kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Комплексный анализ текста на уроках русского языка» Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящие методические рекомендации по теме: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка» демонстрируют возможность обучения студентов дисциплине «Русский язык», удачно сочетая формирование языковых и общих компетенций. Методические рекомендации содержат пояснительную записку, инфор-мацию о составляющих элементах комплексного анализа текста, возможные методы и приёмы работы над комплексным анализом текста, раскрывают во-прос о формировании общих компетенций (ОК) при работе над комплексным анализом текста. учебных занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Комплексный анализ текста на уроках русского языка» Методические рекомендации»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кунгурский автотранспортный колледж»














«Комплексный анализ текста на уроках русского языка»


Методические рекомендации












преподаватель общеобразовательных дисциплин

Крюкова Наталия Валерьевна








2014 г.






Автор – составитель:

Крюкова Наталия Валерьевна, преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО «КАТК»




Крюкова Н.В. Методические рекомендации по дисциплине Русский язык

Тема: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

/ Кунгурский автотранспортный колледж – Кунгур, 2014. – 28 с.


Настоящие методические рекомендации по теме: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка» демонстрируют возможность обучения студентов дисциплине «Русский язык», удачно сочетая формирование языковых и общих компетенций. Методические рекомендации рассмотрены на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № 5 от 10.12.2012.

Методические предназначены для преподавателей русского языка и студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям технического профиля.


Утверждено методическим советом ГБОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж», протокол №6 от 20.01.2013



© Кунгурский автотранспортный колледж, 2014

© Крюкова Н.В., 2014







тир. 35 экз.



Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………….4



Составляющие комплексного анализа текста ……………………………6



Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста……………7


Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста…………8


Приложение А …………………………………………………………… 10-27



Пояснительная записка


Методические рекомендации по теме: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка» разработаны в соответствии с ФГОС и рабочей программой по дисциплине «Русский язык» для студентов 1 курса. В ходе работы над содержанием заданий для самостоятельной работы учтены условия для формирования общих компетенций (ОК1-ОК8), а так же языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность студентов. Соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории коммуникации, психологии и других наук. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).

Первая причина, побудившая меня обратиться к такой известной ранее форме работы с текстом заключается в том, что студенты слабо ориентируются в тексте, затрудняются выполнять пересказ, испытывают трудности в нахождении ответов на поставленные вопросы.

Во-вторых, действующие учебники по русскому языку ещё не содержат задания для формирования общих компетенций, поэтому преподаватели могут удачно использовать в своей работе комплексный анализ текста. Он содержит компетентностно - ориентированные задания и способствует развитию мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над содержанием заданий учтены условия для формирования ОК1-ОК8, а так же языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).

В-третьих, такая форма работы помогает подготовить студентов к промежуточной аттестации (письменному экзамену), так как позволяет повторять все разделы языка.

Методические рекомендации содержат пояснительную записку, информацию о составляющих элементах комплексного анализа текста, возможные методы и приёмы работы над комплексным анализом текста, раскрывают вопрос о формировании общих компетенций (ОК) при работе над комплексным анализом текста. В приложении находятся тексты для комплексного анализа, которые можно использовать на учебных занятиях.

Методические рекомендации предназначены преподавателям и студентам.


















_________________________

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: «Творческий Центр», 2010.


Составляющие комплексного анализа текста


Комплексным называется такой анализ текста, при котором его структура подвергается рассмотрению с разных позиций разделов лингвистики. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, студенты учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учатся наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, студенты определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания, полученные в школе, переосмыслив их,

систематизировав или заполнив существующие «пробелы» в знаниях. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и в то же время, пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, студенты тренируют зрительную память, а значит, развивают орфографическую зоркость.

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста, студенты учатся видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, студенты могут развивать свои собственные стратегии создания связных текстов, в том числе и по своей специальности.

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста


Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием студентов: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, затем вопросы, связанные с профессией (они направлены на понимание содержания текста).

Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе учебного занятия, будь то актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний, рефлексия.

Преподаватель имеет возможность в течение учебного занятия менять формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, в подгруппах.

Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время учебного занятия, а могут быть и домашним заданием.

Оценивая знания студентов, преподаватель может выставить на одном учебном занятии оценки за несколько элементов работы.

Урок комплексного анализа текста может быть проведён в рамках любого раздела русского языка, так как базируется на знаниях студентов, полученных в школе.

В ходе работы над комплексным анализом текста преподаватель имеет возможность использовать разнообразные технические средства (для демонстрации текста и отдельных заданий, для проверки выполненных заданий, для восприятия текста, для работы в поисковой системе «Грамота.ру» и .т.д).

Таким образом, учет внутреннего опыта обучающихся и опора на их познавательные способности на уроках становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным. “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.


Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста


Рассмотрим, каким образом возможно формирование общих компетенций, в ходе анализа текста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В процессе обучения преподаватель может поддерживать интерес обучающихся к осваиваемой профессии, работать над профессионально-ориентированными текстами, показывать роль русского языка в профессиональной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выполнение работы осуществляется в удобном для каждого студента порядке и темпе, при необходимости преподаватель может оказывать консультативную помощь, предлагать учебник и словари для самостоятельного решения вопроса в дополнительном материале.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Каждый студент может проверить свои результаты, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Задания содержат поисковый, а не репродуктивный характер.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Студенты работают с содержанием текста, находят ответы на вопросы, пользуются справочной литературой, интернет - ресурсами.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работая в поисковой системе «Грамота.ру», студенты имеют возможность задать вопросы специалистам по тому или иному интересующему их вопросу. Кроме того, освоив выполнение анализа текста, который предлагается преподавателем, студенты объединяются в творческие группы и разрабатывают свои тексты, защищают их с использованием презентаций, аудио и видеозаписей.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Работа в парах, а также разработка и защита своих текстов с заданиями для комплексного анализа и приложений к ним способствует формированию данной компетенции.

ОК 7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Написание эссе, в котором студентам предлагается поразмышлять над перспективами профессии и личностного развития, перспектив трудоустройства, получения необходимых знаний и навыков, необходимых для будущей профессии, помогает преподавателю справиться с этой задачей.

ОК 8.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для формирования данной компетенции можно использовать лексический анализ некоторых профессиональных слов, обогащать словарный запас студентов и «погружать» в специальность.














Приложение А

Тексты для комплексного анализа

Выбор  профессии  в жизни каждого человека – важное  и ответственное  решение, оно во многом  определяет  весь его  жизненный уклад. Еще известный  русский педагог К.Д.Ушинский говорил: « Если вы удачно  выберете  труд и вложите  в него  всю  свою душу, то счастье само вас отыщет».

Текст 1


(1)Электросварщика  ручной сварки   можно увидеть  издали  на любой  стройке - склоненная  фигура  человека  над ослепительно ярким  пламенем  дуги. (2)Это поистине  кудесник, « сшивающий» из разрозненных кусков металла  стройную  конструкцию. (3)От  его знаний, умений,  добросовестности  зависят прочность  и долговечность  сварного  изделия.

(4) Ручная  дуговая  сварка  применяется  при монтаже  металлоконструкций  и трубопроводов, где  пр…обладают короткие  швы  и трудно  применять  сварочные  автоматы  и полуавтоматы, а также  в производстве, где изделия  редко  повторяются  и где,  как правило механизация с автоматизацией себя не  оправдывают.

(5) Электросварщику ручной  сварки  необходимы прочные знания по физике, химии, черчению, а также  по электронике и материаловедению. (6)Квалифицированный сварщик  знает  устройство  и принцип  действия  сварочного  оборудования, виды  и обозначения  сварочных  швов,  умеет  хорошо  ориентироваться  в технологии, может замечать  отклонения в процессе  сварки и быстро  их устранять.

(7) Спец…фика  работы  требует  физической закалки, выносливости, потому что  часто  приходится  сохранять  неудобную позу  до полного  сгорания электрода (в местах обрыва  сварки  чаще всего возникает  дефекты).

(8)Прошло много лет  с тех пор, как была  в 1802 г. получена  электрическая дуга примене…ая русским  изобретателем  Н.Н. Бенардосом  для  сварки металла. И теперь ручная  сварка живет, совершенствуется, находит  широкое применение.


  1. Как можно озаглавить текст? (ОК 4, ОК5)

  2. К какому  стилю  и типу речи относится? (ОК 4, ОК5)

  3. Над чем вас  заставляет  задуматься этот текст? (ОК 1, ОК5)

  4. Как вы понимаете  значение  слова «кудесник» во 2-ом

предложении? Определите значение слова по словарю. (ОК 4)

  1. Какое средство выразительности используется в первом абзаце?

Для чего  оно служит? (ОК3)

  1. Найдите  предложения с однородными  членами, с обособленными  определениями. Для чего  их использует автор? (ОК 2)

  2. Определите вид  сказуемого в предложении « Электросварщику

ручной сварки…». (ОК2-ОК4)

  1. Объясните  правописание  НН в слове « примененная». (ОК2-ОК4)

  2. Подберите  синонимы  к слову « добросовестность». (ОК 4) 

  3. Расставьте в тексте два недостающих знака препинания. Объясните пунктограммы. (ОК 4)

  4. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами (ОК2-ОК4)

  5. Выполните лексический анализ слова дефект. (ОК2-ОК6)

  6. Определите часть речи у каждого слова в первом предложении

последнего абзаца. (ОК2-ОК4)

14.Укажи способ словообразования слова сгорания. (ОК 4)

15. Напишите эссе на тему: « Если вы удачно  выберете  труд и вложите  в него  всю  свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д.Ушинский (ОК1-ОК4, ОК8)




Текст 2


(1)Слово «фреза» - французского  происхождения. (2)Оно обозначает  многолезвийный режущий  инструмент, с помощью которого  можно  обрабатывать  металл и другие  твердые  материалы. (3) От названия  инструмента  и произошли  слова  фрезерование, фрезеровщик.

 (4)Способ  фрезерования  зародился  давно, еще в 6 веке. (5)Эскиз  будущей  фрезы был представлен  знаменитым  Леонардо  да Винчи: он нарисовал  ее в виде круглого  вращающегося напильника с расположенными  по окружности  резцами. (6)А прадедушкой  фрезерного  станка  был  простейший  сверлильный станок. (7) Первые фрезерные  станки  были  построены  в 1818 году, и лишь  к концу 19 столетия  стали  появляться  станки, близкие  по конструкции  к современным.

 (8)Фрезерные  изделия  можно  встретить  практически  повсюду: и в  атомном  ледоколе, и в реактивном  самолете, и в мотоцикле, и в обыкновенном  велосипеде.

 (9)Работа современного  фрезеровщика  отличается  большим разнообразием, и тем она  интересна  и привлекательна для  молодежи.  (10)На  фрезерном  станке,  как считают  сами рабочие, можно делать  чудеса.  (11)Ведь фреза  имеет  много лезвий, поэтому  ее зубья  входят в обрабатываемый металл плавно, осторожно.

(12) Работает  фрезеровщик  по чертежам  и технологическим  картам, а  для их чтения необходимо владеть  запасом  специальных  технических  знаний.

(13)Такие    предметы,  как математика, геометрия, физика,  черчение, способствуют  успешному  обучению  данной профессии, помогают  работнику овладевать вершинами  своего дела.

(14)Успешной работе  фрезеровщика, кроме  технических знаний, слесарных  умений и наладочных  навыков, помогают некоторые психологические  свойства личности. (15)Прежде всего – это  увлеченность техникой, интерес к станочной  профессии, стремление  постоянно совершенствовать свои профессиональные  знания.

1. Озаглавьте текст. (ОК5)

2. К какому  стилю  и типу речи  он относится? (ОК 4, ОК5)

  1. Составьте план текста. (ОК 2)

  2. Выпишите  из текста  слова, которые  являются  средством выражения  отношения, оценки. (ОК 4)

  3. Объясните  постановку знаков препинания  в предложении  8 (ОК3)

  4. Определите, какие  языковые средства  использованы   в предложении 6 (ОК 4, ОК5)

А) лексический повтор

Б) профессиональная лексика

В) местоимения

Г) антонимы

7. Найдите в тексте  бессоюзные  сложные предложения. (ОК3)

8. Во 2-м абзаце  найдите  слово с чередующейся  гласной  в корне

слова. Объясните правописание  этого слова. (ОК2-ОК4)

9. Выполните фонетический анализ слова «знания». (ОК2-ОК4)

10. Выпишите из предпоследнего абзаца глаголы, определи

спряжение. (ОК2-ОК4)

11. Определите способ словообразования слова «увлечённость». (ОК2-ОК4)

12. Выполните синтаксический анализ предложения 8(ОК2-ОК4)

13.Выполни морфологический анализ слова «отличается» (ОК2-ОК4)

14.Найдите предложение, в котором есть уточнение. (ОК2-ОК4)


15. Составьте текст о своей профессии (специальности). Придумай задания к нему. (ОК 1)

Текст 3

(1)В процессе  использования различных  металлорежущих  станков  происходит естественное  изнашивание  деталей и механизмов.  (2) Помимо  естественного  износа  возможны  поломки  аварийного характера. (3)Для  того  чтобы  имеющийся на предприятии огромный парк  станков  и механизмов  находился  в исправном  состоянии и эффективно  работал, необходима специальная служба. (4) Представителями  этой службы и являются  слесари.

(5)Они выполняют  несколько  видов  ремонта  металлорежущих  станков:  текущий, капитальный  и планово- предупредительный. (6) Цель  текущего  ремонта - устранить возникшую неисправность, заменить  поврежденную  деталь.  (7) Если  же повреждена  базовая деталь, неисправность  которой  оказывает  влияние  на работу  других деталей, узлов  и механизмов, то в этом  случае  необходим  капитальный ремонт. (8) Здесь  ремонтнику  помогают  знания основ теории  машин и механизмов, теоретической  механики  и сопротивления  материалов, основ электротехники и гидродинамики. (9) Словом, необходим  комплекс  инженерных  знаний и умений.

(10)Слесаря  можно сравнить   с врачом: простукивая  и прослушивая  «больного», технический доктор  может услышать  характерный шум  или стук  в работе  двигателя  станка  и сделать  соответствующее  заключение  о причине  «болезни», а также  определить  ее местонахождение.

(11)Очень важно  для слесаря  умение логически мыслить. (12)Ведь чем   сложнее устройство  станка или  агрегата, тем больше  может  быть  различных причин, вызывающих то или иное  нарушение его  работ, следовательно, тем  труднее  поставить верный диагноз. (13)Поэтому  слесарь должен  понимать  логику работ механизма.

(14)Эту профессию можно порекомендовать  тем юношам, кто любит  труд  и не боится  физической  нагрузки,  кто пытлив  и вдумчив, кому нравится  разбираться  в строгой логике  работ механизмов,  кто обладает  наблюдательностью и вниманием.


  1. Озаглавьте текст. (ОК 4, ОК5)

  2. Определите  стиль и тип речи. Назовите признаки стиля.

(ОК 2,ОК4, ОК5)

  1. Определите главную мысль текста? (ОК 2,ОК4, ОК5)

  2. Укажите  средства выразительности, которые используются

в тексте. Для чего они  служат? (ОК3)

  1. В каком значении употребляется в 1-м  предложении слово  

процесс? (ОК 2,ОК4, ОК5)

А) деятельность

Б) исполнение

В) произведение

Г) обработка

  1. В последнем  абзаце найдите слова, в которых происходит  при произношении оглушение. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

  2. Определите  способ связи  в словосочетании «мыслить  логически». (ОК 2,ОК4, ОК5)

  3. Найдите в толковом словаре  значение слова  «гидродинамика». (ОК 2,ОК4, ОК5)

  4. Укажите  вид  придаточных  предложений, которые встретились в тексте. (ОК3)

  5. Составьте схему (кластер) виды ремонта металлорежущих станков. (ОК 4,ОК7, ОК8)

  6. Выпишите все причастия из 2 абзаца, определите у них постоянные признаки. (ОК 2,ОК4, ОК5)

  7. Просклоняйте слово «слесарь», расставьте ударение во всех формах слова. (ОК3)

  8. Подберите из текста синонимы к слову «неисправность». (ОК 4)

14. Вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Все по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т.п. А как считаете вы? Аргументируйте свою точку зрения. (ОК3)

Текст 4

(1)Тра́нспорт (от лат. transporto — переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов. (2)В современную транспортную систему входит транспорт общего пользования — железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, и не общего пользования — промышленный транспорт.

(3)Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. (4)В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощёных дорог для военных целей.(5) С ростом обмена развилось морское судоходство появились гребные а затем и парусные суда. (6)Для транспортировки товаров сухопутным путём использовались рабы-носильщики, применялись вьюки или двухколёсные повозки.

(7) В России все виды транспорта принадлежат государству и образуют единую транспортную сеть. (8) В её состав входит 227 тыс. км железных дорог, более 1403 тыс. км автодорог, 56,9 тыс. км нефтепроводов и продуктопроводов, 99,2 тыс. км магистральных газопроводов, 145,4 тыс. км судоходных внутренних водных путей, тысячи технически оснащенных железнодорожных станций, автовокзалов, сотни морских и речных портов пристаней, десятки крупных аэропортов гражданского воздушного флота.


  1. Озаглавьте текст. (ОК 4, ОК 5)

  2. Определите  стиль и тип речи. Назовите признаки стиля.

(ОК 2,ОК 4, ОК 5)

  1. Определите главную мысль текста? (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

  2. Определите вид  сказуемого в предложении 4 (ОК2-ОК4)

  3. Укажите способ словообразования слова «возникновение» в предложении 3(ОК2-ОК4)

6.Из второго абзаца выпишите слово с орфограммой «Н в суффиксах страда тельных причастий» (ОК 1-ОК 4)

7.Укажите, какой тип связи используется в следующих словосочетаниях (ОК 1-ОК 4): виды транспорта-

в систему входит-

общего пользования-

8.Расставьте недостающие знаки препинания в предложении 5 (ОК 1-ОК 4)

9. Произведите фонетический анализ слова «гребные». (ОК 1-ОК 4)

10.Произведите морфологический анализ слова «оснащённых». (ОК2-ОК4)

11.Выполните лексический анализ слова «транспорт». (ОК 1-ОК 5)

12. Расставьте ударение в словах: продуктопроводов, нефтепроводов, портов, аэропортов, газопроводов. (ОК 1-ОК 5)

13. Выполните синтаксический анализ предложения 4(ОК2-ОК4)

14. Напишите сочинение «Автомобиль будущего» (ОК 1-ОК 5)


Текст 5


(1)Механические свойства характеризуют способность материалов сопротивляться действию внешних сил. (2)К основным механическим свойствам относятся прочность, твердость, ударная вязкость, упругость, пластичность, хрупкость и др.

(3)Прочность — это способность материала сопротивляться разрушающему воздействию внешних сил.

(4)Твердость — это способность материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела под действием нагрузки.

(5)Вязкостью называется свойство материала сопротивляться разрушению под действием динамических нагрузок.

(6)Упругость — это свойство материалов восстанавливать свои размеры и форму после прекращения действия нагрузки.

(7)Пластичностью называется способность материалов изменять свои размеры и форму под действием внешних сил, не разрушаясь при этом.

(8)Хрупкость — это свойство материалов разрушаться под действием внешних сил без остаточных деформаций.

(9)При статических испытаниях на растяжение определяют величины, характеризующие прочность, пластичность и упругость материала.


  1. Определите главную мысль текста. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

  2. Определите стиль и тип речи. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

  3. Найдите в тексте антоним к слову «восстанавливать» (ОК2-ОК4)

  4. В каком значении употребляется в 4-м предложении слово «нагрузка»?( ОК2-ОК4)

А) степень занятости работой

Б) вес, усилие, мощность

В) идейное содержание

Г) потребитель энергии

  1. Найдите слово в предложении 1, в котором при произношении происходит оглушение. (ОК2-ОК4)

  2. Определите способ связи в словосочетании сопротивляться разрушению. (ОК2-ОК4)

  3. Найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. (ОК2-ОК4)

  4. Найдите в толковом словаре значение слова «деформация». (ОК2-ОК4)

  5. Выполните синтаксический анализ предложения 8(ОК2-ОК4)

10) Найдите предложение, осложнённое обособленным определением. (ОК2-ОК4)

11) Выполните фонетический анализ слова «растяжение» (ОК2-ОК4)

12)Определите способ словообразования у слов «прочность», «внедрению». (ОК2-ОК4)

13) Выполни морфологический анализ слова «определяют» (ОК2-ОК4)





14) Заполни таблицу, обратившись к тексту (ОК1-ОК9)

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

подробнее





Текст 6


(1)Асфа́льт (от греч. άσφαλτος — горная смола) — смесь битумов с минеральными материалами: гравием и песком, щебнем или гравием, песком и минеральным порошком в искусственном асфальте. (2)Его применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. (3)Асфальт наивысшего качества используется в живописи и при создании литографий.

(4)Ассирийцы, финикийцы и египтяне широко использовали гидроизоляционные и связующие свойства асфальта при строительстве зданий и кораблей. (5)Кроме того, египтяне использовали его при мумификации.

(6)Первоначально в XIX веке улицы городов мостились камнями (булыжная мостовая). (7)Начиная с середины XIX века, во Франции, Швейцарии и США и ряде других стран, дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. (8)В 1876 г. в США применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов. (9) Впервые асфальтобетонное покрытие было применено для покрытия тротуаров Королевского моста в Париже в 30-х годах XIX столетия.

(10)Асфальт оказался наиболее подходящим материалом для дорожного покрытия. (11) Во-первых, он становится более ровным, а значит, менее шумным и обладает необходимой шероховатостью. (12) Во-вторых, по уложенному асфальтобетону можно сразу открывать движение и не ждать, пока он затвердеет, в отличие от цементобетона, который набирает необходимую прочность только на 28-й день. (13)В-третьих, покрытие из асфальтобетона легко ремонтируется, моется, убирается, на нём хорошо держится любая разметка.


1.Как можно озаглавить текст? (ОК 4, ОК5)

2.К какому  стилю речи относится? Назовите признаки стиля. (ОК4, ОК5)

3.Определите тип речи (ОК 1, ОК5)

4. Определите значение слова «гидроизоляция» по словарю. (ОК 4)

5.Найдите в 1 абзаце прилагательное в простой превосходной степени сравнения (ОК3)

6.Найдите  предложения с вводными словами, укажите их значение (ОК2)

7.Выпишите грамматическую основу из предложения 4. (ОК2-ОК4)

8.Объясните  правописание  Н в слове « нефтяных». (ОК2-ОК4)

9.Нарисуйте схему, объясните пунктограммы в предложении 1.(ОК 4)

10.Выполни фонетический анализ слова «начинают» (ОК2-ОК4)

11.Выполни лексический анализ слова «битум». (ОК2-ОК6)

12.Определи часть речи у каждого слова в предложении 12 (ОК2-ОК4)

13.Укажи способ словообразования слова «покрытие». (ОК 4)

14. Напиши эссе на тему: «Историю и прогресс толкают вперед люди, умеющие заглядывать в будущее» (ОК1-ОК4, ОК8)

Текст 7


(1)В связи со значительным распространением в современном обществе вычислительной техники и, соответственно, программирования как рода деятельности, в настоящее время есть потребность в профессиональных программистах.

(2)Возникновение программирования как рода занятий и, особенно, как профессиональной деятельности трудно датировать однозначно. (3)Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.

(4)Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарльз Бэббидж, но не смог её построить. (5)19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочка великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. (6) Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости.

(7)Первый работающий программируемый компьютер, первые программы для него, а также первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль создал немецкий инженер Конрад Цузев 1941 году. (8)Имена людей впервые начавших профессионально выполнять работу собственно по программированию история не сохранила так как поначалу программирование рассматривалось как второстепенная наладочная операция.


1.Озаглавьте текст. (ОК 4, ОК 5)

2.Определите  стиль и тип речи. Назовите признаки стиля.

(ОК 2,ОК 4, ОК 5)

3.Определите главную мысль текста? (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

4.Определите вид  сказуемого в предложении 5 (ОК2-ОК4)

5.Укажите способ словообразования слова «профессионально» в предложении 8(ОК2-ОК4)

6.Из второго абзаца выпишите слово с орфограммой «НН в суффиксах страдательных причастий» (ОК 1-ОК 4)

7.Укажите, какой тип связи используется в следующих словосочетаниях (ОК 1-ОК 4): вычислительное устройство-

род занятий-

выполнять впервые-

8.Расставьте недостающие знаки препинания в предложении 8, составьте схему предложения (ОК 1-ОК 4)

9. Произведите фонетический анализ слова «жидкости». (ОК 1-ОК 4)

10.Произведите морфологический анализ слова «программируемым».

11.Выполните лексический анализ слова «перфокарта». (ОК 1-ОК 5)

12. Найдите предложения, осложнённые обособленным определением. (ОК 1-ОК 5)

13. Выполните синтаксический анализ предложения 6(ОК2-ОК4)

14. Напишите сочинение «Компьютер будущего» (ОК 1-ОК 5)


Текст 8


(1)В детском саду и в школе, в доме отдыха и на заводе, на борту океанского лайнера и в просторах космоса – всюду люди пользуются услугами предприятий общественного питания.

(2)Старая русская пословица гласит: добрый повар стоит доктора. (3)Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. (4)Ведь от того, как накормить человека, зависят и его здоровье, и настроение, и производительность труда. (5)А это еще такая профессия, которая требует постоянного поиска, творческой фантазии, потому- то надо приятно удивлять посетитель каждый раз, когда он заходит в столовую, кафе, ресторан.

(6)К основным типам предприятий общественного питания относятся фабрики, рестораны, столовые, закусочные, буфет, кулинарии.

(7)Что же входит в обязанности повара? В основном это следующие операции: прием сырья и его переработка, хранение продуктов, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд для раздачи, раздать их.

(8)Современные кухни ресторанов и больших столовых оборудованы электропечками, набором различных машин для обработки продуктов, холодильными камерами. (9)Их и кухнями- то трудно назвать. (10)Скорее они напоминают цеха.

(11)Сейчас в сфере общественного питания работают и мужчин, которые не только не уступают в мастерстве женщинам, но зачастую и превосходят их в умении.

1) Озаглавьте текст (ОК 4, ОК 5)

2) Определите стиль и тип речи. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

3) Какова главная мысль текста? (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

4) Подберите синоним к слову «удивлять» (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

5) Найдите в тексте предложение с придаточным определительным. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

6) Сколько звуков в словах «проявляя», «детском» (ОК 2,ОК 4, ОК 5).

7) Найдите предложение, где есть обособленное обстоятельство (ОК 2,ОК 4, ОК 5).

8) Выполните синтаксический анализ 1 предложения (ОК 2,ОК 4, ОК 5).

9)Выпишите из предложения 11 все местоимения. Укажите их разряд (ОК 2,ОК 4, ОК 5).

10) Выполните лексический анализ слова «производительность» (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

11) Определи часть речи у каждого слова в предложении 11 (ОК2-ОК4)

12) Выпиши словосочетания по типу примыкание из предложений 9,10. (ОК 2,ОК 4, ОК 5)

13) Нарисуй схему предложения 1

14) Напишите эссе на тему: «Лучший способ начать делать – перестать говорить и начать делать». Уолт Дисней (ОК 2,ОК 4, ОК 5)


.


Текст 9

(1)Бухга́лтер (нем. Buchhalter, Buch — книга, Halter — держатель) — это специалист по бухгалтерскому учёту, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством. (2)Слово «бухгалтер» возникло в конце средневековья. (3)В 1498 году император Священной Римской империи Максимилиан I назначил «бухгалтером» Рамма В.

(4)Задачи бухгалтера: вовремя и правильно оплачивать государственные налоги, отчитываться перед государственными органами и собственниками компании, организовывать работу с клиентами и партнёрами организации, следить за финансовым состоянием предприятия и так далее.

(5)Бухгалтерию чаще всего возглавляет главный бухгалтер, кроме того обычно имеются заместитель главного бухгалтера и рядовые бухгалтеры. (6)В зависимости от численности предприятия и его документооборота эти должности могут быть совмещены или дополнены другими (например, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-кассир и т. д.).

(7)В зависимости от их размера и вида деятельности, могут создаваться следующие подразделения: расчётный отдел — начисление оплаты труда и социальных выплат, материальный отдел — учёт материальных ценностей: основных средств, материалов и запасов, готовой продукции, производственный отдел — учёт затрат на производство, калькуляция себестоимости, касса — операции с наличными деньгами, ценными бумагами, общий отдел — сбор и группировка информации, формирование отчётности.


1.Озаглавьте текст. (ОК 4 , ОК5)

2.Определите  стиль и тип речи. Назовите признаки стиля.

(ОК 2 ,ОК 4, ОК5)

3.Определите главную мысль текста? (ОК 2 ,ОК 4, ОК5)

  1. Укажите номер предложения, в котором упоминается о назначении первого бухгалтера? (ОК3)

5.В каком значении употребляется в 1-м  предложении слово  

«ценностей»? (ОК 2,ОК 4, ОК5)

А) соотношение по курсу (о деньгах, ценных бумагах

Б) стоимость пересылаемых товаров

В) предметы и явления культуры

Г) то, что имеет ценность в процессе человеческой деятельности

6.В последнем  абзаце найдите слова, в которых при произношении происходит  озвончение согласных. (ОК 2,ОК 4, ОК5)

7.Определите  способ связи  в словосочетании «финансовое состояние». (ОК 2,ОК 4, ОК5)

8.Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. (ОК3)

9. Выполните морфологический анализ слова «себестоимости» (ОК 4,ОК 7, ОК8)

10. Выпишите все причастия из 5 предложения, определите у них постоянные признаки. (ОК 2,ОК 4, ОК5)

11. Просклоняйте слово «бухгалтеры», расставьте ударение во всех формах слова. (ОК3)

12. Выполните синтаксический анализ предложения 1. (ОК 4)

13. Определите способ образования слова «учёт» в предложении 7

14.Напишите сочинение- рассуждение о том, какими вы представляете себе современные деньги? (ОК3)


Текст 10


(1)Сложно рядовому гражданину решить, куда вложить свои деньги, если возникнет такая необходимость. (2)В финансовой сфере столько нюансов, что разобраться с денежным потоком под силу только финансисту. (3)Финансист — это специалист, который разбирается в политике, экономике, знает обороты конкурентов и по долгу службы должен распоряжаться денежными средствами с целью приумножения капитала. (4)Ему пред

стоит вкладывать деньги в инвестиции, недвижимость, предварительно сопоставив возможные доходы и имеющиеся риски.

(5)Профессия финансиста является одной из самых востребованных. (6)Любое предприятие заинтересовано в специалисте, который сможет грамотно управлять финансами. (7)Деньги на кону порой стоят немалые, поэтому финансист должен просчитывать каждый шаг, покупая, например, акции.

(8)От финансиста требуется одно — выгодно вложить финансовые средства. (9)Представитель этой профессии должен знать экономическую ситуацию в стране, законодательство, анализировать поступающую информацию. (10)Стратегическое мышление, любовь к цифрам, опыт работы бухгалтером или экономистом придётся кстати.

(11)Спектр компаний и отраслей, где может применить себя специалист, достаточно широк, поэтому можно будет в любом случае найти где-нибудь вакантное место — в банке, на бирже, в страховой компании и не только.


1.Как можно озаглавить текст? (ОК 4, ОК5)

2.К какому  стилю речи относится? Назовите признаки стиля. (ОК 4, ОК5)

3.Определите тип речи (ОК 1, ОК5)

4. Определите значение слова «инвестиции» по словарю. (ОК 4)

5.Найдите в предложении 2 метафору (ОК3)

6.Найдите  предложение с вводным словом, укажите его значение (ОК 2)

7.Выпишите грамматическую основу из предложения 8. (ОК2-ОК4)

8.Объясните  правописание  НН в слове « востребованных». (ОК2-ОК4)

9.Подберите  синонимы  к слову « профессия» из предложения 5 (ОК 4) 

10.Нарисуйте схему, объясните пунктограммы в предложении 11.(ОК 4)

11.Выполни фонетический анализ слова «нюансов». (ОК2-ОК4)


12.Выполни синтаксический анализ предложения 6. (ОК2-ОК6)

13.Укажи способ словообразования слова «сопоставив». (ОК 4)

14. Напишите, как вы понимаете смысл высказывания: «Не ищете славы или удачи, ищите такое дело, заниматься которым будет для вас счастьем, остальное приложится. (Р.О. Снелинг – глава крупной фирмы)» (ОК1-ОК4, ОК8)

















Литература:


основная:

  • Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 192с.

  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. – М.: Творческий Центр, 2010.-126с.

  • Ушакова О.Д. Русский язык. Комплексный анализ текста– СПб., 2013.-132с.

дополнительная:

  • Выгодский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – СПб., 2011.-402с

  • Гольцова Н.Г. Русский язык: учебное пособие для 10-11классов/. – М.: Русское слово, 2012.-508с.

  • Энциклопедия русского языка.- М.: Мир книги, 2011.-580с.

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ – русский язык для всех. http://www.gramota.ru/








29




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка» Методические рекомендации

Автор: Крюкова Наталия Валерьевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по русскому языку для 8 классов. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "172011"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423752188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства