kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К вопросам формирования орфографической грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Считаю, что такое подспорье должно быть у каждого ученика начальной школы под рукой. 20 основных правил (или помощников-подсказок) помогут ребятам стать грамотными людьми. У обучающихся, которые придут в 5 класс будет гораздо меньше ошибок. Каждое из правил-орфограмм я печатаю на отдельной странице. Ребята часто дополняют их изучаемыми примерами. Таким образом значительно улучшается орфографическая грамотность учащихся. Я убедилась в этом, приняв в 4 класс детей, которые практически не учили до этого русский язык из-за специальной военной операции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К вопросам формирования орфографической грамотности.»


К вопросам формирования орфографической грамотности.



Орфографическая грамотность призвана обеспечить точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении, научить видеть орфограммы.

Считаю, что такое подспорье должно быть у каждого ученика начальной школы под рукой. 20 основных правил (или помощников-подсказок) помогут ребятам стать грамотными людьми. У обучающихся, которые придут в 5 класс будет гораздо меньше ошибок. Каждое из правил-орфограмм я печатаю на отдельной странице. Ребята часто дополняют их изучаемыми примерами. Таким образом значительно улучшается орфографическая грамотность учащихся. Я убедилась в этом, приняв в 4 класс детей, которые практически не учили до этого русский язык из-за специальной военной операции.

  1. Однажды гласные А и О гуляли в лесу, собирали ягоды, вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а – о стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные А или О. С тех пор эти дети пишут грамотно.

Е и И тоже ссорятся и помирить их спешит волшебник Ударение.



  1. Буква потерялась: ду…, зу… .

б – п, д – т, з – с

После повторения парных согласных. « Жили-были парные звонкие и глухие согласные, жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать возле согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов или посне согласного, надо позвать на помощь гласные».



  1. ( ч) Ч, ч (щ) Щ, щ

Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: « Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я. Буквы рассердились: « Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался. И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлили буква Ю, стала защищать свою подружку. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы ч и щ сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками я и ю, а будут дружить с а и у. Запомните, что:

ча и чу, ща и щу.



  1. жи, ши, ча, ща, чу, щу

Знаем твёрдо жи и ши

Пишем через букву и.



Знаем твёрдо ча и ща

Пишем через букву а.



Знаем твёрдо чу и щу

Пишем через букву у.



Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши и моржи;

кружи, дружи, служи, спеши – запомни слоги жи и ши.



Жи и ши, жи и ши

с буквойи всегда пиши:

мыши, ёжики, моржи,

лыжи, лужи, камыши.



Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши и моржи,

шиповник, шины, камыши,

машины и карандаши,

кружить, служить, дружить и жить,

спешить, смешить, шипеть и шить.

Все сочетания жи и ши

Ты только с буквой и пиши!



списать, вставить жи и ши, по схеме составить слова

- жи, - жи, - жи, -жи,

жи - -, - ши и – жи.



выписать в один столбик существительные, в другой – глаголы;

поставить глаголы в неопределённую форму;

подобрать пословицы с данными глаголами;

придумать предложения с глаголами, поставив их в 3-м лице единственного числа.



    1. жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща

роща, чаща и свеча,

пища, туча, саранча

с буквой а и ща и ча.



Пища, чаща, роща, куча,

саранча, кочан и туча,

дача, гуща и свеча

все слова на ча и ща.



Сочетанья ща и ча

в словах пища и свеча,

куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать –

нужно с буквой а писать.



Щука, чум, ищу, молчу –

Я слова учу, учу.

Чу да щу, чу да щу

Я пятёрку получу.



Не стучу, не пищу,

не ворчу и не кричу,

а учу да учу

все слова на щу и чу:

чум, чудак, чулок, чурбан,

щука, чудо и чулан.



Я грамотно писать хочу,

слова на чу и щу, учу:

чулок, и чудо, и чугун,

чудак, и щука, и ворчун,

чумазый, чучело, чурбан,

чудесный, чувство и чулан,

кричу, ворчу, ищу, тащу –

я с у пишу и чу и щу!



  1. Имена, фамилии, клички, города,

все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Мурка и Москва.



Почему же мы с тобой,

пишем с буквы прописной,

Таня, Ваня, Мила, Нина,

Зорька, Мурка и Марина,

Иванов, Петров, Орлов,

Мариуполь и Тамбов.



Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей

и Серёжа, и Андрей

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.



Кошка – Пушинка,

Собака – Смешинка,

Петух – Крикун,

Козёл – Бодун,

Воробей – Тишка,

Поросёнок – Гришка,

Все их клички до одной

пишут с буквы прописной!



  1. Думай, будь внимательным, не спеши

чк, чн, нч, нщ, без (ь) мягкого знака пиши:

придумать ряд слов с сочетанием чк, чн, нч, нщ, …

обманщик, каменщик, нянчить, бетонщик

Подсказка: какие слова, обозначающие сорта варенья и

Мороженого соответствуют этому правилу?



Козочка, горочка,

33 пригорочка.

Ой чк! чк! чк!

Кочка, почка, звёздочка!



Ёлочка и белочка,

тучка, щучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка,

дочка, прибауточка,

булочка и строчка,

свечка, печка, точка!



Речка, ночка, строчка,

точка, кочка, дочка, орфографич.

срочный, булочный, ночной, [ чн ]

точный, шуточный, речной, орфоэпическ.

Знаем мы наверняка, [ шн ]

где чн, а где чк.



  1. Мягкий знак (ь) – показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак –

без него нельзя никак!

Без него не написать

тридцать, двадцать, десять, пять,

Вместо «шесть» получим шест,

вместо «есть» получим ест,

станут пенками «пеньки»,

уголками «угольки»

«банька» в банку превратится.

Вот что может получиться,

если будем забывать

мягкий знак в словах писать.



День, динь, сон, тень,

сыр, сок, лось, лень,

нос, нёс, рыть, ныть,

кон, конь, шум, шить.

Подчеркни, в каких словах не напишешь мягкий знак.



  1. Разделительный мягкий знак (ь)

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.



Соловьи, колье, ручьи,

листья, крылья, стулья, чьи,

колье, перья и семья,

вьюга, осенью, друзья.

(Я в корнях стою, друзья).



  1. Разделительный твёрдый знак (ъ)

Было «сели»

Стало «съели»,

догадаться вы сумели,

почему случилось так?

Кто виновник?

- Твёрдый знак!

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Волк ужасно разъярён,

Съесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен.



  1. Безударные гласные:

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья!



Сосна, вода, дела, трава –

проверить надо все слова.

Безударный гласный –

стоп!

Писать опасно!



Слуху вы не доверяйте-

Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело.



Село, гнездо, сосна, весна –

одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

коль есть в них безударный звук.



Ты в них число лишь измени,

подскажут гласную они:

сёла, гнёзда, вёсны

и, конечно, сосны.



Гряда, цена, скала, весна,

коза, стрела, стена, сосна,

места, земля, столяр, сова –

проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг:

в словах есть безударный звук,

поставь его под ударенье,

потом пиши стихотворенье.



Страна, земля, стрела, сосна,

грядка, игла, звезда, весна,

роса, зерно, следы, листок,

кормушка, озеро, цветок.

Диктанту нашему конец,

кто не ошибся молодец!



Вставь правильно безударные гласные:

Р…чной, л…сной, г…ристый,

м…рской, р…дной, л…систый.

Проверь слова, да не сп…ши,

красиво, грамотно сп…ши.



Внимание!!!

Если буква гласная

Вызвала сомнения,

Ты немедленно её

Ставь под ударение.



  1. Парные звонкие и глухие согласные



Если слышишь парный звук,

будь внимательным мой друг,

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй:

«зуб» - на «зубы», «лёд» на «льды» -

будешь грамотным и ты.



- Где растёт морковь?

- На грядках.

- Буквы пишут где?

- В тетрадках.

- Чистим что мы?

- Чистим зубки.

- Одеваем в холод?

- Шубки.

- Любим все?

- Снежки, салазки.

- А читаем часто?

- Сказки.

Звук согласный, проверяй,

рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Поверяем – шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.



Обед, завод, медведь, кровать,

отряд, народ, этаж, тетрадь,

нож, стриж, снег, гараж,

лошадь, пруд, труд, шалаш.



Рыбка, грядка, кружка, гладко,

травка, сетка и тетрадка,

крышка, лапка, лодка, ласка,

книжка, ложка, утка, сказка.



Ложка, лодка, рыбка грядка,

шутка, дудка и тетрадка,

книжка, крышка и рубашка,

трака, сетка, промокашка.



Дружки, снежки, рожки, прыжки,

сапожки, рожки, пирожки,

лужки, флажки и ложки,

кружки и поварёшки.



Мышка, кошка, глазки, лапки,

дружба, книжки и тетрадки,

шубка, шапка и сапожки,

и берёзка, и серёжки.

(Составь предложение со словами каждой строчки.)

  1. Непроизносимые согласные.

Не чудеСНо, не прекраСНо,

а ужаСНо и опаСНо.

Букву т писать напраСНо.

Всем извеСТНо, как прелеСТНо

Букву т писать умеСТНо.



  1. «Не» с глаголами.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.



Допиши пословицу, используя НЕ с глаголами.

  1. Сытый голодного …….

  2. Слезами горю …………

  3. Шила в мешке …………

  4. После драки кулаками …………



  1. Дни недели.

В понедельник – мандарин,

А во вторник – апельсин,

В среду – шоколад,

В четверг – мармелад,

В пятницу – виноград,

В субботу – печенье,

В воскресенье – варенье.



  1. Алфавит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Постирали всё бельё.

Ж, З, И, Й, К, Л, М –

Апельсин быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У –

Погуляем по мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –

Ах, какая чаща!

Ъ, ы, ь –

Не запомнятся никак.

Э, Ю, Я –

Вот и всё, мои друзья!



  1. Пять вопросов.

Пять вопросов – просто чудо!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И как?



  1. Глаголы ⁄⁄ спряжения (исключения).

Гнать, дышать, держать и видеть,

Смотреть, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть,

И терпеть.



  1. Предлоги.

от у к(ка) в(вэ)

до для по на

из около под за

без с(эс)



  1. Сказка о падеже.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили

назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Давательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал – Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал – Творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь – Предложным.

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный,

Предложный,

Предложный.



  1. Допишите пословицы существительными, оканчивающимися на

Е или И.



Семь пятниц на ………..

Съесть пуд ……………..

Ищи ветра в ……………

Охота пище ……………

Толочь воду …………..

Держать в чёрном …….

Видеть в розовом …….







































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К вопросам формирования орфографической грамотности.

Автор: Ольга Константиновна Писаренко

Дата: 21.07.2024

Номер свидетельства: 654311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(124) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "274414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374632"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(125) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov1"
    ["file_id"] => string(6) "274415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Формирование орфографической зоркости-основа грамотного письма. "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-osnova-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "231827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442648391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства