Рабочая программа по русскому языку для 8 классов.
Рабочая программа по русскому языку для 8 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Минобразования РФ от 15.03.2004 №1089.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312.
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. Автор – составитель: С.И. Львова Москва. Мнемозина. 2009г.
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 № 2207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования''.
Также данная программа написана с использованием методических рекомендаций по составлению календарно- тематического планирования предметов ,,Русский язык'' и ,,Литература'', разработанная Управлением образования мэрии г.Ульяновска, кафедрой филологического образования УИПКПРО, учителями русского языка и литературы ОУ г.Ульяновска, рассмотренных и одобренных на заседании кафедры филологического образования УИПКПРО.
Рабочая программа к учебнику «Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы: С.И. Львова,
В.В. Львов. Москва. Мнемозина. 2011г.» предназначена для изучения русского языка в 8 классе на базовом уровне.
Программа С. И. Львовой рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В 8 А классе по учебному плану школы 4 часа в неделю. Поэтому возникла необходимость создания рабочей программы, рассчитанной на 136 часов в год. В модифицированной программе добавлено 34 часа: 23 часа на изучение теоретического материала, 4 - на контрольные работы и проверочные тесты, 7 – для проведения уроков развития речи (сочинений, изложений, комплексного анализа текста).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочую программу составила _______________________
Симонова Н.В., учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Минобразования РФ от 15.03.2004 №1089.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312.
- Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. Автор – составитель: С.И. Львова Москва. Мнемозина. 2009г.
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 № 2207-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования''.
Также данная программа написана с использованием методических рекомендаций по составлению календарно- тематического планирования предметов ,,Русский язык'' и ,,Литература'', разработанная Управлением образования мэрии г.Ульяновска, кафедрой филологического образования УИПКПРО, учителями русского языка и литературы ОУ г.Ульяновска, рассмотренных и одобренных на заседании кафедры филологического образования УИПКПРО.
Рабочая программа к учебнику «Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы: С.И. Львова,
В.В. Львов. Москва. Мнемозина. 2011г.» предназначена для изучения русского языка в 8 классе на базовом уровне.
Программа С. И. Львовой рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В 8 А классе по учебному плану школы 4 часа в неделю. Поэтому возникла необходимость создания рабочей программы, рассчитанной на 136 часов в год. В модифицированной программе добавлено 34 часа: 23 часа на изучение теоретического материала, 4 - на контрольные работы и проверочные тесты, 7 – для проведения уроков развития речи (сочинений, изложений, комплексного анализа текста).
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы в процессе усвоения учащимися системы лингвистических знаний, умений и навыков обеспечить интенсивное развитие речемыслительных и интеллектуальных способностей школьников, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности. В связи с этим программа С. И. Львовой ориентирована на единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов теории речевого общения и формирования коммуникативных умений и навыков.
Идеи программы реализуются в учебно-методическом комплекте под редакцией С.И. Львовой. Его отличительные особенности - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами (литературой, историей, иностранным языком, естествознанием, математикой), использование метода прогнозирования и целеполагания при подаче нового материала по учебной статье.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций определил и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен триединый подход к языковому явлению:
- анализ значения;
- анализ формы;
- анализ функции.
Реализуя практическую направленность курса, программа предусматривает не только классификационную и описательную характеристику систем языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи различных языковых единиц. Так реализуется принцип коммуникативной направленности.
Большое внимание в программе уделяется формированию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Решению задачи по формированию навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению способствует систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции языка, знакомство с его изобразительными возможностями.
Еще одна отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко – культурными традициями русского народа, отраженными в слове.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы, но являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися.
Система упражнений, включающая в свой состав задания повышенной трудности, лингвистический анализ художественного текста, игровые задания обеспечивают совершенствование ведущих умений и навыков в области родного языка и дают возможность учителю организовать индивидуальную работу с учащимися. Система заданий, требующих обращения к дополнительной литературе по предмету рассчитана на совершенствование навыка самостоятельной работы. Дополнительные справочные материалы, входящие в состав УМК, должны способствовать овладению школьниками наиболее эффективными и рациональными способами действий при решении любой учебной задачи.
Культуроведческий аспект в обучении родному языка проявляется в широком использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых – лингвистов, материалов по этимологии.
Программа в целом основана на главных принципах:
– принцип приоритета речи: программа уделяет внимание повседневной речи школьников и их окружения, а не только художественным произведениям мастеров слова, последовательно соотносимых со всем лексическим и грамматическим материалом для изучения; приоритет речи приводит к отказу от орфографоцентризма, приводит к пониманию орфографии как дисциплины, необходимость которой возникает при создании письменного текста; без ущерба для грамотности школьников задачи овладения правописанием решаются в ходе работы над задачами порождения текстов, а также экспериментов с ними;
– принцип интегрального подхода к языковым фактам (в противоположность принципу поуровневого изучения языковых единиц, положенному в основу всех школьных курсов); языковые факты интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных смысловых задач;
– принцип поиска и эксперимента как организующего начала работы ученика в противоположность принципу усвоения готовых знаний (правил и схем разбора), при этом ребенку предлагаются роли пользователя языка и его исследователя; постепенно привлекается к работе и тренируется его языковая и речевая рефлексия;
– принцип единства обучения словесности, предполагающий максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы (жанр, персонаж, вещный мир, сюжет как цепь событий).
В качестве измерителей уровня усвоения программы используется следующие формы:
- диктанты с грамматическими заданиями;
- словарные диктанты;
- свободный диктант;
- творческие работы (сжатые и подробные изложения, сочинения, сочинения – миниатюры);
- работы по анализу текста;
- тестовые задания.
традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:
- работа с разными видами словарей ( толковым, орфоэпическим, синонимов , эпитетов, словообразовательным )
- редактирование текста
- текстоведческий анализ текста.( тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений.)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
- Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
- Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения –описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность
Аудирование. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание текста исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами, языковыми примерами; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей; при необходимости переходить на изучающее чтение; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Пересказывать фрагмент прослушанного текста; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытии памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Текстоведение. Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2007.
Методический журнал "Русский язык в школе"
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.:
Егорова Н.В. , Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык: 8 класс». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык»: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений»/Е.М. Сергеева. – 4-е изд., исправл. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой/авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс»/О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко/ сост. Н.В. Сиденко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.
№
п/п
Тема раздела, тема урока
Количество часов (на разделурок)
Цели урока (учебные)
Основные виды деятельности (для стандартов 2004 года)
УУД (для стандартов второго поколения)
Формы урока, методы обучения
Виды контроля
Оснаще-ние, оборудование
Дата проведе-ния урока
план
факт
1
Язык как основное средство общения в национальном коллективе.
1
Введение понятия о русском языке как о славянском. Формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять запись. Формирование умения задавать вопросы разных типов
Ознакомительное чтение вступительных статей, работа с толковым словарем, этимологическим словариком, устное высказывание: как вы понимаете смысл высказывания (упр.4)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Репродуктивное составление вопросов, фронтальный и индивидуальный опрос
Высказывания о русском языке
01.09
2
Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении
1
Введение понятия о русском языке как о славянском. Формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять запись. Формирование умения задавать вопросы разных типов
Ознакомительное чтение вступительных статей, работа с толковым словарем, этимологическим словариком, устное высказывание: как вы понимаете смысл высказывания (упр.4)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Репродуктивное составление вопросов, фронтальный и индивидуальный опрос
02.09
Повторение изученного в 5 – 7 классах (11 часов)
3-4
Слово как основная единица языка. Анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности
2
На программном уровне владеть анализом слов, знать разновидности словарей
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с деформированным текстом
Работа с лингвистическими словарями
Сочинение-миниатюра (упр.31)
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельная работа с индивидуальной помощью учителя
Выставка словарей
03.09
05.09
5
Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в словах разных частей речи
1
Закрепить умение различать части речи, в особенности прилагательное и причастие
Работа с таблицей на стр.21
Сочинение-миниатюра (упр.48)
Предупредительный диктант
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Письменно: творческое письмопо заданию
алгоритм
07.09
6
Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов
1
Формирование навыка слитного и раздельного написания созвучных слов
Сочинение-миниатюра (упр.60)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.66)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль
памятка
10.09
7
Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов
1
Формирование навыка слитного и раздельного написания созвучных слов
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль
памятка
12.09
8
Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи
1
Формирование навыка слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами разных частей речи
Работа на лингвистическом тренажере
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительный диктант
Частично - поисковый, словесный
Самостоятельная работа
памятка
14.09
9
Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении
1
Знать случаи постановки знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложении
Сочинение-миниатюра (упр.70)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.72)
Словесный (беседа),
Групповая работа по анализу текста
Карточки с текстами
16.09
10
11
12
Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в простом осложненном предложении
3
Знать случаи постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении
Функциональные разновидности русского языка (13 часов + 5 р/р)
13
Понятие о функциональных разновидностях русского языка. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество
1
Знать функциональные разновидности языка
Устное высказывание: составить тексты о погоде, используя разные стили речи.
Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства
1
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов
Словесный (беседа), практический
Индивидуальная работа
24.09
15
Входная контрольная работа в системе СтатГрад
1
Проверка ЗУН
тест
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
Распечатки тестов, программа по обработке
26.09
16
Основные жанры разговорной речи.
1
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов
Словесный (беседа), практический
Индивидуальная работа
28.09
17
Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» (упр.70)
1
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельная работа
Репродук-ция картины
30.09
18
Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства
1
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в официально-деловом стиле речи
Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Устная работа по упр., письменное сочинение-рассуждение по высказыванию
01.10
19
Основные жанры официально-делового стиля речи
1
03.10
20
Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства
1
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в научном стиле речи
Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану (упр.140), сочинение-миниатюра (упр. 139)
Репродуктивный
Самостоятельная работа
05.10
21-22
Р/Р Подготовка и проведение сжатого изложения по упр. № 72
2
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельная работа
Справоч-ный материал
2 части учебника
07.10
08.10
23
Основные жанры научного стиля речи.
1
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в научном стиле речи
Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану (упр.140), сочинение-миниатюра (упр. 139)
Репродуктивный
Самостоятельная работа
10.10
24
Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства.
1
Уметь опознавать в тексте слова, использованные в публицистическом стиле речи
Работа с теоретическим материалом учебника, сочинение-миниатюра (упр. 149)
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
25
Основные жанры публицистического стиля речи. Статья и заметка
1
14.10
26
Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование
1
Сопоставление репортажей двух типов; различия между ними в предметном содержании и типологическом строении
Устное высказывание о публицистическом стиле речи по плану (упр.156)
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
15.10
27
Классное сочинение по упр.110 (репортаж о посещении музея)
1
Творческое задание к изложению
Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа.
Словесный, практический
Самостоятельная работа
17.10
28
Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства
2
Формирование умения самоконтроля
Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений.
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
19.1021.10
29
Контрольный словарный диктант Основные жанры языка художественной литературы
1
Формирование умения самоконтроля
Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений.
Словесный (беседа), практический
Индивидуальный опрос, взаимопроверка
22.10
30
Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка».
1
Контроль усвоения темы
Письмо по памяти
Комплексный анализ текста
Наглядный, практический
Письменный, самоконтроль
Распечатки тестов
24.10
31
Синтаксис как раздел лингвистики. Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная
1
Проверка ЗУН
Словарный диктант (орфографический минимум). Устное высказывание-рассказ о синтаксисе и пунктуации
Поисковый, наглядный
Работа под руководством учителя
26.10
32
Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации.
1
Проверка ЗУН
Словарный диктант (орфографический минимум). Устное высказывание-рассказ о синтаксисе и пунктуации
Сочинение-миниатюра (упр168)
Поисковый, наглядный
Работа под руководством учителя
07.11
Словосочетание как единица синтаксиса (5 часов + 1 р/р)
33
Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида
1
Формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения. Формирование умения вычленять из предложения словосочетания
Работа с теоретическим материалом учебника Сочинение-миниатюра (упр. 174)
Метод самостоятельной работы
Индивидуальная работа
09.11
34
Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
1
Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Умение производить синтаксический разбор словосочетаний
Работа с текстом
Работа со словарем
Практический
Индивидуальный
11.11
35
Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов
1
Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Умение производить синтаксический разбор словосочетаний
Работа с текстом
Работа со словарем
Практический
Индивидуальный
12.11
36
Р/Р Сжатое изложение по упр.154
1
Выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков
Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста
Проблемно-поисковый
Устный, практический
14.11
37
Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов
1
Формирование умения правильного словоупотребления
Работа с учебным словарем сочетаемости слов
Под руководством учителя
Фронтальный, индивидуальный
16.11
38
Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»
1
Проверка ЗУН
Решение тестовых заданий
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
18.11
Предложение как единица синтаксиса (22 часа +2 р/р)
39
Понятие о предложении. Основные признаки предложения
1
Формировать умение характеризовать предложение
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с деформированным текстом
Словесный, практический
Фронтальный опрос
19.11
40
Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
1
Знать основные виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов
Составление вопросов к анкете
Работа с текстом
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Взаимодиктовка, самопроверка
21.11
41
Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.
1
Знать основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения.
Сочинение-миниатюра (упр248)
Работа с этимологическим словарем
Словесный (беседа), практический
Устные ответы на вопросы текста, групповая работа по упр.
23.11
42
Виды предложений по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.
1
Знать основные виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов
Составление вопросов к анкете
Работа с текстом
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Взаимодиктовка, самопроверка
26.11
43
Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные
1
Знать основные виды предложений. Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения
Сочинение-миниатюра (упр248)
Работа с этимологическим словарем
Словесный (беседа), практический
Устные ответы на вопросы текста, групповая работа по упр.
28.11
44
Интонация предложения
1
Введение понятия об интонации и её элементах. Формирование умения правильно читать фразы в соответствии с пометами; составлять лингвистический рассказ об интонации
Сочинение-миниатюра (упр.265): составление полилога или диалога. Работа с картиной В.Е.Маковского «Первый фрак»
Работа над выразительным чтением текста
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самопроверка домашнего задания, выполнение письменной работы с помощью учителя
30.11
45
Структура предложения. Грамматическая основа предложения.
1
Формирование умения выделять и характеризовать главные члены предложения
Сочинение-миниатюра (упр.274)
Объяснительно -иллюстративный, репродуктивный
Контрольный, самостоятельная работа
30.11
46
Подлежащее и способы его выражения
1
Формирование умения находить подлежащее, характеризовать его; грамотного произношения слов
Работа с теоретическим материалом учебника
Словесный (беседа), практический
Работа в группах, самостоятельное выборочное списывание
02.12
47
Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное)
1
Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его; грамотного произношения слов
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы «Виды сказуемого»
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный опрос, письменный контроль
03.12
48
Виды сказуемого и способы его выражения. Составное именное сказуемое .
1
Формирование умения находить сказуемое, характеризовать его; грамотного произношения слов
Диктант «Проверяю себя!» с грамматическим заданием
Словесный (беседа), практический
Самостоятельна я письменная работа
05.12
49
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения применять правило в письменной речи
Составление таблицы-алгоритма
Объяснительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
Под руководством учителя
Самопроверка, самооценка
07.12
50
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Формирование умения конструировать предложения по схемам, согласовывать главные члены предложения
Анализ текста (упр.311)
Работа на лингвистическом тренажере
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный опрос, работа в парах
09.12
51
Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении
1
Проверка ЗУН
Работа с тестовыми заданиями
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
10.12
52
Контрольный тест по теме «Главные члены предложения».
1
Проверка ЗУН
Решение тестовых заданий
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
12.12
53
Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений
1
Формирование умения находить второстепенные члены предложения, определения, задавать вопрос
Работа с текстами художественных произведений
Творческий диктант
Практический
Фронтальный опрос, индивидуальная работа
14.12
54
Приложение как особый вид определения
1
Формирование умения находить второстепенные члены предложения, определения, задавать вопрос
Работа с текстами художественных произведений
Творческий диктант
Практический
Фронтальный опрос, индивидуальная работа
16.12
55
Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений
1
Формирование умения находить и характеризовать дополнение; различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме
Сочинение-миниатюра (упр. 340)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Устный опрос, письменный самоконтроль
17.12
56
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств
1
Формирование умения находить и характеризовать обстоятельство и способы его выражения
Сочинение-миниатюра (упр. 344)
Наглядный, практический
Фронтальный, индивидуальный, групповой
19.12
57
Инфинитив в роли разных членов предложения.
1
Проверка ЗУН
Работа с текстами Д.Шостаковича, Л.Н.Толстого, над картиной А.Л.Ржевской «Музыка»
Дедуктивный, практический
Самоконтроль
21.12
58
Контрольный словарный диктант (по упр.275). Культура речи. Употребление второстепенных членов
1
Учить правильно употреблять второстепенные члены предложения
Работа с тестами ЕГЭ
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный, индивидуальный
23.12
59
Контрольный диктант по теме «Предложение как единица синтаксиса»
1
Проверка ЗУН
Диктант с грамматическим заданием
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
24.12
60-61
Р/Р Подготовка и написание классного сочинения. Описание памятника (упр.252)
2
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Работа с фотографиями памятников, отбор языкового материала, работа с текстами-описаниями памятников
Комбинированный
Письменный
09.01
11.01
Односоставные предложения (12 часов + 1 р/р)
62
Односоставные предложения. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений
1
Понятие об односоставном предложении. Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения
Формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать
Работа с теоретическим материалом учебника Лингвистическое исследование
Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Вечерний звон» (упр.363)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный
14.01
64-65
Односоставные предложения. Определенно-личное предложение
2
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определённо-личные предложения; ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого – определённо-личное предложение речи
Лингвистическое исследование Изложение-миниатюра (упр.370) на лингвистическую тему
Под руководством учителя
Фронтальный опрос, само- и взаимоконтроль
16.01
18.01
66-67
Односоставные предложения. Неопределенно-личное предложение
2
Формировать умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи неопределённо-личные предложения
Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.383)
Работа с текстом
Под руководством учителя
Индивидуальный
20.01
21.01
68
Односоставные предложения. Обобщенно-личное предложение
1
Формировать умения узнавать обобщённо-личные предложения в тексте; употреблять их , объяснять их функцию
Лингвистическое исследование
Работа с текстом
Сочинение-миниатюра (упр.388)
Словесный (беседа)
Самостоятельный анализ текста упр.
23.01
69-70
Односоставные предложения. Безличное предложение
2
Закрепление умения определять вид односоставных предложений
Лингвистическое исследование
Письмо по памяти (упр.399)
Изложение-миниатюра (упр.393)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Фронтальный, самопроверка
25.01
71
Р/Р Подробное изложение (по упр.316)
1
Выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков
Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста
Проблемно-поисковый
Индивидуальная работа
27.01
72
Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
1
Проверка ЗУН
Объяснительный диктант
Работа с текстом
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
Практический
Самостоятельная работа
28.01
73
Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»
1
Проверка ЗУН
Объяснительный диктант
Метод самостоятельной работы
Индивидуальная работа
30.01
Простое осложнённое предложение (43 часа + 2 р/р)
74
Простое осложненное предложение и его признаки. Понятие об однородных членах предложения.
1
Формирование понятия об однородности.
Устное высказывание на лингвистическую тему
Работа с текстом
Словесный (беседа), репродуктивный
Фронтальный
01.02
75
Способы связи однородных членов предложения (сочинительные союзы, перечислительная интонация)
1
Формирование умения составлять лингвистический рассказ по материалу опорного конспекта
Устное высказывание на лингвистическую тему
Объяснительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный
Само- и взаимоконтроль
03.02
76
Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов
1
Знать правила использования двойных союзов
Предупредительный диктант
Графический диктант
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
Дедуктивный, проблемно-поисковый
Самостоятельная работа
04.02
77
Однородные и неоднородные определения
1
Введение однородности и неоднородности определений; умения их различать
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с текстом
Объяснительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
Проблемно - поисковый
Устный
06.02
78
Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями
1
Закрепление навыка пунктуации при однородных членах предложения
Предупредительный диктант
Работа с тестами, карточками
Словесный, практический
Фронтальный, самопроверка
08.02
79
Р/Р Классное сочинение по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день»
2
Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи
Составление плана сочинения, отбор ключевых слов, работа со словарем эпитетов
Словесный (беседа), репродуктивный
Индивидуальная работа
10.02
80
Обобщающие слова при однородных членах предложения
1
Изучение правила с опорой на схему. Формирование умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах
Составление схем, таблицы
Творческий диктант
Работа на лингвистическом тренажере
Метод самостоятельной работы
Самопроверка
11.02
82
Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения
1
Формирование умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах
Работа с деформированным текстом
Предупредительный диктант
Работа на лингвистическом тренажере
Практический
Фронтальный
13.02
83
Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения»
1
Формирование умения самоконтроля
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471)
Работа на лингвистическом тренажере
Словесный, практический
Письменная проверка знаний
15.02
84
Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения»
1
Формирование умения самоконтроля
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471)
Работа на лингвистическом тренажере
Словесный, практический
Письменная проверка знаний
17.02
85
Контрольный тест по теме «Предложения с однородными членами предложения»
1
Выявить пробелы в знаниях учащихся
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Практический
Самоконтроль
Распечатки тестов
18.02
86
Анализ контрольного теста. Понятие об обособленных членах предложения
1
Провести работу над ошибками
Работа над ошибками
Работа с таблицей
Объяснительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный
Самоконтроль, индивидуальная письменная работа
20.02
87-
88
Обособление определений
2
формирование умения видеть в тексте определения, закрепление умения ставить запятые в обособленных членах
Работа с таблицей
Объяснительный диктант
Сочинение-миниатюра (упр.482)
Объяснительно-иллюстративный, практический
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа по вариантам
22.02
24.02
89-
90
Обособление приложений
2
формирование умения видеть в тексте определения, закрепление умения ставить запятые в обособленных членах
Работа с таблицей
Объяснительный диктант
Сочинение-миниатюра (упр.482)
Объяснительно-иллюстративный, практический
Индивидуальный опрос, самостоятельная работа по вариантам
25.02
27.02
91
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.
1
Знать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями
Предупредительный диктант
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
Поисковый, словесный, наглядный
Индивидуальная и групповая работа
92
Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения
1
Знать о разновидности распространённого согласованного определения
Диктант «Проверяю себя!»
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
Поисковый, словесный, наглядный
Устный, письменный
03.03
93
Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями.
1
Закрепление ЗУН
Работа с индивидуальными карточками
Работа на лингвистическом тренажере
Поисковый, словесный, наглядный
Устный, индивидуальный
04.03
94
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»
1
Повторить и обобщить знания по теме
Письмо по памяти
Тестовые задания
Практический
Самоконтроль
06.03
95
Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений»
1
Проверка ЗУН
Творческий диктант
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
10.03
96
97
Обособление обстоятельств
2
Провести работу над ошибками
Работа над ошибками
Работа с теоретическим материалом учебника
Словесный (беседа),репродуктивный, практический
Фронтальная беседа, работа по карточкам в парах
11.03
13.03
98
Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами
1
Закрепление умения пересказывать текст, сохраняя его лексические и синтаксические особенности; выразительно читать предложения с обособлением
Работа на лингвистическом тренажере
Устное высказывание (упр.510)
Предупредительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Фронтальный индивидуальный опрос
15.03
99
Контрольный словарный диктант. Обособление дополнений. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями
2
Формирование умения обособлять дополнения
Работа с текстом
Объяснительный диктант
Частично – поисковый, словесный
Фронтальный и индивидуальный опрос
17.03
18.03
100
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»
1
Проверка ЗУН
Диктант с грамматическим заданием
Частично -поисковый, словесный
Индивидуальная работа
20.03
101
Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления
1
Знать способы выражения значения сравнения и уподобления
Работа с теоретическим материалом учебника
Работа с лингвистическим тренажером
Объяснительный диктант
Словесный, практический
Проверка домашнего задания, выборочный диктант
22.03
102
Подготовка к написанию домашнего сочинения (упр.406)
1
Проверка ЗУН
Творческий диктант
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
31.03
103
Обособление сравнительных оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки
1
.Формировать умения обособлять сравнительные обороты, знать его семантические и грамматические признаки
Творческий диктант
Сочинение-миниатюра (упр.536)
Работа под руководством учителя
Фронтальная работа по таблице
01.04
104
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.
1
Проверка ЗУН
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.539)
Решение тестовых заданий
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
03.04
105
Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств»
1
Проверка ЗУН
Творческий диктант
Практический
Контрольный, самостоятельная работа
05.04
106
Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения
1
Понятие об уточнении
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы
Работа под руководством учителя
Фронтальная работа по таблице
07.04
107
Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения
1
Закрепление умения ставить знаки препинания
Работа с лингвистическим тренажером
Предупредительный диктант
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
08.04
108
Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.
1
Обобщение ЗУН по теме
Анализ текста (упр.555)
Сочинение-миниатюра (упр. 556)
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр. 557)
Объяснительно - иллюстративный, практический
Самопроверка, самооценка
10.04
109
Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению
1
Дать информацию об основных группах вводных слов, формирование умения находить в тексте и определять роль вводных слов
Орфографический минимум
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы «Вводные слова»
Творческая работа
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
12.04
110
Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности
1
Формирование умения использовать вводные слова и конструкции в речи письменной и устной
Сочинение-миниатюра (упр.562)
Частично – поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
14.04
111
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами
1
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными словами
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.569)
Предупредительный диктант
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
15.04
112
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами
1
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными словами
Составление плана текста, определение темы и основной мысли текста, отбор ключевых слов, нахождение предложений с вводными конструкциями, объяснение знаков препинания
Частично - поисковый, словесный, практический
Работа в группах: заполнить таблицу примерами
17.04
113
Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями
1
Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вводными конструкциями
Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.576)
Сочинение-миниатюра (упр.579)
Индивидуальная работа на карточках
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самостоятельное выполнение упр. по образцу
19.04
114
Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения
1
Формировать умения видеть в тексте и правильно произносить обращение; выделять обращение на письме; употреблять в речи устной и письменной
Работа с теоретическим материалом учебника
Составление таблицы
Работа под руководством учителя, репродуктивный
Самостоятельное выполнение упр. по образцу
21.04
115
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Особенности звательной интонации.
1
Выразительно читать предложения с обращениями
Устное высказывание (упр.601)
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Групповая работа: составить орфографическую диктовку по теме
22.04
116
Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием.
1
Повторить основные сведения по теме
Работа с теоретическим материалом учебника
Объяснительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Самостоятельна я письменная работа
24.04
117
Знаки препинания в предложении с междометиями и словами да, нет.
1
Закрепление умения ставить знаки препинания
Предупредительный диктант
Индивидуальная работа на карточках
Работа с лингвистическим тренажером
Частично - поисковый, словесный
Выборочное чтение, индивидуальная работа с предложениями
26.04
118
Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»
1
Проверка ЗУН
Диктант «Проверяю себя!»
Частично –поисковый словесный, практический
Самостоятельная работа
28.04
Повторение изученного (12 часов)
119
Повторение. Словосочетание.
1
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Работа с лингвистическим тренажером
Объяснительный диктант
Решение тестовых заданий
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Работа в парах по карточкам
29.04
120
121
Повторение. Предложение. Виды односоставных предложений
2
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Работа с лингвистическим тренажером
Объяснительный диктант
Решение тестовых заданий
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Работа в парах по карточкам
03.05
05.05
122
123
Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами
2
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Графический диктант
Работа с текстом
Индивидуальная работа на карточках
Объяснительно -иллюстративный, практический
Фронтальный опрос, самостоятельная работа
06.05
08.05
124
125
Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с обособленными членами предложения
2
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе
Объяснительный диктант
Решение тестовых заданий
Предупредительный диктант
Словесный (беседа), репродуктивный, практический
Само –и взаимопроверка
10.05
12.05
126
Повторение. Функциональные разновидности русского языка
1
Повторить и обобщить знания, полученные в 8 классе