kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области










Доклад на тему





Интерактивные методы обучения

как средство повышения качества знаний

учащихся по русскому языку







автор: Чилигина Ландыш

Исламгарейовна,

учитель русского языка

и литературы









Шентала, 2016

Все обучают каждого и каждый обучает всех

В.С. Дьяченко


Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

  • 10% прочитанного,

  • 20% услышанного,

  • 30% увиденного,

  • 90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.


Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

  • Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

  • Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

  • Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

  • Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

К интерактивным методам обучения относятся:
  • интерактивная лекция,

  • использование и анализ видео-, аудио- материалов;

  • практическая задача, кейс-метод;

  • разбор ситуаций из практики участника;

  • ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

  • работа в малых группах;

  • групповая дискуссия;

  • соревнование.

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?


Конкретному ученику:

  • - осознание включенности в общую работу;

  • - развитие личностной рефлексии;

  • - становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности.


Учебной микрогруппе:

  • - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

  • - формирование ценностно-ориентационного единства группы;

  • - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

  • - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу:

  • - формирование класса как групповой общности;

  • - повышение познавательной активности класса;

  • - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс - учитель»:

  • - нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

  • - многомерное освоение учебного материала;

  • - формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.


Таким образом, для меня интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление. По данной методике я работаю третий год.

Я применяю следующие принципы и правила работы на интерактивном занятии:

•  Урок – не лекция, а общая работа.

•  Суммарный опыт группы больше опыта учителя.

•  Все участники равны независимо от возраста и опыта.

•  Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

•  Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

•  Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Правило первое. В работу вовлекаю всех учеников.

Правило второе. Я забочусь о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи применяю разминки, постоянное поощряю учеников за активное участие в работе, предоставляю возможности для самореализации каждого ученика.


Правило третье. В работе принимают участие не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.


Правило четвертое. Я отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы ставлю “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему урок и имел возможность общаться в малой группе.

Правило пятое. Отношусь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом договариваемся с ребятами в самом начале и стараемся не нарушать его. Договариваемся о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отношусь со вниманием к делению учеников на группы.


Как я использую данную методику в своей работе? Для мотивации учащихся к уроку занятие я начинаю со стихотворения или вопроса, ответ на который дети дадут в конце урока. Например, урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Предложение» я начинаю со стихотворения, содержащего вопрос «Что красивей всего?»

Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Иногда это «взбодрячок» или «энерджайзер» «Фруктовый салат», «Смешанный лес», который я провожу для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы. Затем продолжаю формирование микроклимата занятия объединением учащихся в группы. Существуют различные способы деления учащихся на группы. Я практикую следующие способы:

  • отсчитывание: яблоко, груша, слива, банан…,

  • угощение конфетами,

  • деление по цвету, форме листа,

  • методику 6Х6Х6. Эта методика вовлекает в работу всех членов группы, и при этом каждый как исполняет роль учащегося, так и учит других.

Организовывается учебное взаимодействие в микрогруппах, работа в парах, в тройках, в четверках и т.д.

Состав групп подбирается неоднородный, отличающийся с точки зрения уровня учащихся, пола и т.п. Классные лидеры не всегда бывают лидерами в группе. Школьники в группы распределяются мной. Для небольших заданий оптимальная группа состоит из 4-5 человек. Большие группы организуются для больших заданий. В то время, когда ученики работают в группах, я помогаю им, контролирую работающие группы, но не руковожу ими.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. На данном этапе мы отправляемся в путешествие на автобусах или по реке Глагол в мир природы, выполняя задания по группам. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Рефлексия прошедшего занятия – следующий этап интерактивного занятия. Я стараюсь подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например,

- Что тебе понравилось сегодня на уроке?

- Что нового ты сегодня узнал на уроке?...

На данном этапе я использую методику «Ковер идей» (урок русского языка в 5 классе «Берегите природу!»). «Ковер идей» используется на уроке для решения проблемы: что конкретно каждый из них может сделать для того, чтобы помочь природе. «Идеи» приклеиваются на «ковер идей». Затем ребятам предлагаю приклеить зеленую наклейку на ту идею, которую он может быть сделает, а красную наклейку на ту идею, что он сделает обязательно. В конце урока мы обязательно подводим итоги, рассаживаясь по кругу и передавая друг другу «микрофон».

На уроках применяю следующее пространственное расположение группы:

«Вопросы по кругу»


«Большой круг» (стулья по кругу)

-большой круг (дети менее подготовленные)

- малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Прием “большого круга” оптимально применяю в тех случаях, когда нужно возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Работа в группах» парты ёлочкой

«Работа в группах»

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается лишь общая работа группы. Иногда я обращаюсь за консультацией к самим ученикам.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к учебному предмету, повышают компетентности, уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию и развитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Итак, я считаю, что применяя интерактивные методы обучения на уроках:

1) Повысилась эффективность уроков русского языка. 2) У учащихся формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения. 3) Формируются и развиваются аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них). 4)   Формируются и развиваются навыки планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чилигина Ландыш Исламгарейовна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интерактивные технологии как средство нового качества образования. "
    ["seo_title"] => string(75) "intieraktivnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-novogho-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "108988"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403984723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Анализ работы МО  учителей  гуманитарного цикла  за 2013-2014 уч.год "
    ["seo_title"] => string(73) "analiz-raboty-mo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2013-2014-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "103341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402580618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства