось сложное предложение?
И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.
Р 3: Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
Д: По количеству грамматических основ бывают предложения простые и сложные. (Заполняет кластер на стенде)
Р 3: Кто из вас догадался, из какой я сказки? (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)
Вот вам еще одна буква.
У: Переходим к следующему заданию.
Р 4: Здравствуйте, ребята. Мальчики должны найти односоставные, а девочки – двусоставные предложения. (Слайд № 7). Объясняют свой выбор девочки, потом мальчики.
Младшему сыну в наследство достался кот.
Вот и королевский дворец.
Немедленно доставили одежду из королевского гардероба.
С тех пор кот охотился на мышей изредка для собственного удовольствия.
Р 4: Какие бывают предложения по наличию главных членов?
Д: По наличию главных членов бывают предложения односоставные и двусоставные. (Заполняет кластер на стенде)
Р 4: Отгадайте, из какой я сказки и получите букву-подсказку.
Д: «Кот в сапогах», братья Гримм.
У: Ребята, обратите внимание на слово «гардероб». Марик подготовил нам словарную статью.
Р: По толковому словарю Владимира Даля «гардероб» – это многозначное слово. 1. Помещение для хранения одежды и переодевания. 2. Шкаф для хранения одежды. 3. Вся одежда, которая имеется у человека.
Запишем слово в тетрадь. Корень слова – гардероб, ударение падает на последний слог, безударные гласные «а», «е», их нужно запомнить. В этом слове есть еще орфограмма – парная согласная – «б». Ее можно проверить – гардеробы.
У: В каком значении слово употреблено в предложении «Доставили одежду из королевского гардероба»?
Д: В значении – вся одежда, которая имеется у человека.
У: А какое же задание приготовил нам следующий герой.
Р 5: Мое задание называется «буквенный диктант». Вам нужно определить, есть ли в предложениях второстепенные члены. Распространенные предложения обозначаем буквой – р, нераспространённые – н. Записываем в тетрадь. (Слайд № 8)
Волчата и детеныш уснули.
Однажды Акела прибежал к мальчику с известием.
Волк остановился и улыбнулся.
Ночь.
- Человеческий детеныш!
Каа выполз на середину разрушенного дворца и начал знаменитый Танец Голода.
- Отдайте добычу Шер-Хану.
Проверяем себя. (Слайд № 9)
1 2 3 4 5 6 7
н р н н р р н
Р 5: Есть такие ребята, которые не допустили ни одной ошибки? Почти все правильно справились с заданием, получайте ключ. Кто догадался, откуда я? («Маугли» Редьярд Киплинг)
Р 5: Ответьте еще на один вопрос: какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
Д: По наличию второстепенных членов бывают предложения распространенные и нераспространенные. (Заполняет кластер на стенде).
У: Приглашаем последнего героя со своим заданием.
Р 6: Добрый день, друзья. Я начну с вопроса: что такое однородные члены предложения? Найдите в предложениях однородные члены. (Слайд № 10, 11)
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке,
Самовар стоит, словно жар горит.
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Р 6: Из какого я произведения? (Корней Чуковский «Федорино горе»)
Р 6: Ребята, у меня еще одно задание. Кто из вас самый внимательный? Я буду читать предложения, а вы запишите номера только тех, в которых есть обращения.
«Здравствуй, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…».
«Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась…»
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном».
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной».
Р 6: А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Слайд № 12)
Что такое обращение? (Заполняет кластер на стенде)
Р 6: А из какой сказки это задание? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Молодцы, вот вам еще одна буква.
Постановка проблемы
У: По какому разделу лингвистики мы сейчас работали. Составьте из букв-ключей слово. (Разбор) О каком разборе идет речь?
У: Сформулируем тему и цели урока, кому необходимо, можно воспользоваться подсказками. Тема?
1. Обобщить изученный материал по теме …… («Простое предложение»).
2. Научиться находить в тексте …. (простое предложение).
3. Учиться выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы).
У: Запишем тему в тетрадь. (Слайд № 13).
У: Сказочные герои помогли нам определить тему урока и повторить все, что мы знаем о простом предложении. У нас получилась схема.
У: Уважаемые герои сказок, а чье из ваших заданий на определение признаков предложения более важное? Хорошо, послушайте высказывание. (Слайд № 14).
Порядок учит время сберегать.
Иоганн Вольфганг Гёте
(немецкий поэт и мыслитель)
Запишем его в тетрадь, соблюдая правила записи эпиграфа.
У: Почему разбор предложения идет именно в таком порядке?
У: Важно помнить, что при синтаксическом разборе надо следовать порядку: сначала даётся общая характеристика предложения (пункты 1, 2), затем указываются главные члены – подлежащее, сказуемое (пункт 3, 4), потом второстепенные (пункт 5) и в конце – смысловые отрезки, которые осложняют предложение: однородные члены, обращения. Чтобы запомнить последовательность, можно воспользоваться буквами ЦИОВ – цель, интонация, основа, второстепенные члены.
Физминутка
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
А теперь запишем предложение и вместе сделаем его синтаксический разбор. (Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски).
Выйдетбедная девушка в поле, обнимет ласково свою коровку. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, [ _____ , ].)
У: Предлоги обводим в рамочку, союзы в круг.
Из какого произведения взято это предложение? (Слайд № 15)
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
У: А следующего героя вы все хорошо помните . Он сейчас, как и вы, ходит в 5 класс. И как всегда очень невнимателен. Найдите ошибку в синтаксическом разборе, который он выполнил на уроке. (Слайд № 16). (Раздаточный материал)
Найдите ошибки в синтаксическом разборе. (Слайд № 17).
В одномсказочномгородежиликоротышки. (Повест., невосклиц., простое, односост., распр.)Мальчикносилголубуюшляпу, жёлтыебрюки и оранжевуюрубашку с зелёнымгалстуком. (Побуд, невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными дополнениями . )
У: О ком идет речь?
(«Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Воспользуйтесь подсказками и сделайте выводы по уроку. (Слайд 18)
– Удалось ли нам достичь цели урока?
– На уроке я научился …
– Я столкнулся с трудностями…
Мы сегодня вспомнили много сказок, хороших и добрых. Желаю и вам добра.
Попрошу вас сегодня дома обратиться к своей любимой сказке. Выпишите из нее простое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Если у кого-то возникнут трудности, тогда выполните упр. 496-ое. (Слайд № 19).