kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 5 класса составлен с элементами включения федерального образовательного стандарта  (составление кластера, рефлексия, самопроверка). Учащиеся в форме встречи гостей из различных литературных произведений знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Кенадского сельского поселения












Конспект урока

в 5 классе на тему:


«Синтаксический разбор простого предложения»







Разработала: Останина М.М.,

eчитель русского языка и литературы

















с. Кенада

2015 г.


Дата: 03.02.15 г.

Класс:5

Предмет: Русский язык

Изучаемый раздел: Синтаксис. Пунктуация.

Номер урока: 19

Тип урока: систематизация и обобщения знаний

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».

Цели урока:

  1. Образовательные: повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме «Синтаксис простого предложения», навык синтаксического разбора простого предложения.

  2. Воспитательные: способствовать воспитанию внимательного отношения к языковым средствам, интереса к изучению предмета, интереса к чтению произведений художественной литературы;

  3. Развивающие: отрабатывать пунктуационные навыки, развивать коммуникативные навыки, упражнять в умении ставить цели на урок, делать вывлды.

Оборудование: учебник М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык», 5 класс, Москва, «Дрофа», 2007г.; карточки с заданиями, кластер, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Улыбнитесь друг другу, подумайте о том, как хорошо, что вы одноклассники.


  1. Проверка домашнего задания.

У: Дома вы составляли памятку «Правила вежливого общения». Давайте послушаем несколько из них.

У: Молодцы, хорошо справились с заданием.


  1. Оформление записи в тетрадях.

У: Запишите в тетрадях число и «Классная работа». Тему мы запишем в середине урока. (Слайд № 1)


  1. Мотивация.


У: Послушайте загадку и подумайте, о каком разделе лингвистики идет речь?


Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье

Я вам всегда готов помочь

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетания.

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания.


У: Правильно, это синтаксис.

У: Друзья, мы с вами долго путешествовали по Лингвистической стране «Синтаксис простого предложения». Многое узнали, многому научились. Поэтому сегодня мы должны вспомнить все изученное. А помогут в этом герои разных сказок. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить эти замечательные сказки. А за правильный ответ получите букву-подсказку.

У: Ребята, после выполнения каждого задания мы будем делать вывод и заполнять кластер на стенде.

(Подготовленные заранее ученики по очереди встают со своих мест и предлагают различные задания. Остальные ребята выполняют их.)



  1. Актуализация имеющихся знаний.

У: Итак, приглашаем первого сказочного гостя.

Р.1: Здравствуйте, ребята! У меня для вас такое задание: в моей сказке предложения перепутались. Помогите исправить ошибки. Если допущена ошибка, хлопните в ладоши. (Слайд № 2).

- Сколько стоит входной билет? (Это предложение вопросительное).

Нос вертелся, вывёртывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом. (Это предложение побудительное)

- Добренький, хорошенький мальчик, что же ты будешь делать с этими деньгами? (Это предложение повествовательное).

- Возьми эти деньги и отнеси их Карло. (Вопросительное)



Р 1: А из какой я сказки?

Д: Сказка Алексея Толстого «Буратино, или Золотой ключик».

Р 1: За правильный ответ я вручаю вам первую букву (буква устанавливается на доске).



Р 1: У меня к вам еще один вопрос. Какие бывают предложения по цели высказывания?

(Заполняет кластер на стенде)



У: К нам выходит второй гость.

Р2: Добрый день, друзья. Попробуйте определить, какое предложение лишнее.

(Герой выразительно читает предложения, записанные на слайде № 3).



- Ну и гадкий же ты!

Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора.

- И совсем не похож на других уток!

- Уж не индюшонок ли это, в самом деле?!

- Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!



Р 2: В какую сказку я должен вернуться? (Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок») (Слайд №4).

Р 2: Правильно, вот вам вторая буква. А какие могут быть предложения по интонации?

(Заполняет кластер на стенде)



У: Приглашаем третьего гостя.

Р 3: Друзья, у меня в руках непростой цветок. Выбирайте себе лепесток. На нем – задание. Подчеркните в предложениях грамматические основы.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.

Собрался он в путь, во дороженьку, в дальние края заморские.

- Вот о таком цветочке просила меня дочь меньшая, любимая!

И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.

Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.

Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.

И берет с собою цветочек аленький в кувшине позолоченном.

Призадумался честной купец крепче прежнего.

Так и стала поживать молодая дочь купецкая.

Очутилась она во дворце зверя лесного.

- Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую.



Р 3: А теперь посмотрите на экран. У кого предложения соответствуют схеме? (Слайд №5).



У: Проверим. (Слайд № 6)

Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.

Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.

У: Как вы определили?

У: А кому попалось сложное предложение?

И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.



Р 3: Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

Д: По количеству грамматических основ бывают предложения простые и сложные. (Заполняет кластер на стенде)



Р 3: Кто из вас догадался, из какой я сказки? (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)

Вот вам еще одна буква.



У: Переходим к следующему заданию.

Р 4: Здравствуйте, ребята. Мальчики должны найти односоставные, а девочки – двусоставные предложения. (Слайд № 7). Объясняют свой выбор девочки, потом мальчики.


  1. Младшему сыну в наследство достался кот.

  2. Вот и королевский дворец.

  3. Немедленно доставили одежду из королевского гардероба.

  4. С тех пор кот охотился на мышей изредка для собственного удовольствия.


Р 4: Какие бывают предложения по наличию главных членов?

Д: По наличию главных членов бывают предложения односоставные и двусоставные. (Заполняет кластер на стенде)


Р 4: Отгадайте, из какой я сказки и получите букву-подсказку.

Д: «Кот в сапогах», братья Гримм.


У: Ребята, обратите внимание на слово «гардероб». Марик подготовил нам словарную статью.

Р: По толковому словарю Владимира Даля «гардероб» – это многозначное слово. 1. Помещение для хранения одежды и переодевания. 2. Шкаф для хранения одежды. 3. Вся одежда, которая имеется у человека.

Запишем слово в тетрадь. Корень слова – гардероб, ударение падает на последний слог, безударные гласные «а», «е», их нужно запомнить. В этом слове есть еще орфограмма – парная согласная – «б». Ее можно проверить – гардеробы.

У: В каком значении слово употреблено в предложении «Доставили одежду из королевского гардероба»?

Д: В значении – вся одежда, которая имеется у человека.

У: А какое же задание приготовил нам следующий герой.

Р 5: Мое задание называется «буквенный диктант». Вам нужно определить, есть ли в предложениях второстепенные члены. Распространенные предложения обозначаем буквой – р, нераспространённые – н. Записываем в тетрадь. (Слайд № 8)


  1. Волчата и детеныш уснули.

  2. Однажды Акела прибежал к мальчику с известием.

  3. Волк остановился и улыбнулся.

  4. Ночь.

  5. - Человеческий детеныш!

  6. Каа выполз на середину разрушенного дворца и начал знаменитый Танец Голода.

  7. - Отдайте добычу Шер-Хану.


Проверяем себя. (Слайд № 9)

1   2   3   4    5   6   7     

н   р   н   н   р   р   н    


Р 5: Есть такие ребята, которые не допустили ни одной ошибки? Почти все правильно справились с заданием, получайте ключ. Кто догадался, откуда я? («Маугли» Редьярд Киплинг)

Р 5: Ответьте еще на один вопрос: какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

Д: По наличию второстепенных членов бывают предложения распространенные и нераспространенные. (Заполняет кластер на стенде).


У: Приглашаем последнего героя со своим заданием.


Р 6: Добрый день, друзья. Я начну с вопроса: что такое однородные члены предложения? Найдите в предложениях однородные члены. (Слайд № 10, 11)


  1. Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

  1. А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке,

Самовар стоит, словно жар горит.

  1. И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.


Р 6: Из какого я произведения? (Корней Чуковский «Федорино горе»)


Р 6: Ребята, у меня еще одно задание. Кто из вас самый внимательный? Я буду читать предложения, а вы запишите номера только тех, в которых есть обращения.

      1. «Здравствуй, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…».

      1. «Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась…»

      1. «Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном».

      1. «Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной».

Р 6: А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Слайд № 12)

Что такое обращение? (Заполняет кластер на стенде)

Р 6: А из какой сказки это задание? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Молодцы, вот вам еще одна буква.


  1. Постановка проблемы

У: По какому разделу лингвистики мы сейчас работали. Составьте из букв-ключей слово. (Разбор) О каком разборе идет речь?

У: Сформулируем тему и цели урока, кому необходимо, можно воспользоваться подсказками. Тема?

1. Обобщить изученный материал по теме …… («Простое предложение»).

2. Научиться находить в тексте …. (простое предложение).

3. Учиться выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы).

У: Запишем тему в тетрадь. (Слайд № 13).

У: Сказочные герои помогли нам определить тему урока и повторить все, что мы знаем о простом предложении. У нас получилась схема.



У: Уважаемые герои сказок, а чье из ваших заданий на определение признаков предложения более важное? Хорошо, послушайте высказывание. (Слайд № 14).


Порядок учит время сберегать.

Иоганн Вольфганг Гёте

(немецкий поэт и мыслитель)

Запишем его в тетрадь, соблюдая правила записи эпиграфа.


У: Почему разбор предложения идет именно в таком порядке?


У: Важно помнить, что при синтаксическом разборе надо следовать порядку: сначала даётся общая характеристика предложения (пункты 1, 2), затем указываются главные члены – подлежащее, сказуемое (пункт 3, 4), потом второстепенные (пункт 5) и в конце – смысловые отрезки, которые осложняют предложение: однородные члены, обращения. Чтобы запомнить последовательность, можно воспользоваться буквами ЦИОВ – цель, интонация, основа, второстепенные члены.

Физминутка


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

А теперь запишем предложение и вместе сделаем его синтаксический разбор. (Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски).


Выйдет бедная девушка в поле, обнимет ласково свою коровку. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, [ _____ , ].)


У: Предлоги обводим в рамочку, союзы в круг.

Из какого произведения взято это предложение? (Слайд № 15)


  1. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи


У: Выполнить упр. 495 (2 ученика – письменно у доски, 3 – самостоятельно)


  1. Этап включения изученного в систему знаний.


У: А следующего героя вы все хорошо помните . Он сейчас, как и вы, ходит в 5 класс. И как всегда очень невнимателен. Найдите ошибку в синтаксическом разборе, который он выполнил на уроке. (Слайд № 16). (Раздаточный материал)


Найдите ошибки в синтаксическом разборе. (Слайд № 17).

В одном сказочном городе жили коротышки. (Повест., невосклиц., простое, односост., распр.) Мальчик носил голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. (Побуд, невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными дополнениями . )


У: О ком идет речь?

(«Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов)


  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Воспользуйтесь подсказками и сделайте выводы по уроку. (Слайд 18)

– Удалось ли нам достичь цели урока?

– На уроке я научился …

– Я столкнулся с трудностями…


Мы сегодня вспомнили много сказок, хороших и добрых. Желаю и вам добра.


Попрошу вас сегодня дома обратиться к своей любимой сказке. Выпишите из нее простое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Если у кого-то возникнут трудности, тогда выполните упр. 496-ое. (Слайд № 19).

Всем спасибо за работу. (Выставление оценок)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Автор: Останина Мария Михайловна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418925573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Синтаксический разбор сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemusintaksichieskiirazborslozhnoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450291947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "план-конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксический разбор простого предложения"
    ["seo_title"] => string(88) "plankonspiekturokarusskoghoiazykav5klassiesintaksichieskiirazborprostoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454517903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План - конспект урока. Тема: Синтаксический разбор простого предложения."
    ["seo_title"] => string(76) "plan_konspiekt_uroka_tiema_sintaksichieskii_razbor_prostogho_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "371254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482146943"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Синтаксический разбор сложного предложения"   9 класс "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-slozhnogho-priedlozhieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435649895"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства