Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка»
Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка
Мысль, «вооруженная… рифмами» быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.
На упражнениях, помогающих учителю формировать навыки анализа поэтического текста, мне хотелось бы остановиться в своей работе, сгруппировав их следующим образом :
I. Тексты, обучающие выразительному чтению.
II. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.
III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа.
IV. Тексты с элементами синтаксического анализа.
V. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения.
VI. Тексты – комментарии к стихотворениям.
VII. Сочинение по заданному началу.
I. Тексты, обучающие выразительному чтению
«Подготовьтесь к выразительному чтению». (стихотворение А.Т. Твардовского):
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же...
– сопровожден заданием: «Подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на пунктуацию, на то, что весь текст – это одно предложение. Стихотворение должно читаться неторопливо и в то же время – на одном дыхании».
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Цветаевой.
Б.Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий... Не рассорили – рассорили, Расслоили… Стена да ров. Расселили нас, как орлов
Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили – растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот.
Который уж – ну который – март?! Разбили нас – как колоду карт!
К выразительному чтению этого стихотворения готовимся на уроке. Обращаю внимание учащихся на необычный графический облик ряда слов. Прибегаю к помощи известного стиховеда М.Л. Гаспарова. В книге «О русской поэзии», в очерке «Марина Цветаева. От поэтики быта к поэтике слова», Михаил Леонович, характеризуя позднюю манеру поэтессы, пишет: «…Поздняя манера Цветаевой становится уже углублением... … в слово, в звуковой и морфологический состав слова, в которых поэт силится уловить тот глубинный смысл, который наконец даст ему возможность высказать не поддающееся высказыванию...… Вот стихотворение 1925 года:
Рас-стояние: версты, мили...… Нас рас-ставили, рас-садили...…
Здесь героем стихотворения становится уже не слово... …а приставка, и набор пересекающихся на ней слов образует широкое смысловое поле стихотворения; первый опыт такого рода был сделан еще годом раньше в «Поэме конца»:
– Что мы делаем? Расстаемся. – Ничего мне не говорит Сверхбессмысленнейшее слово: Рас-стаемся. Одна из ста?..»
II. Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств
Поэтические тексты, представленные в учебнике-практикуме, позволяют отработать такие средства художественной изобразительности, как аллитерация, ассонанс, перифраза, риторическое обращение, анафора и так далее, не говоря уже о таких средствах, как эпитет, метафора, сравнение.
Вот как выстроена система упражнений, в которых отрабатывается такое понятие, как «перифраза».
Используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, запишите, что такое перифраза (перифраз, парафраз, парафраза), опираясь на материал «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.
Парафраз и парафраза (от греч. раrаphrases — описательный оборот, описание). 1. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).
1. Приведите примеры перифраз, встречающихся в художественном произведении.
2. Докажите, что описательный оборот «словесная ткань» (вместо «текст») является перифразой (перифразом).
Перифразы в тексте играют роль контекстуальных синонимов, которые помогают более точно охарактеризовать предмет, передать к нему отношение, а также избежать неоправданного повтора. Это полезно учитывать при редактировании текста, при его анализе.
Прочитайте отрывки из стихотворения К.Бальмонта. Понаблюдайте за использованием такого стилистического приема, как перифраза. Какова ее роль в тексте?
Тургенев — первая влюбленность, В напевном сердце нежный строй, Где близь уходит в отдаленность, Заря целуется с зарей.
Зима наносит снег. Но лишь я Припомню «Первую любовь», Промолвлю: «Ася» и «Затишье», — Себя я вижу юным вновь.
Дремотный старый сад. Сирени. Узор крестообразный лип. Зовут заветные ступени. Садовой дверцы дрогнул скрип.
Они пройдут перед очами — Сплетенья призраков таких, Что будешь днями и ночами Их вспоминать и звать в свой стих.
На утре дней душа открыта, Прикосновений жаждет новь, И вот тропинка в ней пробита — Через любовь к любви — в любовь.
Душа нуждается в уроке, И мир заманчив и не хмур, Когда читаешь сердцем строки, Что спел грустящий трубадур.
Блажен, кто в золото лобзанья Возвел землистую руду И женское очарованье Предуказал нам, как звезду,
Кто нас увлек в такие дали, Где все есть радость и печаль, И мысль заветные скрижали Взнесла в небесную эмаль.
Благословен учитель чувства, Нам показавший образец, Одевший в пламени искусства И кровь и омуты сердец.
Тургенев – первая влюбленность, Глаза с их божеской игрой, Где близь уходит в отдаленность, Заря встречается с зарей.
1. Сравните начало и конец стихотворения. Благодаря чему «конец гармонирует с началом»? Приведите примеры из поэтических произведений, в которых начало и конец как бы перекликаются.
2. Объясните значение слова скрижали. Какова стилистическая окраска этого существительного? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в стихотворении Бальмонта? Какова их роль в тексте? Запишите толкование значения слова скрижали, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Как образованы слова близь, новь? Приведите примеры использования слов такой же структуры в стихотворениях других поэтов, например, С.Есенина.
5. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их тип и роль в стихотворении.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?
Запишите, используя один из способов цитирования, что писал Бальмонт об истории создания стихотворения «Тургенев — первая влюбленность...».
Оно возникло внезапно, когда в сентябрьские дни, начав перечитывать Тургенева целиком, чтобы заглянуть, все ли еще я люблю его, как любил в юности, я вдруг увидал, что люблю его не так, как в юности, а гораздо сильнее.
А следующий текст дает возможность понаблюдать за использованием таких средств звуковой выразительности, как аллитерация и ассонанс.
1. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Обвал
Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега... Ты затопил, освирепев, Свои брега.
И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал, И пылью вод И шумной пеной орошал Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец.
(А.С. Пушкин)
2. Найдите в тексте примеры использования архаизмов (лексических, фонетических, грамматических). Какова их роль?
3. Какие слова употребляются в переносном значении?
4. Выпишите из текста предложение с риторическим обращением.
5. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов? Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста? Понаблюдайте за употреблением деепричастий.
6. Найдите в тексте примеры использования многосоюзия, анафоры.
III. Тексты с элементами лексико-фонетического анализа
В учебнике в разделе «Лексика. Фразеология» приводится памятка «Лексический разбор текста».
Чтобы произвести лексический разбор теста, надо найти в тексте:
– ключевые слова (словосочетания); – слова, употребленные в переносном значении; – синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы; – слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы; – объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию; – уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте; – подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова; – провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях; – показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных).
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются текстыпублицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь «более широкий контекст», показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.
Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.
За памяткой следует отрывок из стихотворения В.Твороговой):
Сколько смысла в старинных словах! Сколько с ними забыто напрасно. Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» – Как свечу засвечу...… Как я прежде была неправа, Не о том и не так говорила! Только в давнее дверь отворила – Обрела и открыла слова. Что за чудо – и молвить, и речь, И словами одаривать – чудо. Словно музыку, слушаю речь – Ну, откуда такое, откуда?..
Используя памятку, учащиеся производят лексический разбор текста:
Данный текст о старинных словах. Его основная мысль заключена в восклицании: Сколько смысла в старинных словах!
Ключевыми словами и словосочетанием здесь являются старинные слова, народно-поэтическое свет мой – ласковое, приветливое обращение; высокое обрести, устаревшие молвить, речь. Их назначение в тексте – показать, сколько смысла и света заключено в старинных словах, насколько они музыкальны. С их помощью автор иллюстрирует основную мысль стиха.
В тексте используется лексический повтор: дважды повторяются существительное чудо, наречие откуда, встречаются омоформы слова (речь – молвить, сказать и речь – язык) и слова как (как – союз и как – восклицательная частица).
В качестве лексических средств связи между предложениями текста используются личные местоимения я, с ними и восклицательные частицы как, что за, подчеркивающие личностный характер высказывания…...
IV. Тексты с элементами синтаксического анализа
В разделе «Синтаксис» особое внимание обращается на анализ синтаксических особенностей текстов, в том числе и поэтических.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.Ахматовой, которое было написано в июле 1941 года.
Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, – Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
Учащимся было предложено выучить данный текст наизусть и подготовиться к письму по памяти. Анализируя это стихотворение, учащиеся должны были объяснить смысл названия, а также ответить на вопрос: «Какие синтаксические особенности придают тексту торжественное звучание?».
Вот один из образцов выполнения этой работы:
«Стихотворение Анны Ахматовой называется “Клятва”. Это название полно и глубоко отражает его смысл. Клятва – это торжественное обещание, торжественное уверение в чем-либо, подкрепленное упоминанием чего-либо священного для того, кто уверяет, обещает. Стихотворение было написано в 1941 году, и речь в нем идет о Великой Отечественной войне. Лирическая героиня дает от лица всего народа торжественное обещание потомкам и предкам: русские люди никогда не покорятся врагу. Такая клятва способна сделать людей сильнее, помогает им переплавить “боль в силу”, а главное – она священна и не оставляет пути назад. Торжественность звучания этих строк достигается автором благодаря употреблению побудительного предложения, а также сложноподчиненного предложения с придаточным местоименно-определительным, в котором местоимение в обобщенном виде заменяет существительное, и сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, содержащим в главной части клятвенное обещание. В обоих сложных предложениях придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза что, его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого говорящий не сомневается». (Мельникова Наталья)
V. Тексты – сопоставления разных редакций стихотворения
Перечитайте стихотворение А.Т. Твардовского, написанное в 1960 году.
В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же...
Сравните известный нам текст с черновым вариантом, в котором конец стихотворения был другим:
...Речь не о том, но все же. Что же – все же? Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.
VI. Тексты – комментарии к стихотворениям
Прочитайте отрывок из книги критика А.Кондратовича. Какие особенности анализа поэтического произведения проявляются в тексте? Вот прекрасный образец философской лирики А.Фета (1885 год).
Есть ночи зимней блеск и сила, Есть непорочная краса, Когда под снегом опочила Вся степь, и кровли, и леса.
Сбежали тени ночи летней, Тревожный ропот их исчез, Но тем всевластней, тем заметней Огни безоблачных небес.
Как будто волею всезрящей На этот миг ты посвящен Глядеть в лицо природы спящей И понимать всемирный сон.
Похоже на зимний ночной пейзаж, но с самой первой строки, приподнимающей нас, а далее взмывающей от нас ввысь, в область духа, размышлений о мировом покое, паузе тишины, когда, по видимости, все оцепенело, но лишь спит – и, значит, живет и продолжается незримое миру движение духа и материи. Допускаю и иное толкование, потому что лирическая мысль поэта неоднозначна, вряд ли можно измерить всю ее глубину. Не говорю уж о величественности самой картины «природы спящей», о настроении — несомненно, торжественном, — которое вызывают у читающего эти двенадцать строк. Всего двенадцать, а какое пространство заключено в них: от этих двенадцати веет чуть ли не эпосом.
1. Какие языковые средства выражения не только мысли, но и чувства, отношения, оценки используются критиком?
2. В каком значении употребляется слово эпос? Запишите ряд слов, однокоренных с этим существительным.
3. Подберите синонимы к вводному слову несомненно.
4. Подготовьтесь к выразительному чтению. Какое настроение надо передать при чтении стихотворения Фета?
Некоторые упражнения помогают подготовиться к сочинению.
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» состоит из двух четверостиший. Второе четверостишие (отраженно-симметричное к первому) начинается словом умрешь. Если первое четверостишие, относящееся к жизни, начинается словами Ночь, улица, фонарь, аптека, то второе, говорящее о том, что после смерти повторится все, как встарь, заканчивается словами, как бы выворачивающими наизнанку начало первого: Аптека, улица, фонарь. В этом стихотворении содержание его удивительным образом слито с его построением. Изображено отражение в опрокинутом виде улицы, фонаря, аптеки. Это отражение отражено (я намеренно повторяю однокоренные слова — отражениеотражено) в построении стихотворения, а тема смерти оказывается бессмысленным обратным отражением прожитой жизни: Исхода нет. Посмертная жизнь как опрокинутое и карикатурное повторение жизни — обычный для фольклора мотив. Он ярко представлен, например, в древнерусской повести о бражнике, стучащемся на том свете в рай и переспоривающем всех праведников, или в поэме А.Т. Твардовского «Теркин на том свете». Все — то же, но ненастоящее, отраженное, лишенное подлинного содержания и смысла. В стихотворении Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» поразительно совпадение его построения, композиции с содержанием. Даже зрительно два четверостишия, отделенные друг от друга пробелом, производят впечатление как бы «самоиллюстрации»... Позволю себе полностью воспроизвести здесь это всем хорошо знакомое стихотворение:
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
(Д.С. Лихачев. Раздумья)
Используя текст Д.С. Лихачева в качестве образца, учащиеся пишут сочинение – развернутый комментарий к одному из стихотворений Блока.
Запишите, подчеркните грамматические основы предложений, объясните орфограммы и знаки препинания. Найдите архаизмы, историзмы, авторские неологизмы, объясните их значение. Произведите частичный лексический разбор текста .
Николай Алексеевич Клюев родился в деревне Коштуга Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодская область) в старообрядческой семье. Дед, отец и особенно мать оказали огромное влияние на характер и творчество будущего поэта. «Грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости, — писал в автобиографии Клюев, — обучен своей покойной матерью». Она была «искусной вопленицей», «былинницей» и «песельницей».
Поэтический мир Клюева — это крестьянский мир, который за многовековую историю пропитался мифами, религиозными легендами, апокрифами, обрядами, предрассудками, приметами, сказками, объединив, растворив в себе христианство и язычество, религиозное и бытовое начала. Для него изба – символ мироздания: Беседная изба — подобие Вселенной: В ней шелом — небеса, полати — Млечный путь.
Изба в поэзии Клюева это крестьянская Русь, матерь-отчизна, матерь-земля, Мать-Природа, где в согласии должны бы жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место.
(По материалам биобиблиографического словаря «Русские писатели», т. I)
Вот как был произведен частичный лексический разбор текста:
«Данный текст – о крестьянском поэте Николае Алексеевиче Клюеве и его поэтическом мире. Основная мысль высказывания заключена в словах: “Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир…”
Ключевыми словами и словосочетаниями здесь являются творчество поэта, песенный склад, словесная мудрость, искусная вопленица, авторские неологизмы былинница, песельница, беседная изба, а также архаизм шелом. Их назначение – дать представление о поэте Николае Клюеве как о потомке и представителе севернорусских сказителей и воплениц (“родился в деревне Коштуга Вытегорского уезда Олонецкой губернии”).
Как лексический повтор в тексте трижды употребляется слово изба. Этот образ содержит глубокий философский смысл в поэзии Клюева. Крестьянская изба – не убогое жилище бедного горемыки, а основа мироздания, целый мир, избяной космос. Это и символ крестьянской Руси, матери-отчизны. Кроме того, данный повтор выступает в тексте в качестве основного лексического средства связи предложений, а также 2-го и 3-го абзацев.
В тексте употребляются заимствованные слова: миф (греч.), легенда (лат.), синонимом к которым является слово сказание; греческое слово апокриф – древнее произведение с библейским сюжетом. Интерес представляют и слова обряд – совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями, а также предрассудок, примета.
Употребление данной лексики подчеркивает мысль о том, что поэтический мир Николая Клюева соединил “в себе христианство и язычество, религиозное и бытовое начала”». (Федоркова Юлия)
VII. Сочинение по заданному началу
Особый интерес представляют и упражнения, где перед учащимися ставится задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.
Пушкин присутствует и будет присутствовать в нашей жизн_, как весна... Помню, в каком зале говорил о «веселом им_ни Пушкин» невеселый Блок: это было в доме на улиц_, которая теперь называется Некрасовской. Блок читал стихи тогда так, как(будто) они давно написа(н,нн)ы или высече(н,нн)ы на камне, а он произносит уже прежде известное, но сохр_не(н,нн)ое. Он не во_вышал голоса, делал небольшую паузу перед моментом рифмы. Рифма ощущалась как подтверждение дикции.
(В.Шкловский)
Напишите небольшое сочинение по данному началу. Началом — зачином текста может быть предложение, в котором содержится цитирование высказывания В.Шкловского о Пушкине. Нетрудно заметить, что в этом предложении сформулирован тезис, и если вы будете создавать текст-рассуждение, то следует привести ряд доказательств, подтверждающих мысль, выраженную в начале текста.
* * *
Многие учителя и ученики отрицательно относятся к анализу поэтического произведения. Почему? Потому что его написанию надо учить. И не от случая к случаю, а целенаправленно, в системе. И тогда уроки русского языка становятся становятся уроками со-трудничества и со-творчества с учениками.
object(ArrayObject)#895 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(156) ""Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом»"
["seo_title"] => string(77) "pismopopamiatinaurokakhrusskoghoiazykakakeliemientkomplieksnoirabotystiekstom"
["file_id"] => string(6) "276336"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452703884"
}
}