kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русскому языку "Проекты? Проекты... Проекты!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно выделяется три типа проекта: - научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры; - социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми; - образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельно человека. Разумеется, в школе чаще всего реализуются учебные проекты Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку "Проекты? Проекты... Проекты!" »











Исследовательская работа

по русскому языку

на тему « Проекты? Проекты…Проекты!»






















Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Новая Порубежка

Пугачевского района Саратовской области

Кабикова И.Н.



Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня здесь собрались люди, которые не хотят просто учить детей, а хотят научить их учиться.


Это желание диктует нам с вами сама жизнь, развитие новых способов образования, педагогических технологий и введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, цель которого - научить школьника учиться, самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, — форми­ровать умения учиться.


Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, как один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта

- Что же такое проектная деятельность?


Традиционно выделяется три типа проекта:

- научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

- социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

- образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельно человека.


Разумеется, в школе чаще всего реализуются учебные проекты


Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.


Если перенестись в прошлое, то мы узнаем, что метод проектов возник в 20-ые годы прошлого века в США. В России метод проектов был известен уже в 1905 году. После революции он применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.


С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога СТ. Шац­кого в Москве работала первая опытная станция по народному образо­ванию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.


Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном. Проводить опыты с различными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Наша с вами задача- помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.

Для того, чтобы разобраться в методической стороне, мы сегодня рассмотрим несколько общих вопросов и покажем, как эта работа проходит в нашей маленькой школе.


Использование метода проекта требует от учителя умение планировать проектную работу учащихся, необходимо продумать сроки, формы, методы и критерии итогового контроля.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание. В методической литературе обычно отмечают, что проект – это пять «П». Их вы видите на слайде


Давайте рассмотрим основные этапы работы:

  1. Выбор темы.


Тема проекта - это результат сложного индивидуального выбора. Темы бывают:

  • Фантастические

  • Эмпирические.

  • Теоретические.

Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:


Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Название не должно быть сухим

Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, индивидуальным.


2) Проектный продукт.

Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен. Он представлен перед вами на слайде и в раздаточном материале. Можно заметить, что одна и та же тема в зависимости от учебной ситуации может быть реализована в различных проектных продуктах. Хочется заметить, что прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности школьников имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ


3) Этапы проектной деятельности:

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов. Вы можете увидеть их на слайде и в раздаточном материале

4) Самый интересный этап - Защита проекта или Презентация проекта.

“ Обучая других, обучаешься сам…”- эта точная мысль пришла к нам из глубины веков.


Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-то, часто стремиться рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, столько тому, кто рассказывает.

Поэтому “ этап защиты проекта” пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита- венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть “публичной”. В ходе защиты ребенок учиться излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.


Немаловажным моментом любой деятельности и проектно- исследовательской в частности является оценка выполненной работы. Причем оценить необходимо не конечный результат, а именно работу на всех этапах. Критерии оценивания работы перед вами и в раздаточном материале. Хочется заметить, что Каждый учитель вправе разработать свои критерии в зависимости от контингента класса.


Существуют различные подходы к определению типов учебных проектов, которые выделяются по различным основаниям:

По содержанию: монопредметный проект и межпредметный проект

По организационной форме: индивидуальный, парный и групповой

По времени выполнения: мини-проект, кратковременный и долговременый

По характеру контактов: внутренний и международный


По степени самостоятельности детей можно выделить 3 уровня реализации “ исследовательского обучения”:


Самый простой уровень. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Как вы думаете, что в этом случае остается ребенку? Верно, только найти решение.


Средний уровень. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.


Высший уровень. Постановка проблемы. Поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.


Особый интерес представляет собой классификация проектов по ведущему виду деятельности.

Исследовательские проекты, практико-ориентированные, информационные, творческие, игровые.

В своей работе мы часто используем эти виды деятельности, порой даже не задумываясь о том, что это проект.


Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации, потому что формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к толстовской мысли, говоря уже о современном образовании. По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее: проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы». Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Что же такое учебный проект? Учебный проект, с точки зрения обучающихся, - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. Учебный проект, с точки зрения родителей, - это уникальная возможность сотрудничества со своим ребёнком, активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:

- как организовать уроки исследовательской направленности;

- как найти тему для исследования;

- какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и, самое главное,

- как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Какие учебные проекты, существующие в образовательной практике, мы используем в работе с детьми?

1.Исследовательский проект

Ярким примером проекта такого рода были работы пятиклассников, защищавших свои проекты по теме «Профессиональное древо моей семьи» на уроке русского языка по теме «Профессиональные слова». Готовились к защите проекта обучающиеся в течение полутора месяцев. С учениками активно работали и родители, которые с гордостью любовались своими детьми, когда ребята выносили на суд зрителей свои творения.

2.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации. Ярким примером проекта стала работы учащихся прошлого года: Кашелкина Надежда (9кл) «Кошки»,

Сегодня вы сможете увидеть несколько работ, представленные в этих двух видах проектов.

3.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи театрализации, видеофильмы. Так, при изучении басен И.А.Крылова в 5 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Согласитесь, каждому ребёнку было бы легче просто выучить произведение и «оттарабанить» его на уроке. Но творческое задание преследует несколько иную цель: детям надо поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. Проект? Пусть мини, но всё-таки проект. Так постепенно и начинаем учиться работать самостоятельно, а басня – это только средство для достижения поставленной цели – научить детей самостоятельно выстраивать свою работу, формируя тем самым у них коммуникативные универсальные учебные действия.

Хочется отметить, что исследовательская работа начинается с создания проблемной ситуации на уроке, решая которую, школьник должен учиться отстаивать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, давать качественную оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Это замечательная возможность для формирования у детей регулятивных универсальных учебных действий.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.


Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.


Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений. Неслучайно новый Стандарт предъявляет особые требования к современному учителю, который должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций, владеть разнообразными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ».


- И в завершении хочется, чтобы каждый из вас сказал себе: “ Я блестящий учитель, у меня прекрасные дети”.

Спасибо за внимание. Всего хорошего!





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по русскому языку "Проекты? Проекты... Проекты!"

Автор: Кабикова Ирина Николаевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Проект по историческому краеведению "Рисуем историю" "
    ["seo_title"] => string(59) "proiekt-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-risuiem-istoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "131570"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416165356"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства