kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 5 класса составлен с элементами включения федерального образовательного стандарта  (составление кластера, рефлексия, самопроверка). Учащиеся в форме встречи гостей из различных литературных произведений знакомятся с порядком синтаксического разбора простого предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Кенадского сельского поселения












Конспект урока

в 5 классе на тему:


«Синтаксический разбор простого предложения»







Разработала: Останина М.М.,

eчитель русского языка и литературы

















с. Кенада

2015 г.


Дата: 03.02.15 г.

Класс:5

Предмет: Русский язык

Изучаемый раздел: Синтаксис. Пунктуация.

Номер урока: 19

Тип урока: систематизация и обобщения знаний

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».

Цели урока:

  1. Образовательные: повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме «Синтаксис простого предложения», навык синтаксического разбора простого предложения.

  2. Воспитательные: способствовать воспитанию внимательного отношения к языковым средствам, интереса к изучению предмета, интереса к чтению произведений художественной литературы;

  3. Развивающие: отрабатывать пунктуационные навыки, развивать коммуникативные навыки, упражнять в умении ставить цели на урок, делать вывлды.

Оборудование: учебник М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык», 5 класс, Москва, «Дрофа», 2007г.; карточки с заданиями, кластер, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Улыбнитесь друг другу, подумайте о том, как хорошо, что вы одноклассники.


  1. Проверка домашнего задания.

У: Дома вы составляли памятку «Правила вежливого общения». Давайте послушаем несколько из них.

У: Молодцы, хорошо справились с заданием.


  1. Оформление записи в тетрадях.

У: Запишите в тетрадях число и «Классная работа». Тему мы запишем в середине урока. (Слайд № 1)


  1. Мотивация.


У: Послушайте загадку и подумайте, о каком разделе лингвистики идет речь?


Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье

Я вам всегда готов помочь

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетания.

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания.


У: Правильно, это синтаксис.

У: Друзья, мы с вами долго путешествовали по Лингвистической стране «Синтаксис простого предложения». Многое узнали, многому научились. Поэтому сегодня мы должны вспомнить все изученное. А помогут в этом герои разных сказок. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить эти замечательные сказки. А за правильный ответ получите букву-подсказку.

У: Ребята, после выполнения каждого задания мы будем делать вывод и заполнять кластер на стенде.

(Подготовленные заранее ученики по очереди встают со своих мест и предлагают различные задания. Остальные ребята выполняют их.)



  1. Актуализация имеющихся знаний.

У: Итак, приглашаем первого сказочного гостя.

Р.1: Здравствуйте, ребята! У меня для вас такое задание: в моей сказке предложения перепутались. Помогите исправить ошибки. Если допущена ошибка, хлопните в ладоши. (Слайд № 2).

- Сколько стоит входной билет? (Это предложение вопросительное).

Нос вертелся, вывёртывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом. (Это предложение побудительное)

- Добренький, хорошенький мальчик, что же ты будешь делать с этими деньгами? (Это предложение повествовательное).

- Возьми эти деньги и отнеси их Карло. (Вопросительное)



Р 1: А из какой я сказки?

Д: Сказка Алексея Толстого «Буратино, или Золотой ключик».

Р 1: За правильный ответ я вручаю вам первую букву (буква устанавливается на доске).



Р 1: У меня к вам еще один вопрос. Какие бывают предложения по цели высказывания?

(Заполняет кластер на стенде)



У: К нам выходит второй гость.

Р2: Добрый день, друзья. Попробуйте определить, какое предложение лишнее.

(Герой выразительно читает предложения, записанные на слайде № 3).



- Ну и гадкий же ты!

Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора.

- И совсем не похож на других уток!

- Уж не индюшонок ли это, в самом деле?!

- Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!



Р 2: В какую сказку я должен вернуться? (Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок») (Слайд №4).

Р 2: Правильно, вот вам вторая буква. А какие могут быть предложения по интонации?

(Заполняет кластер на стенде)



У: Приглашаем третьего гостя.

Р 3: Друзья, у меня в руках непростой цветок. Выбирайте себе лепесток. На нем – задание. Подчеркните в предложениях грамматические основы.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.

Собрался он в путь, во дороженьку, в дальние края заморские.

- Вот о таком цветочке просила меня дочь меньшая, любимая!

И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.

Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.

Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.

И берет с собою цветочек аленький в кувшине позолоченном.

Призадумался честной купец крепче прежнего.

Так и стала поживать молодая дочь купецкая.

Очутилась она во дворце зверя лесного.

- Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую.



Р 3: А теперь посмотрите на экран. У кого предложения соответствуют схеме? (Слайд №5).



У: Проверим. (Слайд № 6)

Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.

Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.

У: Как вы определили?

У: А кому попалось сложное предложение?

И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.



Р 3: Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

Д: По количеству грамматических основ бывают предложения простые и сложные. (Заполняет кластер на стенде)



Р 3: Кто из вас догадался, из какой я сказки? (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)

Вот вам еще одна буква.



У: Переходим к следующему заданию.

Р 4: Здравствуйте, ребята. Мальчики должны найти односоставные, а девочки – двусоставные предложения. (Слайд № 7). Объясняют свой выбор девочки, потом мальчики.


  1. Младшему сыну в наследство достался кот.

  2. Вот и королевский дворец.

  3. Немедленно доставили одежду из королевского гардероба.

  4. С тех пор кот охотился на мышей изредка для собственного удовольствия.


Р 4: Какие бывают предложения по наличию главных членов?

Д: По наличию главных членов бывают предложения односоставные и двусоставные. (Заполняет кластер на стенде)


Р 4: Отгадайте, из какой я сказки и получите букву-подсказку.

Д: «Кот в сапогах», братья Гримм.


У: Ребята, обратите внимание на слово «гардероб». Марик подготовил нам словарную статью.

Р: По толковому словарю Владимира Даля «гардероб» – это многозначное слово. 1. Помещение для хранения одежды и переодевания. 2. Шкаф для хранения одежды. 3. Вся одежда, которая имеется у человека.

Запишем слово в тетрадь. Корень слова – гардероб, ударение падает на последний слог, безударные гласные «а», «е», их нужно запомнить. В этом слове есть еще орфограмма – парная согласная – «б». Ее можно проверить – гардеробы.

У: В каком значении слово употреблено в предложении «Доставили одежду из королевского гардероба»?

Д: В значении – вся одежда, которая имеется у человека.

У: А какое же задание приготовил нам следующий герой.

Р 5: Мое задание называется «буквенный диктант». Вам нужно определить, есть ли в предложениях второстепенные члены. Распространенные предложения обозначаем буквой – р, нераспространённые – н. Записываем в тетрадь. (Слайд № 8)


  1. Волчата и детеныш уснули.

  2. Однажды Акела прибежал к мальчику с известием.

  3. Волк остановился и улыбнулся.

  4. Ночь.

  5. - Человеческий детеныш!

  6. Каа выполз на середину разрушенного дворца и начал знаменитый Танец Голода.

  7. - Отдайте добычу Шер-Хану.


Проверяем себя. (Слайд № 9)

1   2   3   4    5   6   7     

н   р   н   н   р   р   н    


Р 5: Есть такие ребята, которые не допустили ни одной ошибки? Почти все правильно справились с заданием, получайте ключ. Кто догадался, откуда я? («Маугли» Редьярд Киплинг)

Р 5: Ответьте еще на один вопрос: какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

Д: По наличию второстепенных членов бывают предложения распространенные и нераспространенные. (Заполняет кластер на стенде).


У: Приглашаем последнего героя со своим заданием.


Р 6: Добрый день, друзья. Я начну с вопроса: что такое однородные члены предложения? Найдите в предложениях однородные члены. (Слайд № 10, 11)


  1. Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

  1. А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке,

Самовар стоит, словно жар горит.

  1. И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.


Р 6: Из какого я произведения? (Корней Чуковский «Федорино горе»)


Р 6: Ребята, у меня еще одно задание. Кто из вас самый внимательный? Я буду читать предложения, а вы запишите номера только тех, в которых есть обращения.

      1. «Здравствуй, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…».

      1. «Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась…»

      1. «Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном».

      1. «Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной».

Р 6: А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Слайд № 12)

Что такое обращение? (Заполняет кластер на стенде)

Р 6: А из какой сказки это задание? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Молодцы, вот вам еще одна буква.


  1. Постановка проблемы

У: По какому разделу лингвистики мы сейчас работали. Составьте из букв-ключей слово. (Разбор) О каком разборе идет речь?

У: Сформулируем тему и цели урока, кому необходимо, можно воспользоваться подсказками. Тема?

1. Обобщить изученный материал по теме …… («Простое предложение»).

2. Научиться находить в тексте …. (простое предложение).

3. Учиться выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы).

У: Запишем тему в тетрадь. (Слайд № 13).

У: Сказочные герои помогли нам определить тему урока и повторить все, что мы знаем о простом предложении. У нас получилась схема.



У: Уважаемые герои сказок, а чье из ваших заданий на определение признаков предложения более важное? Хорошо, послушайте высказывание. (Слайд № 14).


Порядок учит время сберегать.

Иоганн Вольфганг Гёте

(немецкий поэт и мыслитель)

Запишем его в тетрадь, соблюдая правила записи эпиграфа.


У: Почему разбор предложения идет именно в таком порядке?


У: Важно помнить, что при синтаксическом разборе надо следовать порядку: сначала даётся общая характеристика предложения (пункты 1, 2), затем указываются главные члены – подлежащее, сказуемое (пункт 3, 4), потом второстепенные (пункт 5) и в конце – смысловые отрезки, которые осложняют предложение: однородные члены, обращения. Чтобы запомнить последовательность, можно воспользоваться буквами ЦИОВ – цель, интонация, основа, второстепенные члены.

Физминутка


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

А теперь запишем предложение и вместе сделаем его синтаксический разбор. (Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски).


Выйдет бедная девушка в поле, обнимет ласково свою коровку. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, [ _____ , ].)


У: Предлоги обводим в рамочку, союзы в круг.

Из какого произведения взято это предложение? (Слайд № 15)


  1. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи


У: Выполнить упр. 495 (2 ученика – письменно у доски, 3 – самостоятельно)


  1. Этап включения изученного в систему знаний.


У: А следующего героя вы все хорошо помните . Он сейчас, как и вы, ходит в 5 класс. И как всегда очень невнимателен. Найдите ошибку в синтаксическом разборе, который он выполнил на уроке. (Слайд № 16). (Раздаточный материал)


Найдите ошибки в синтаксическом разборе. (Слайд № 17).

В одном сказочном городе жили коротышки. (Повест., невосклиц., простое, односост., распр.) Мальчик носил голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. (Побуд, невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными дополнениями . )


У: О ком идет речь?

(«Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов)


  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Воспользуйтесь подсказками и сделайте выводы по уроку. (Слайд 18)

– Удалось ли нам достичь цели урока?

– На уроке я научился …

– Я столкнулся с трудностями…


Мы сегодня вспомнили много сказок, хороших и добрых. Желаю и вам добра.


Попрошу вас сегодня дома обратиться к своей любимой сказке. Выпишите из нее простое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Если у кого-то возникнут трудности, тогда выполните упр. 496-ое. (Слайд № 19).

Всем спасибо за работу. (Выставление оценок)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Автор: Останина Мария Михайловна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418925573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Синтаксический разбор сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokanatiemusintaksichieskiirazborslozhnoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450291947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "план-конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксический разбор простого предложения"
    ["seo_title"] => string(88) "plankonspiekturokarusskoghoiazykav5klassiesintaksichieskiirazborprostoghopriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454517903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План - конспект урока. Тема: Синтаксический разбор простого предложения."
    ["seo_title"] => string(76) "plan_konspiekt_uroka_tiema_sintaksichieskii_razbor_prostogho_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "371254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482146943"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Синтаксический разбор сложного предложения"   9 класс "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-slozhnogho-priedlozhieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "221873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435649895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства