Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Урок по окружающему миру
1 класс
Времена года
Учитель нач. кл.
МОУ СОШ№ 30
Юркова Елена Павловна
Цель: 1. Познакомить с сезонными изменениями в природе, показать связь различных мероприятий по здоровому образу жизни в связи со временем года.
2. Развивать память, речь, мышление. Учить работать с тестом.
3. Прививать интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация, карточки с названием месяцев, карточки с историческим названием месяцев, тест, карточки с текстом о витаминах, стихотворения о временах года, карточки со словами – «перевертышами».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступление.
Четыре сестрицы по земле ходят кругом,
Но только не вместе, всегда – друг за другом.
Идет за зимою весна, дальше – лето.
Последняя осень в компании этой.
За осенью снова зима настает,
Потом – новый круг, а точней, новый год.
3. Зима. (слайд №2)
- Обратите внимание, какой красивый зимний пейзаж. Природа как бы затаила свое дыхание, все скованно и тихо. И в то же время таинственно.
- Во все времена люди воспевали эту красоту. (слайд №3)
- Перед вами картина И.И. Шишкина «Зима в лесу». Художник решил показать таинство зимнего леса через краски и холст. А поэт А.С. Пушкин написал прекрасные строки об этом времени года:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И речка подо льдом блестит.
- Люди привыкли к названиям месяцев. А кто именно так назвал месяцы? Об этом мы сегодня узнаем.
(Учитель читает пословицы про зимние месяцы, а дети расшифровывают название месяца на доске)
- Какой месяц зиму начинает, а год начинает? (кадебрь)
- В народе говорят, что декабрь – хвостик года. У декабря есть родные братья, отгадайте.
- Какой месяц году начало, а зиме середина? (варьян)
- Много у него народных названий: январь – носик года;
январь – первенец года;
январь – сечень, т.е. счет зиму пополам.
- А вот у третьего брата, хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев.
- Какой же это месяц? (ральфев)
(Один ученик выполняет работу у доски, а остальные проверяют работу)
(слайд №4)
Декабрь
Январь
Февраль
замыкает
начинает
сечет
(слайд №5) (Вопросы к слайду)
Разучивание зимней игры «Льдинка»
Чертим на снегу круг. Все игроки становятся внутрь круга, в центре – водящий. Перед ним льдинка или сосулька. Ударом ноги ее нужно выбить из круга. Играющие отбивают льдинку, мешая водящему. Удастся ли водящему достичь своей цели?
4. Весна (слайд № 6-7)
- Перед вами картина Левитана «Март». Послушайте как воспевают весну знаменитые поэты.
Улыбкою ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
(Учитель читает стихотворение, а ученики согласно стихотворению располагают названия месяцев по порядку) (слайд №8)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач, горластый, прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка нет.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай что за месяц это? (май)
- В народе говорят: март – покровитель полей; в честь бога Марса.
апрель – «теплый», «солнечный».
май – летень, цветень, травник.
- Что происходит в природе с приходом весны? (слайд №9)
- Чтобы всегда хорошо себя чувствовать весной после долгой зимы, нужно включать в свой рацион витамины: А, В, С, Д, Е. (слайд №10)
- С чем связано здоровье и витамины?
- А в каких продуктах они содержатся, найдите и прочитайте. (выборочное чтение)
5. Лето (слайд №11)
- А после весны наступает …?
- Ребята, а вы помните зимнюю картину?! Кто художник? Так вот этот мастер написал картину о лете. (слайд №12)
Поднялось и заиграло
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами. (И. Суриков)
- Знаете ли вы летние месяцы? (слайд №13)
Июнь – назван в честь богини Юноны.
Июль – верхушка лета.
Август – величесвенный римский календарь.
(Чтение слайда №14)
Просмотр фрагмента из мультфильма «Мойдодыр»
Рассказ о летнем закаливании. Солнце, воздух и вода – лучшие друзья для здоровья человека.
Выполнение теста
6. Осень. (слайд №15)
- Переходим к следующей странице.
Чтение стихотворения (слайд №16)
Тучи небо кроют
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит. (Плещеев)
- На доске написаны слова «желтый», «листопад», «деовель» - название месяца по старому календарю.
Желтый
8 букв
7 звуков
сентябрь
Листопад
7 букв
6 звуков
октябрь
Деовель
6 букв
6 звуков
ноябрь
- Какой месяц нвзван желтым? листопадом? деовель?
Сценка «Осень» (слайд №17)
- Что вы видите на слайде? Показ слова «урожай» и его объяснение. (слайд №18)
Игра «Шиворот – навыворот»
Учитель показывает карточку с зашифрованным словом, дети отгадывают это слово. Ученик, у которого карточка с изображением отгаданного овощи или фрукта, выходит к доске. Учащемуся необходимо определить «свой дом».
Вельща, петкаруш, ровикбо, ковьмор, канирус, паре, викподезорё, каежеви.
- Чтобы питание было полезным и разнообразным, нужно включать в свой рацион продукты растениеводства.
7. Итог. Домашнее задание
- Перечислите времена года по порядку.
- Какое время года идет сначала исчисления календаря?