1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект «Рисуем историю» – интеграция предметов истории (региональный компонент) и предметов образовательных областей «искусство» и «технология», литература (региональный компонент) и русский язык. Это совместный проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения сибирских земель, поднять престиж родного края. А также выявить и поддержать одаренных детей в области художественного творчества, создавать условия для раскрытия творческих способностей и талантов. Возраст учащихся 12-14 лет. Новизна проекта: данный опыт изменяет подход к изучению истории края, опираясь на единство трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.
Актуальность
Современная молодежь, подростки не знают своей малой родины – места, где родились, живут и учатся. Проект способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Ученики знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся «безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе. Полученные знания, умения и навыки дадут возможность участия в различных конкурсах и олимпиадах. История освоения сибирских земель, трагический период коллективизации, годы Великой Отечественной войны, становление совхоза «Пепелинский» и его развал, основание школы и история ее развития, жизнь творческих людей – эти и другие легендарные вехи истории родного края мало знакомы для учащихся. Изучение истории родного края идет через обучающий процесс, с использованием принципа маятника (соотношение событий «село - город – край - страна» или наоборот), раскрывая творческие способности учащихся. Через художественные средства учащийся выражает свои чувства и сопереживание изученному материалу. Юные творцы расскажут в своем творчестве о родной земле, повествуя о ее «вчера» и «сегодня». За трехгодичный период участия в проекте планируется создать живописные и творческие работы детей, которые приобщились к истории родного края. Альбом с работами учащихся позволит большому количеству молодежи и подросткам визуально через творчество своих ровесников познакомиться с историей родного края. Традиционно выполняя свою композицию и создавая проект будущей работы, учащемуся бывает трудно выбрать сюжет, образы героев, предметы быта. Работая в музее, учащиеся знакомятся с экспозиционными и архивными материалами, делают зарисовки музейных предметов, работают с краеведческой литературой. Сбор материала позволяет выразительнее изображать исторические сцены и сюжеты композиции.
Цель и задачи проекта
Цель: развитие патриотизма и творческих способностей одаренных детей, обладающих навыкам и умениям художественного творчества, через изучение истории родного края.
Задачи:
- Формировать чувство любви к своей малой Родине.
- Научиться использовать приобретенные навыки и умения художественного творчества в композиции.
- Способствовать формированию профессионально важных качеств личности.
- Развивать творческие способности и таланты.
- Развивать эмоциональную сферу и эстетические чувства.
- Научиться создавать собственные проекты в русле образного языка и последовательно вести работу.
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
I подготовительный этап реализации проекта
Начиная с 2010 года, мы работаем в рамках образовательной программы «Одаренные дети» (2010 – 2012 г.г.) над проблемой создания модели активного включения в проектно-исследовательскую деятельность одаренных детей. За это время нами был пройден путь от построения модели «учитель – ученик», совместной проектно-исследовательской работы к созданию общеобразовательной среды сотрудничества с привлечением родителей, использованием образовательного потенциала социо-культурного пространства села. Активные формы взаимодействия учителей, учащихся, родителей, развитие социального партнерства и образовательной сети, усиление общественной составляющей в управлении школой в условиях модернизации образования способствовали тому, что в школе начало формироваться созидательное сообщество детей и взрослых.
Главными шагами стали:
- Проектирование нового качественного состояния работы с одаренными детьми.
- Изучение проблемы работы с одаренными детьми на основе анализа отечественного и зарубежного опыта.
- Осмысление педагогическим коллективом школы теоретико-методологических основ проблемы, разработка основополагающих документов, регламентирующих совершенствование работы с одаренными детьми, индивидуальных программ и проектов.
II практический этап реализации проекта
Проект продолжительностью три года. Каждый учебный год отражается в следующих подпроектах, охватывает изучение определенного исторического периода и дальнейшее изображение его в творческом или живописном проекте обучающихся. В конце года планируется выставка выполненных работ. В завершении работы результаты уникального проекта будут представлены на итоговой выставке в школе, посвященной ее 35-летию. Итогом всей работы станет издание альбома «Рисуем историю».
1 подпроект ИСТОРИЯ РОДНОГО СЕЛА
Цель: ознакомить учащихся с историей своего села, уделив особое внимание образованию церкви, школы, ПНИ и их роли в жизни сельчан.
Этапы.
1.Изучение истории основания родного села, церкви на основе собранного материала в школьной библиотеке.
2. Сбор дополнительных материалов во время посещения односельчан, владеющих необходимой информацией.
3. Выбор тематики индивидуальных проектов.
4.Создание проектов.
Содержание. Работа над будущим проектом начнется с посещения виртуального музея. Учащиеся на музейных материалах познакомятся с историей села , делая зарисовки, слушая экскурсии в залах музея, посещения односельчан, владеющих необходимой информацией. После сбора материала наступит время эскизной стадии работы над композицией. В школе выполнится серия эскизов, из них выберется самый удачный по композиционному и цветовому решению. По этому эскизу будет создаваться будущий проект. Ожидаемый результат: выставка работ учащихся.
2 подпроект МОЯ СЕМЬЯ ОДНОСЕЛЬЧАНЕ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Цель: сохранить память о том тяжелом времени, о людях, спасших нашу Родину, чтобы мы и те, кто будет жить после нас, знали, какой ценой завоёвано счастье, наша жизнь.
Этапы:
1. Сбор материала на тему «Моя семья и Великая Отечественная война»
2. Посещение сельской и школьной библиотек с целью изучения архивов и краеведческого материала.
3. Посещение односельчан – свидетелей тех событий.
4.Выбор тематики и техники выполнения индивидуальных проектов.
5.Создание проектов.
Содержание: Учащиеся ознакомятся с этим историческим периодом не только в виртуальном музее и библиотеке, изучая архивные материалы и краеведческую литературу, но и встречаясь с людьми села – непосредственными свидетелями тех событий – вдовами, ветераном Великой Отечественной войны Куликовских Василием Михайловичем, тружениками тыла. Для передачи выразительного сюжета и трагизма свои творческие работы учащиеся могут создавать в разных стилях, с использованием различных материалов и техник, начиная с повествования, заканчивая эскизами, зарисовками.
Ожидаемый результат: летопись истории семьи в ходе Великой Отечественной войны, оформленная учениками
3 подпроект «ПРОСТЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА…»
Цель: рассмотреть удивительное рядом, ведь в обычной жизни есть люди, чьим трудом и творчеством славится и гордится наше село.
Этапы
1. посещение рабочих организаций села, сбор информации об их основании и истории
2. составление фотогалереи села
3. сбор информации о профессиональных династиях, вокальной группе ПНИ
4. Выбор тематики и техники выполнения индивидуальных проектов.
5. Создание проектов.
Содержание: после знакомства с историей и современностью села, людей, в нем проживающих, организаций, где они работают, учащиеся рисуют пейзаж с натуры, собирают материал о трудовых династиях, об истории вокальной группы ПНИ, о поэтах-односельчанах. Весь собранный материал применится в проектах учащихся.
Ожидаемый результат: отчетная выставка работ
III oбобщающий этап реализации проекта
4 подпроект
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ ВЫПОЛНЕННЫХ ЗА ТРИ ГОДА
Цель: через презентации детских работ привлечь к сотрудничеству других желающих участвовать в проекте.
Содержание: Выставка творческих и живописных работ, выполненных за три года – результаты уникального проекта - будет представлена на итоговой выставке в школе, посвященной ее 35-летию. Презентация детских работ станет событием и яркой страничкой в жизни учащихся. Отзывы жителей и гостей села о работах придадут стимул к дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат выставка и презентация детских работ
5 подпроект
ИЗДАНИЕ АЛЬБОМА «РИСУЕМ ИСТОРИЮ»
Цель: презентация этого альбома с награждением участников проекта.
Этапы
1. оформление выставки работ в ДК
2. отбор учащимися наиболее удачных проектов и подготовка их презентации
3. создание жюри, приглашение всех желающих на презентацию, награждение участников
Ожидаемый результат Заключительным мероприятием станет презентация этого альбома с награждением участников проекта
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Интеграция предметов образовательных областей «искусство» и «технология», истории и использование проектной технологии повысит качество образования. У учащихся появится возможность научиться реализовывать поставленные цели, сформируется потребность к самопознанию, повысится интерес к культуре России и любви к своей малой Родине. Учащиеся поверят в важность проделанной работы, станут уверенней в себе. Приобретенные навыки и умения поспособствуют дальнейшему развитию творческих способностей. Учащиеся научатся создавать собственные проекты в русле образного языка и последовательно вести работу. Проектная технология сформирует навыки работы в этой области. Появится издание «Рисуем историю» для молодежи и подростков, иллюстрированное работами учащихся, способное в доступной форме познакомить читателей с историей родного края. Благодаря рекламе и выставочной деятельности, обогатится культурная жизнь села, повысится статус учебного заведения, а также число желающих участвовать в проектах подобного типа.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ « РИСУЕМ ИСТРИЮ»
1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение числа таких детей.