kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Календарь. Времена года – красота природы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие  «Календарь. Времена года, красота природы» имеет следующую цель:

-развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРЬ»

Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки №27»


Развитие связной речи

1 класс


« Календарь.

Времена года – красота природы.»




Учитель – логопед

Колмакова Е.В.



Кемерово 2016

« Календарь.

Времена года - красота природы »



Цель: Развитие речи - как средство общения в контексте

познания окружающего мира и личного опыта ребенка.


Задачи:

  1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,

объекты рукотворного мира и деятельности человека

  1. Умение самостоятельно использования усвоенного

лексико – грамматического материала

в учебных и коммуникативных целях.

  1. Овладение доступными средствами

коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации

в практике экспрессивной и импрессивной речи

для решения соответствующих возрасту житейских задач.





КАЛЕНДАРЬ.

ВРЕМЕНА ГОДА –

КРАСОТА ПРИРОДЫ.

Все мы - жители планеты Земля. Она похожа на шар, который находится в постоянном движении. Земля вращается вокруг своей оси, каждый её оборот равен 24 часам- земным суткам.

Одновременно Земля вращается и вокруг Солнца. Полный оборот она совершает примерно за 365 суток – т.е. за год.



Календарь – это система счета дней и месяцев года. Его составили ученые, внимательно изучившие движение нашей Земли и Солнца. Календарь помогает нам отсчитывать время: дни недели, месяцы; помогает узнать когда наступает то или иное время года, праздники, наши дни рождения.

Раньше люди жили без календаря. Свою жизнь, время люди рассчитывали по солнцу, звездам и луне.


Календари бывает разного вида.

  • отрывной

  • настенный

  • перекидной

  • квартальный

  • настольный









Как называется планета, на которой мы живем?

Чему равен год?

Что такое календарь?

Зачем нужен календарь?




В календаре которым мы пользуемся сейчас, год делится на 12 месяцев. В году у нас четыре сезона, четыре времени года







Рассмотрим рисунки. Знаешь ли ты, какие времена года на них изображены?






Осенью бывают солнечные, ясные

дни.

Но чаще - облачно, пасмурно, идет дождь.

Исчезают бабочки, прячутся мошки и жуки.

Птицы не могут найти пищу. Они улетают в теплые края.




Жёлтый цвет — символ осени.

С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название — золотая.
Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. Редко-редко где поставит осень голубое или зелёное пятнышко. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый!







Сентябрь

С.Маршак


Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря -
И открылась школа.









СЕНТЯБРЬ

Древнерусское название сентября – ревун(ревут лоси и олени), другое название сентября – вересень (пора цветения вереска)


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ.

23 сентября – день осеннего равноденствия (день равен ночи).


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ СЕНТЯБРЯ.

Дружный листопад – к суровой зиме.

В лесу много рябина- осень будет дождливой.


ПОГОВОРКА

В сентябре одна ягода и та горькая!


ЗАГАДКА

Пусты поля, мокнет земля, день убывает.

Когда это бывает?



Октябрь

С.Маршак

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.






ОКТЯБРЬ

В старину этот месяц называли листопадник, грязник.


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ ОКТЯБРЯ.

14 октября – Покров. Обычно в этот день Земля снегом покрывается..

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ ОКТЯБРЯ.

Если упавшие с деревьев листья лежат изнанкой - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.


ЗАГАДКА

Не зверь, а воет.


В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.


Ноябрь

С.Маршак
День седьмого ноября -
Красный день календаря.
Погляди в своё окно:
Всё на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идёт
Там, где шли трамваи.
Весь народ - и млад и стар -
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!





















НОЯБРЬ

Древние славяне называли его грудень (в это время образуются груды мёрзлой земли, не занесенные снегом).


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ НОЯБРЯ

12 ноября – « синичкин день».

Стайка синиц около домов – признаки больших морозов.


НАРОДНАЯ ПРИМЕТА

Снег выпал и остался на деревьях – останется и на земле.


ПОГОВОРКА

Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.


ЗАГАДКА

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Рассмотри рисунок и назови признаки осени?


Как ты думаешь почему осенью листья становятся желтыми?

Почему осенью становится холодно?

Почему желтеют и опадают листья на деревьях?

Что значит слово «листопад»? Когда он бывает?

Куда улетают птицы? Почему?





Зимой солнце светит мало.

Оно почти не дает тепла. Становится очень холодно. Листьев на деревьях нет.

Часто идет снег.

Это явление называется снегопадом.

Вся земля укрыта снегом.




Тихо приходит зима.

Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Спят глубоким сном растения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой — неба, чёрный — деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы.



Декабрь

С.Маршак

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.




ДЕКАБРЬ

В народе за стужу называли лютень или студень

.

ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ ДЕКАБРЯ

22 декабря – день зимнего солнцестояния.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Ясная заря зимой- к морозу

Снегирь поёт- к снегу и вьюге.


ЗАГАДКА

Без рук, без глаз, а рисует.


ПОГОВОРКИ

Зима не лето, а в шубу одета.

Декабрь глаза снегами тешит, да ухо морозом рвёт.



Январь

С.Маршак

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом




ЯНВАРЬ

В старину называли просинец

(от слова «сиять», чаще проглядывает солнце)


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ ЯНВАРЯ

1 января- Новый год.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Январю-большие морозы, февралю – метели.

Вороны и галки сидят на вершинах деревьев – к морозу.


ЗАГАДКА

Сам не бежит, а стоять не велит.


ПОГОВОРКИ

Январь году начало, зиме середина

В зимний холод всякий молод

Февраль


С.Маршак


Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

















ФЕВРАЛЬ

В старину называли его называли снеговик, бокогрей

(на солнечной стороне начинает пригревать).


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ ФЕВРАЛЯ

23 февраля- День защитника отечества.


НАРОДНАЯ ПРИМЕТА

Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.


ЗАГАДКА

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит слёзы льёт.


ПОГОВОРКА

Метель да вьюга – февралю два друга.

Как ты думаешь, какое это время года?

Назови признаки зимы?

Какие зимние приметы ты знаешь?



















Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.



Самые приметные цвета весной —

ярко-голубой и зелёный.

Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на деревьях. И уж, конечно, только весной можно увидеть необыкновенно красивое брачное оперение птиц, цветных лягушек, нежные весенние цветы. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи, только весной так ярко блестят зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветков!


Март

С.Маршак Рыхлый снег

темнеет в марте.
Тают льдинки

на окне.
Зайчик бегает

по парте
И по карте

на стене



МАРТ

Древнерусское название – протальник, капельник.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ.

Длинные сосульки- к долгой весне

Увидел грача – весну встречай.


ЗАГАДКА

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц ...


ПОГОВОРКА

Март с водой,

Апрель с травой,

Май с цветами


Апрель

С.Маршак
Апрель, апрель!
на дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.



АПРЕЛЬ

Древнерусское название месяца – цветень,

Начинается цветение растений.


НАРОДНАЯ ПРИМЕТА

Ласточки прилетели, скоро гром загремит.


ЗАГАДКА

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришел ...


ПОГОВОРКА

Апрельский цветок – ломает снежок



Май

С.Маршак

Распустился ландыш в мае
В самый праздник

в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Скачет, словно мячик,
Длинноухий Зайчик,
Хочет радугу достать,
Через радугу скакать.



МАЙ

Древнерусское название месяца травень., светодень, пересвист

(начинают расти травы, зеленеть деревья)


НАРОДНАЯ ПРИМЕТА

Дождь в мае хлеба подымает..

Рано зацвела черемуха – будет теплое лето.


ЗАГАДКА

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край –

Нас теплом встречает



Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?

Жаркая, солнечная с длинными-предлинными днями пришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета сочные, яркие. Лето — это время растений и насекомых. Различной формы, расцветок, характеров, в огромных количествах заполняют они всё вокруг. Самое время познакомиться с этим разнообразием жизни. А вот птиц и зверей летом беспокоить не надо: у них сейчас много серьёзных забот. Им предстоит вырастить и выкормить малы шей. И успеть это сделать надо до осени.
У лета, как и любого другого сезона года, есть начало, середина и конец. За пёстрым разнообразием красок различить их не так-то просто. Но наблюдательность всегда по может.



Июнь

С.Маршак

Пришёл июнь.
"Июнь! Июнь!"
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь -
И весь он разлетится.







ИЮНЬ

Древнерусское название месяца – изок.(Кузнечик)


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ

22 июня – день летнего солнцестояния.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Лето дождливое – зима снежная, морозная.

Радуга вечером- к хорошей погоде, а утром к дождю.

Сильная роса- к ясному дождю.


ЗАГАДКА

Поднялись ворота -

Всему веру красота




Июль

С.Маршак


Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой,
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой






ИЮЛЬ

Древнерусское название месяца – липец.

( в это время цветут липы).


ПРИМЕТНЫЙ ДЕНЬ

7 июля – день Ивана Купала


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню.

Лето грозовое, значит, и грибное.


ЗАГАДКИ

Белые реснички, жёлтый глазок


ПОГОВОРКИ

Июль – красота лета, середина лета.





Август

С.Маршак


Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит
И подсолнух зёрнами
Чёрными набит.



АВГУСТ

Древнерусское название месяца - серпень (от слова -серп)

Другое название – хлебосол.


ЗАГАДКИ

В летнюю пору растут золотые горы.


Самый алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.


ПОГОВОРКИ

Клади по ягодке – наберешь кузовок.

На зимний стол, август готовит разносол.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.



Времена года

ВРЕМЕНА ГОДА –

ГЛАЗАМИ НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ



Мы живем на планете Земля. Солнце – ближайшая к нашей планете звезда.

Без её тепла и света на нашей планете не было бы жизни.

Земля находится в постоянном движении.

Один оборот вокруг солнца равен – году.

В году 12 месяцев.

Погода – это состояние воздуха у поверхности Земли. Осадки могут выпадать в виде дождя, снега, града.

Смена времен года связана с движением Земли вокруг Солнца и изменением нагрева земной поверхности.

Различают четыре времени года: весну, осень, зиму и лето.



ОБОЩАЮЩАЯ ТЕМА


Из-за чего происходит смена времен года?

От чего зависит погода?

Назовите виды осадков?

Сколько месяцев в году?

Перечислите месяца

Расскажите, как различается

погода по временам года?







Занятие 1


Спросите какого цвета листочки летом, а какого осенью. Раскрасьте один листочек зеленым цветом, а второй желтым.





Занятие 2


Попросите показать, какая одежда подходит для зима, а какая для лета.








Занятие 3


Попросите показать, на какой картинке нарисована зима, а на какой лето. Раскрасьте картинки





Занятие 4


Попросите показать, какая картинка подходит для осень, а какая для весны.








Занятие 5


Прочитайте стихотворение и раскрасьте картинку.


В гости к нам пришла Зима

Наступили холода

Улетели птицы в теплые края

Белым – белым снегом покрыта вся земля.

Занятие 6


Прочитайте стихотворение и раскрасьте картинку.


В след за снежною зимой,

Мы встречаемся с весной.

Тает снег, звенит капель

День становится длинней

Занятие 7

Прочитайте стихотворение и раскрасьте картинку.


Летом очень жарко

Солнце светит ярко

Много вкусной ягоды

Лету очень рады мы.

Занятие 8

Прочитайте стихотворение и раскрасьте картинку.


Осень называют золотой порой

Деревья покрываются желтой листвой

Очень часто дождь идет

Нам гулять он не дает.



КАЛЕНДАРЬ.

ВРЕМЕНА ГОДА –

КРАСОТА ПРИРОДЫ.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка календарь»

Методическое пособие по речевой практике

«Календарь. Времена года, красота природы».


Успешная социализация не возможна без речевого общения. Коррекция и развитие речевого общения у нас начинается с 1 класса.

На современном этапе внедрения ФГОС специального образования,

совершенствования стандартов начального образования необходима коррекция и развитие речевого общения поскольку это имеет большое значение для развития психических функций, формирования личности ребенка, подготовки его к дальнейшему школьному обучению и дальнейшего усвоения школьной программы, а в целом – успешной

социальной адаптации.

Для обеспечения нормального речевого общения необходимо Формирование произносительной стороны речи которое происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.

При правильном речевом общении развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающему миру. Совершенствуется грамматический строй речи. Учащиеся используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми;


• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности;

• практическое овладение учащимися нормами речи;

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Формирование словаря

Обогащение речи учащихся существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Поэтому по ФГОСам в начальной школе вводится новый предмет речевая практика

Методическое пособие «Календарь. Времена года, красота природы».

Является основным в проведении выше названного предмета.

Реализация программы данного предмета имеет следующую цель:

-Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Задачи программы:

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека

  • Умение самостоятельно использования усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

  • Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Программа рассчитана на 66 часа в год по 2 часа в неделю.

Программа предполагает изучение календаря по временам года: осень, зима, весна, лето.

В каждом разделе изучаются приметы, месяцы, поговорки, загадки, пословицы и т.д. Имеется много заданий на конструирование, распространение предложений, формирование и обогащение словаря. Апробация данного методического пособия показала повышение уровня речевого развития на 22 % выше в сравнении с прошлым годом. При оценки речевого развития использовала пособия Новосельцевой, Иншаковой и тд.

Речевое общение, безусловно, занимает центральное место в жизни человека, как фактор его психического развития, условие саморегуляции, как средство приобщения человека к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления а в целом – успешной социальной адаптации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Календарь. Времена года – красота природы.»

Автор: Колмакова Елена Викторовна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "243928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445859698"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "новый год по лунному календарю" САГААЛГАН" "
    ["seo_title"] => string(43) "novyi-ghod-po-lunnomu-kaliendariu-sagaalgan"
    ["file_id"] => string(6) "164903"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422717356"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Луч Природа.Удивительное рядом."
    ["seo_title"] => string(34) "luch-priroda-udivitiel-noie-riadom"
    ["file_id"] => string(6) "300601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456762361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Экология технологическая карта Тема: «Весенние секреты» (экскурсия в природу)"
    ["seo_title"] => string(87) "ekologhiia-tiekhnologhichieskaia-karta-tiema-viesienniie-siekriety-ekskursiia-v-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "329117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463821047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Тема: «Чудо – птицы»."
    ["seo_title"] => string(16) "tiemachudoptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "296432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455993867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства