Просмотр содержимого документа
«Интерактивные игры и упражнения на уроках русского языка»
Интерактивные игры и упражнения на уроках русского языка
На сегодняшний день интерактивные методы обучения на уроках русского языка -- это уже не просто интересно. Сегодня для учителя овладение интерактивными методами обучения и применение их в ежедневной практической деятельности на уроках русского языка -- это профессиональная необходимость. Интерактивное упражнение является центральной частью занятия, которое должно занимать около 50-60% времени. Его цель -- усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Обязательным является такая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения: 1. Инструктирование (2-3 минуты). 2. Объединения в группы или распределение ролей (1-2 минуты). 3. Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссии (5-15минут). 4. Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут). Рефлексия результатов учениками является естественным и важным компонентом интерактивного обучения. Рефлексия осуществляется в различных формах: как индивидуальная работа, работа в парах, группах, дискуссия. Она применяется после важнейших интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения. На уроках русского языка можно использовать такие интерактивные игры и упражнения: • Словострой (упражнение используется при изучении тем (написание сложных существительных, прилагательных, способы образования слов). • «Ликвидация шпиона», «Меткий стрелок» (по принципу «третий лишний»), когда подается цепочка слов, и одно из слов не соответствует теме, правописания и т.д. • «Зашифрованное слово» (подается схема к слову (например к теме «Строение слова») по которой следует подобрать примеры, соответствующие данной схеме. • «Словарный фейерверк» (записывается словарный диктант, а потом ученики распределяют слова на определенные группы, например «Написание слов слитно, раздельно и через дефис»). • «Слова, становись!», «Колечко, колечко, выйди на крылечко» (учащиеся работают в группах, или самостоятельно с карточками, учитель объявляет условие: например, выйти тем ученикам, в которых слова в карточках пишутся с разделительным мягким знаком, а потом тем ученикам, в которых слова пишутся с разделительным твёрдым знаком). • «Громкие аплодисменты» (например, при изучении темы «Причастие» учитель называет ряд слов. Когда названо причастие, ученики хлопают один раз в ладоши. В конце упражнения ученики громко аплодируют сами себе).
• «Морфологические симптомы» (во время изучения самостоятельных частей речи, ученики находят ответы на вопрос о морфологических признаках изучаемой части речи). • «Путешествие по стране «Морфологии», «Нанизываем бусы», «Лестница» (учащиеся, ища ответы на вопросы учителя, путешествуют по улицам, тропинкам, переулкам, тем самым сами делают выводы к понятиям, почему так названа та или иная часть речи, на какие вопросы она отвечает, каковы ее морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении). • «Передай эстафету другому» (упражнение используется во время того, когда ученики сами устно подбирают примеры к изучаемым правилам). • «Найди друга» (упражнение, когда ученики работают над упражнением по справке, представляемой ниже упражнения). • «Фольклорное упражнение» (упражнение, в котором используются пословицы, поговорки, загадки). • «Разведка - словом» (учащиеся объясняют написание слов, приводя правила написания). • «Сильный аргумент» (учитель приводит ученикам ошибочное утверждение по изученной орфограмме, а ученики должны дать правильное утверждение).
Такие упражнения и игры дают и ученику, и учителю возможность самовыражения. Ориентация современной методики на диалог двух субъектов учебного процесса -- ученика и учителя -- делает интерактивную технологию особенно интересной и эффективной, повышает интерес к изучению русского языка.