kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2

города Пугачева Саратовской области»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 

по литературному краеведению в  5  классе

                                                                      

подготовила

учитель русского языка и литературы

Смирнова Ирина Дмитриевна

 

 

 г. Пугачёв

2015

1.Пояснительная записка.

     Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса Толкачёвой Л. П., «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья», рекомендованная министерством образования Саратовской области).

    Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

     Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

     Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

     Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.

      Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

      Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
   Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

   Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

    В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
     Проведение занятий по литературному краеведению  предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

    Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.

               На I четверть – 8 ч.

               На II четверть – 8 ч.

               На III четверть – 10 ч.

               На IV четверть – 8 ч.

Планируется контрольных уроков – 2, зачетов – 2, тестов – 2.

3.Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. 

Тема 2. Предания волгарей. (2ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3.Топонимика. (2ч.)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная. (1ч.)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа "Мы на карте области".
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)

Тема 6 Сербы. (2ч.)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".

Тема 7 Татары. (2ч.)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 8 Чуваши. (2ч.)
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Тема 9 Мордва. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 10 Русские. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча". 

Тема 11 Немцы. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

 Тема 12 Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. 

Тема 13 Украинцы. (2ч.)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа. 

Тема 14. Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

 Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Мари-Эл. (2ч.)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня.

Легенды и предания Мари-Эл.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища,  праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

 -отыскивать  справки  в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные  материалы из периодических изданий, классифицировать их.

4. Список использованной литературы.

1.Юнг Е.Л., Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья». Саратовское издательство: "Надежда", 1993.

2.Вардугин В.И., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней.  Саратов: "Надежда", 1996.
3. Зеленин К.Д., Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.

4. Толкачёва Л. П.,  «Волжские сказки, легенды, были» Саратов: «Добродея»,2011.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса »





Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2

города Пугачева Саратовской области»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературному краеведению в 5 классе



подготовила

учитель русского языка и литературы

Смирнова Ирина Дмитриевна





г. Пугачёв

2015









1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе учебного пособия для 5 класса Толкачёвой Л. П. , «Волжские сказки, легенды, были» (Программа «Культура народов Поволжья», рекомендованная министерством образования Саратовской области).

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Саратовская земля немыслима без упоминания о Волге. В каком бы районе области не жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людей его населяющих.

Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс будет включать в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Саратовского Поволжья).

Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).

Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

Лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников).

Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).



Материал для осмысления подбирается из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал представлен в книге "Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней". - Саратов: "Надежда". - 1996.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Проведение занятий по литературному краеведению предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
1) классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты).
2) внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
3) развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.

Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.

Курс рассчитан на 34 часа в год, в неделю- 1 час.

На I четверть – 8 ч.

На II четверть – 8 ч.

На III четверть – 10 ч.

На IV четверть – 8 ч.

Планируется контрольных уроков – 2 , зачетов – 2 , тестов – 2 .



3.Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение. (1ч.)
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. 





Тема 2. Предания волгарей. (2ч.)
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».

Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.

Тема 3.Топонимика. (2ч.)
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная. (1ч.)
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Тема 5.Обитатели Древней Волги. (2ч.)
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа "Мы на карте области".
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)

Тема 6 Сербы . (2ч.)
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".

Тема 7 Татары . (2ч.)
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".
Тема 8 Чуваши . (2ч.)
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.




Тема 9 Мордва. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 10 Русские. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча". 

Тема 11 Немцы . (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

 Тема 12 Казахи. (2ч.)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. 

Тема 13 Украинцы. (2ч.)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа. 

Тема 14. Калмыки. (2ч.)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Мари-Эл. (2ч.)

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Национальный костюм. Национальная кухня.

Легенды и предания Мари-Эл.










3. Календарно-тематический план по краеведению в 5 классе


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся.

УУД.

Информац. оснащение

ПРИМ.

План

Факт



Введение в краеведение


1

Использовать языковые средства языка для создания образов.

Определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников.

УУД:

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли


Презент.




Предания волгарей. Ковыли.


1

Излагать своё мнение в монологе.

Пересказывать текст. Характеризовать героев

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли





Предания волгарей







Топонимика. История в названиях


1

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения.

УУД:

Личн.- самоопределение собственной позиции

Позн.- постановка и решение проблемы, умение строить высказывание.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, отбирать цитаты из текста.

Презент.




Топонимика


1





Моя родословная


1

Составить свою родословную.

УУД:

Позн.-постановка и решение проблемы

Презент.




Обитатели Древней Волги


1

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста. Писать отзывы на произведения.

УУД:

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.





Обитатели Древней Волги


1





Сербы на Волге

1

Мультимедийная презентация




Сербские сказки


1

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения.

УУД:

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли.





Татары на Волге

1

Воспринимать текст художественного произведения. Характеризовать героя произведения. Передавать личное отношение к произведению.

Мультимедийная презентация




Татарские легенды


1

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обосно­ванные рассуждения.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.





Чуваши на Волге

1

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация




Мифы и легенды чувашей


1

Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Охарактеризовать героя произведения.





Мордва на Волге

1

Мультимедийная презентация




Мифы и легенды мордвы


1





Русские на Волге

1

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли


Мультимедийная презентация




Предания Княжеской Руси


1





Немцы на Волге


1

Воспринимать текст художественного произведения. Формулировать вопросы по тексту. Приводить доказательства из текста, отстаивать свою точку зрения. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли


Мультимедийная презентация




Сказания о немцах Поволжья


1





Казахи Поволжья


Воспринимать текст художественного произведения.

Формулировать вопросы по тексту. Характеризовать героя произведения. Подбирать цитаты из текста.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли

Мультимедийная презентация




Мифы и легенды казахов


1





Украинцы на Волге

1

Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, строить логически обосно­ванные рассуждения.

УУД:

Регул.- оценивание работ собеседника

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Мультимедийная презентация




Предания о волжских малороссах


1





Резервный урок


1






Резервный урок


1






Калмыки


1

Анализировать произведение, иллюстрировать свои мысли примерами из произведения.

Видеть основную идею рассказов.

Оценивать и давать характеристику героям произведения

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Позн.-постановка и решение проблемы.

Ком.-умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли





Легенды и предания калмыков


1





Мари Эл на Волге

1

Выразительно читать произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику, тематику, идейно-эмоциональное содержание.

УУД:

Личн.-самоопределение собственной позиции

Мультимедийная презентация




Легенды Мари Эл


1





Экскурсия


1

Посетить краеведческий музей.





« Мы разные, но вместе. Мы Россия»


1

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями.

Анализировать свою работу, иллюстрировать свои мысли примерами из произведений. Оценивать и давать характеристику выступающим.

УУД:

Личн.- самоопределение собственной позиции.

Позн.- постановка и решение проблемы.

Ком.- умение с достаточной полнотой высказывать свои мысли, постановка вопросов.

Рег.- оценивание

Проекты учащихся




Защита проектов


1

Проекты учащихся




Обобщающий урок


1







Всего:

34








4. Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:

-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;

-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.



Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении;

-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;

- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.





5. Список использованной литературы.

1.Юнг Е.Л., Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья». Саратовское издательство: "Надежда", 1993.

2.Вардугин В.И ., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. Саратов: "Надежда", 1996..
3. Зеленин К.Д., Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.



4. Толкачёва Л. П., «Волжские сказки, легенды, были» Саратов: «Добродея»,2011.




12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса

Автор: Смирнова Ирина Дмитриевна

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства