kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования лингвистической компетенции учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования должна быть построена на предоставлении возможности учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования лингвистической компетенции учащихся»»

Филиал

МОАУ «Соловьёвская средняя общеобразовательная школа»

в с. Уркан







«Использование активных методов обучения

на уроках русского языка и литературы

как средство формирования лингвистической

компетенции учащихся»









Збаровская Галина Алексеевна

учитель русского языка и литературы



























Содержание


Глава I


1.1. Введение …………………………………………………………………………………3

Глава II


2.1. Термины и понятия ……………………………………………………….................. 4 – 5

2.2. Активные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы…6-11


Заключение……………………………………………………………………………………12


Литература и интернет - ресурсы ……………………………………………. …………….13


Приложения…………………………………………………………………………………...14



































    1. Введение

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь   на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

В условиях перехода общеобразовательных школ на Федеральный   государственный образовательный   стандарт перед учителями ставится   задача формирования компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке   на качественно высоком уровне.

Для   реализации данной задачи в полной мере ФГОС предусматривает применение в обучении системно-деятельностного подхода, основная идея   которого заключается   в том, что   новые знания не даются в готовом   виде. Дети «открывают» их   сами в процессе самостоятельной деятельности. Задача же учителя в этом случае заключается уже не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, чтобы организовать деятельность детей по «открытию» новых знаний.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» подчёркивается: «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

В соответствии с этим определена основная цель образования – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – помочь учащимся овладеть набором ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Требования к подготовке выпускников со стороны общества изменились.

Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Современный профессионал нынешнего века должен в совершенстве владеть родным языком, так как интенсивное развитие общества во всех областях – политике, культуре, науке и образовании, экономике, на уровне межличностных отношений требует от современных выпускников изучения русского языка и литературы на новом уровне.

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.

Учитель должен не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.




2.1. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Появилась необходимость определиться в самом понятии “компетенция” и “ключевая компетенция”. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному, а затем и к системно-деятельностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к системно-деятельностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.

Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий)

Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации

- также применять для активизации познавательной активности учащихся:

- развития способности к самостоятельному обучению;

- выработки навыков работы в коллективе;

- коррекции самооценки учащихся;

- формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

- эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

- развитие навыков активного слушания;

- отработка изучаемого материала;

- развитие навыков принятия решения;

- эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Использование активных методов приводит к изменению системы контроля.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят:

Инсерт

Кластер

Творческие работы

Проблемные ситуации

Деловые игры

Сиквейн

Метод проектов

Дискуссии

Работу с текстом

Использование активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций в процессе деятельности;
- переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;
- постоянный рост самостоятельной работы учащихся;
- методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
- обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования















2.2. Активные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы.


Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Основные задачи современного образования – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Поэтому методическая тема «Использование активных методов обучения на уроках русского языка как средство формирование лингвистической компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС», над которой я работаю, выбрана неслучайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты и сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем.

      Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно-творческих способностей учащихся. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий;

-создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;

- накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

- вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

- раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, давать возможность проявить себя;

- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Для решения поставленных задач огромную роль играет правильный выбор учебно-методического обеспечения образовательного процесса. На мой взгляд, учебно-методические материалы, находящиеся в пользовании учителя и обучающегося, должны отвечать следующим требованиям:

– соответствовать стратегии модернизации содержания ФГОС;

– соответствовать возрастным особенностям обучающихся;

–обеспечивать преемственность содержания;

–способствовать социальной адаптации обучающихся посредством подобранных в УМК текстов.

Обозначенные выше требования обусловили выбор учебно-методических комплектов по русскому языку и литературе.

Учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. переработан с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основной школы, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников. Рабочая программа курса (авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. учитывает требования образовательного стандарта общего образования по русскому языку и позволяет обеспечить формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций обучающихся; развивает универсальные учебные умения; воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.

УМК В.Я. Коровина по литературе  (5-11классы) способствует формированию читательской самостоятельности, освоению предлагаемых произведений как искусства слова; развитию умений творческого углубленного чтения, выявлению подтекста, пониманию особенностей художественного образа; формированию речевых умений - умений составлять план и пересказывать текст, конспектировать статью, комментировать прочитанное, объяснять слово.

В практической профессиональной деятельности в качестве технологического обеспечения использую современные образовательные технологии и методики, развивающие исследовательские и творческие способности обучающихся

Современная жизнь требует от учащихся свободного владения языком при общении с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное становится весьма актуальным. Наиболее эффективной формой в данном направлении считается работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Приемы работы с текстом: (Приложение 1)

Комплексный анализ текста

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «Письмо с дырками». Знакомство с порядком морфологического разбора имени прилагательного.  Составление рассказа о прилагательном по опорным словам.  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Сложение целого текста из частей. Приём «Мозаика» «Реставрация текста»

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Этот приём может быть использован на любой из трёх фаз урока:

- на стадии вызова — это вопросы до изучения темы;

- на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

- при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Посредством этого приёма развиваются навыки активного восприятия информации, а также умение задавать вопросы.

Например:

«тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);

«толстый» вопрос: почему «Сказки» А. С. Пушкина любят взрослые и дети; читают во всём мире, переведены на иностранные языки).

«толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?

Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

«Тонкие» вопросы:

Перечислите героев рассказа.

Как вы понимаете значение слова «злоумышленник»?

Какое событие легло в основу рассказа?

«Толстые» вопросы:

Каково ваше отношение к персонажу?

Что смешно и грустно в рассказе?

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

- обогащать словарный запас учащегося;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- прививать эстетический вкус;

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. (Приложение 2)

Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование».

Тема «Буквы Ё-О после шипящих в корне слова».

Создание проблемной ситуации.

- Какая буква повторяется в корнях слов после шипящих: чёрный, шёл, шёпот, жёрдочка,

- Какая буква повторяется в корнях слов после шипящих: шов, шорох, капюшон, крыжовник?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Какие буквы будут объектом нашего урока? 

Создается проблемная ситуация, организуется учебное исследование.

- Какой гласный звук слышится в корне под ударением после шипящего?

(чёрный, шёл, шёпот, жёрдочка).

- Какая буква пишется в этом случае?

- После шипящих в корнях слов мы слышим звук О, а пишем Ё.

В завершение исследования первоначальный вопрос.

Проблемный вопрос.

- Какая буква повторяется в корнях слов после шипящих: шов, шорох, капюшон, крыжовник?

Почему же в этих словах пишется буква О?

Вывод: это слова-исключения и их нужно запомнить.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.



Обучение основам проектной деятельности начинается на первой ступени образования. Уже в 5 классе ученики готовят мини-исследования и мини-проекты. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся подразумевает проектирование конкретного практического результата и его публичной зашиты на уроках и внеурочных занятиях. Метод проектов представляет собой развитие идей проблемного обучения, основанного на разработке и создании учеником под руководством учителя продуктов, обладающих новизной и имеющих практическое значение.

Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей:

- практико-ориентированный – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;

- информационный – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

-творческий – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

(Приложение 3)

Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературы. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы из собранных вместе материалов – главная цель этого урока. (Приложение 4)

Виды деятельности для целостного восприятие и понимания литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● составление планов;

● характеристика литературного героя;

● написание отзыва о произведении; написание сочинения.

«Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Использование этого приёма позволяет экономить большое количество времени при повторении значительного по объёму материала. (Приложение 5)

Данный кластер я использовала на уроке литературы в 5 классе при анализе рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».



Синквейн (Приложение 6)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием

изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. 

«Ассоциативный куст» (Приложение 7)

Это один из основных приемов работы с информацией до чтения. Данный прием

позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную

активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. Учитель даёт

ключевое слово или заголовок текста, учащиеся записывают вокруг него все возможные

ассоциации, обозначая стрелками смысловые связи между понятиями.

Требования к ассоциативному образу: ассоциативный образ обязательно должен быть

связан с ключевым словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть

по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т.д.



«Рисуем словами» (Приложение 8)

Если нам нужно передать словами, как выглядит вещь, растение, животное, помещение, картина природы, человек, значит, мы должны создать словесное описание. Прием «рисуем словами» способствует развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса.



«Цветные поля». (Приложение 9)

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

Пример. Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.

«Фишбоун» (Приложение 10)

Дословно он переводится с английского как «рыбная кость» или «скелет рыбы» и

направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной

форме. Суть данного методического приёма – установление причинно – следственных

взаимосвязей между объектом анализа и влияющим на него фактором, совершение

обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с

информации и умение ставить и решать проблемы. Схемы (диаграммы) были придуманы

профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммами Ишикава.

Голова – вопрос темы,

верхние косточки – основные понятия темы,

нижние косточки — суть понятия,

хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.


Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся. Моя задача – организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности. (Приложение 11)

Игровые приемы и ситуации применяю:

- на уроках изучения нового материала (дидактическая цель ставится обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства обучения);

- уроках обобщения и систематизации (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом);

- уроках закрепления материала (в целях отработки и прочного усвоения изученного).


В современном мире мы постоянно сталкиваемся с необходимостью правильно и грамотно излагать свои мысли, чтобы быть услышанными и понятыми. К сожалению, иногда учащиеся не в полной мере владеют таким инструментом как речь, что проявляется в неумении сформулировать мысль, задать вопрос, аргументировать свою точку зрения. Трудности возникают и в общении со сверстниками. Ученики говорят мало и отвечают односложно.

Учителя гуманитарного цикла, а особенно учителя - словесники сталкиваются с этой проблемой постоянно. А ведь развитие коммуникативной компетенции – одна из главных задач современного образования.

Одним из способов развить эту компетенцию является универсальный методический прием – кроссенс. (Приложение 12)

Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Кроссенс можно применять на любом этапе урока.

Практическая работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения. Ведущая деятельность учащихся – самостоятельная деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя. Практическим занятиям может быть посвящен весь урок или часть урока. Проведение урока в форме практической работы способствуют созданию ситуаций успеха для учащихся:

- например, так можно выходить на изучение материала, знания которого нужны и при написании тестов, сочинений, сдачи ЕГЭ (задание 26). (антитеза, гипербола, литота, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, аллегория);

- при анализе стихотворений учащиеся должны уметь определять его рифму и размер.

«Мозговой штурм». Тема: Смысловые группы наречий 7 класс. (Приложение 13)

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.


«Метод незаконченного предложения»  (Приложение 14)

С помощью данного метода можно осуществить проверку усвоенных знаний на уроке. Для этого пишу начало предложений на доске. Учащиеся строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.




На муниципальном этапе конкурса «Педагог года Тындинского района – 2020»

мною была выбрана тема урока «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени» в 11 классе. Урок проходил с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Для пробуждения интереса к изучению темы на уроке применялись различные методы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический.

На уроке использовалась коллективная, групповая, индивидуальная формы работы, работа в паре. Эти формы работы способствовали формированию коммуникативной, социальной компетенции учащихся.

Использовались технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология исследования, прогнозирование, наблюдение, технология сотрудничества (работа в парах, в малых группах), здоровьесберегающие .

Компьютерные технологии использовались с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания.

На уроке использовались методические приёмы: «кроссенс», «мозговой штурм» и «обмен опытом», «верно - неверно», «подсказка», «погружение».

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активные методы и приёмы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений:

• пробуждают у обучающихся интерес; 
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе; 
• обращаются к чувствам каждого обучающегося; 
• способствуют эффективному усвоению учебного материала; 
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; 
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); 
• формируют у обучающихся мнения и отношения; 
• формируют жизненные навыки; 
• способствуют изменению поведения.

Использование данных методов и приемов в обучении русскому языку и литературе помогает мне и учащимся достичь определенных результатов. Это победители и призеры различных творческих и тематических конкурсов и олимпиад, участие в конкурсах педагогического мастерства и обмен опытом на семинарах.

«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому я ищу, пробую, ошибаюсь, экспериментирую. Хочу, чтобы каждый урок отличался от предыдущего. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика.























ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

2.Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Московский центр качества образования, 2008.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов/ И. П. Подласый – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

4. Голубкова  О.А. Использовние активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. -42 с.

5. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования/ М.Н.ГусловаМ.: Изд. центр «Академия», 2011. –288 с.



Интернет – источники:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Методы_обучения

2. http://pedsovet.su/ 2. http://nsportal.ru/ 3. http://informio.ru/

3.https://урок.рф/library/aktivnie_metodi_obucheniya_165223.html

4.http://dates.gnpbu.ru/3-8/Emeljanov/emeljanov.html

5.http://festival.1september.ru/articles/419956/












Приложение 1



Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4



Приложение 5





Приложение 6









Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9




Приложение 10





Приложение 11








Приложение 12

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Приложение 13



Приложение 14


Приложение 15


Тема урока: Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Цель: обобщить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени, формировать умение различать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени; совершенствовать навык употребления причастий в речи.

Задачи:

Образовательные

- повторить сведения о страдательных и действительных причастиях настоящего и прошедшего времени;

- закрепить навык смыслового различения действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

Развивающие

- развитие умения самостоятельно получать знания, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- развитие речи и грамотности;

- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, а также внимание, логическое мышление при работе в парах, группах;

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку;

- воспитание умения работать в паре, в группе.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: эвристическая беседа.

Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология исследования, прогнозирование, наблюдение, технология сотрудничества (работа в парах, в малых группах), здоровье сберегающие.

Методические приёмы: «кроссенс», «мозговой штурм» и «обмен опытом», «верно - неверно», «подсказка», «погружение».

Формы работы: коллективная, индивидуальная; групповая (парная).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебная доска, раздаточный материал. Русский язык: учебник для 11 класса Гусаровой И.В., для общеобразовательных организаций.



Ход урока.

1. Организационный момент. 
Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.

2. Актуализация прежних знаний учащихся.

I. Слово учителя. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы продолжим исследование ранее известной вам части речи. Но перед тем, как обратиться к теме урока, проверим домашнее задание, поработаем над материалом по разделу «Глагол».

  1. Выполним задание (приём) «Верно – неверно».

1.Глагол – это часть речи, обозначает действие предмета (верно)

2.Глаголы бывают только совершенного вид (неверно)

3.Глаголы с суффиксом –СЯ- называются возвратными? (верно).

4.Времен у глагола 3? (верно) Назовите их

5. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ-? (неверно)

6. Ко 2 спряжению относятся 7 глаголов на –ЕТЬ-? (верно)

7. Ко 2 спряжению относятся 5 глаголов на -АТЬ-? (неверно). Назовите их

3 .Формирование новых знаний и способов действий.

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом.

  1. Создание проблемной ситуации. Слайды №2 - №3.

-А сейчас внимание на слайд, на нём изображён «кроссенс». (приёмы «кроссенс», «мозговой штурм» - коллективное обсуждение решений).

Что такое кроссворд мы все знаем – это пересечение слов, кроссенс с английского – пересечение смыслов.

ЗАДАНИЕ: картинки необходимо парами расставить на свои места, дать пояснение своей работе. Должно получиться 4 пары:

- на 2-х картинках предмет сам производит действие;

- на других 2-х предмет испытывает действие со стороны другого предмета.

(приём «подсказка» - беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением).

Выход из затруднения

-Как вы расставили квадраты с изображениями? (помещают на доску)

- По какому признаку вы их объединили?

1) Первая пара - предмет сам производит действие.

2) Вторая пара - предмет испытывает действие со стороны другого предмета.

3) Третья пара – царство глагола.

- Какое правило необходимо вспомнить, если у глагола безударное личное окончание?

4) Четвёртая пара – суффиксы

- Какой части речи эти суффиксы?

- Вспомните, какого времени бывают причастия?

Определение темы самими учащимися.


– Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.

Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. СЛАЙД 3

Организация целеполагания.

– Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- обобщить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени,

- уметь различать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

- Вспомним, что такое причастие? Слайд 4

1) Сверим вашу формулировку с темой и определением в учебнике.

Наблюдение и анализ материала учебника (стр.326, чтение правила).

2) В.И. Даль, создатель «Словаря живого великорусского языка», говорил, что

причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

СЛАЙД 5

- Давайте проведём исследование и вспомним, КАКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГ-ГО ЕСТЬ У ПРИЧАСТИЯ (это работа для 1-й группы);

- КАКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА ЕСТЬ У ПРИЧАСТИЯ (это работа для 1-й группы)

Исследовательское задание классу (работа в группах) СЛАЙДЫ 6-7


КАКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ЕСТЬ У ПРИЧАСТИЯ?


Имя прилагательное

Крепкий мальчик

1. Обозначает -

2. Род -

3. Число –

4. Падеж


Причастие

играющий мальчик

1. Обозначает -

2. Род -

3. Число –

4. Падеж -

КАКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА ЕСТЬ У ПРИЧАСТИЯ


Глагол

читает

1. Обозначает -

2. Переходность -

3. Возвратность -

4. Вид -

5. Время

Причастие

читающая

1. Обозначает -

2. Переходность -

3. Возвратность -

4. Вид -

5. Время

- Прошу группы озвучить итоги своей работы: (проверка по алгоритму).

- Итак, вы определили, какие признаки прилагательного и глагола есть у причастия.

- А все ли признаки вы назвали? Давайте проанализируем материал учебника (стр.326-327)

- Какие признаки нужно добавить в таблицу? СЛАЙД 8

 Физкультминутка СЛАЙД 9

Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом).

Этап выявления места и причины затруднения.
Проведём исследование.

- Посмотрите на данные предложения: СЛАЙД 10

Дети прочитали книгу.

Дети, (какие?) прочитавшие книгу.

Книга, (какая?) прочитанная детьми.

- Какой признак обозначают причастие ПРОЧИТАВШИЕ?

(причастие обозначает признак предмета, который сам совершает действие).


- Какой признак обозначают причастие ПРОЧИТАННАЯ?

(причастия обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета).


Поэтому причастие ПРОЧИТАВШИЕ называется действительным, а причастие ПРОЧИТАННАЯ - страдательными.

Сверим вашу формулировку с темой и определением в учебнике.

Наблюдение и анализ материала учебника (стр.328, чтение правила).

Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под воздействием другого предмета. СЛАЙД 10

- Одинаковые или разные суффиксы у действительных и страдательных причастий? (разные) СЛАЙД11

- Какой можно сделать вывод?

(действительные и страдательные причастия можно различать по суффиксам)


!!! Обратите внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие, в суффиксах страдательных причастий их нет.

4. Применение знаний и формирование умений и навыков.

1). упр. 214 (работа в парах)

(приём «обмен опытом» - обмен и критика возникших идей)

Задание: из данных слов выписать только причастия:
1 В – действительные

2 В – страдательные (взаимопроверка)

3) ЕГЭ Индивидуальная работа. Вопрос 12.

(приём «погружение» - индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи).

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хлопочУщий (хлопотАТЬ - 1), (они) накопЯт (накопИТЬ- 2)

2) приостановлЕнный , застонЕшь (застонАТЬ -1)

3) пострижЕнный, (люди) услышАт (слышАТЬ- 2)

4) оплачЕнный, взимаЕмый (взимАТЬ- 1)

5) кашлЯющий (Н.ф. оканчивается на ЯТЬ), развеЯвший (развеЯТЬ)

Ответ: 245

5. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Сумели ли решить поставленную задачу?
- Что вам помогло?
- Какие трудности возникли?

6. Д/З: стр.236-3-237, п.85, упр.315














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Збаровская Галина Алексеевна

Дата: 15.04.2025

Номер свидетельства: 668438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
    ["file_id"] => string(6) "352142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477404525"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-programma-uchiebnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "155700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421315887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства