kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я перед собой ставлю задачу не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка математики, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Рассмотрим интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития интеллекта.

   В системе интеллектуальных игр, упражнений важное место занимают те, которые направлены на развитие распределения внимания, существенно влияющие на формирование орфографической зоркости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. »

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е. интеллектуально развитых людей.

Интеллект – это совокупность качеств, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Одним из основополагающих направлений моей работы в школе является тема, над которой я работаю уже несколько лет: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Потому что считаю, что начальная школа должна научить детей, поступивших в школу не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. 
У многих детей моего класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.
Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал?

Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу о том, что нужно внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.

Изменение содержания процесса обучения я осуществляю за счет:

     введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

     увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

     расширения объема работы с понятиями и терминами;

     включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательного характера.

На любом этапе урока я стараюсь не давать готовую информацию, а предоставляю учащимся право первыми формулировать понятия, правила, темы уроков и т.д.; чаще даю им возможность задавать вопросы; стараюсь создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках технологии.
На мой взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.
I. Игры на комбинирование предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
II. Игры на планирование направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие - позже.
III. Игры на формирование умения анализировать предусматривает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет.

Я перед собой ставлю задачу не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка математики, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески. Рассмотрим интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития интеллекта.

В системе интеллектуальных игр, упражнений важное место занимают те, которые направлены на развитие распределения внимания, существенно влияющие на формирование орфографической зоркости.

Первый комплекс формирует устойчивость внимания, мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы "Ударные и безударные гласные".
Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через одну минуту после предъявления учитель закрывает второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик второе слово. Подберите к ним проверочные  слова и напишите их. Орфограммы подчеркните.
мост р-ка
шум в-да
лес гр-бы
гвоздь д-ска
Постепенно увеличивается количество пар.
Второй комплекс формирует речь, устойчивость и распределение внимания, память, умение осуществлять операции сравнения, строить рассуждения. Пример задания, выполняемого в рамках темы: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».
Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте.
(М.м) аршак (П. п)оэт
(П, п) оэт (М, м)ихаил
(А., а) лексей ( Б,б) орисов
(Р,р) епин (С.с) ергей
(С,с) еменов (И,и )ванов.
При проверке большинства упражнений от учащихся требуется полный, развернутый и  доказательный ответ.
Третий комплекс развивает речь, внимание, творческое воображение, языковую интуицию, мышление. Пример задания, выполняемого в рамках темы "Род имен существительных".
Внимательно рассмотрите буквы.
1) р о е к к у а н ь
2) к о о з г е о р л о д
3) м м а е л д и в е н д а ь
Используя эти слова, отгадайте загадки:
1.Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь).
2. Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).
3. Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина, медведь).
Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличие. Напишите слова, группируя их по родам.

Важной особенностью комплексных интеллектуальных упражнений является универсальный характер, поскольку они дают возможность закрепить или повторить сразу несколько изученных тем. Это ярко просматривается в упражнении с формируемым комплексом 4 (речь, устойчивость внимания, распределение внимания, мышление, умение осуществлять операции сравнения, исключения, составлять рассуждение).
Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Глагол».
Прочитайте слова. Исключите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.
Разрушае …, гл . дят, дружба, подсч . таеш . , надпишеш . , накормиш . .
Часто при составлении и проведении рассматриваемого типа упражнений используются различные шифры, схемы. Это дает возможность вместе с другими качествами интеллекта развивать одно из самых слабых составляющих интеллекта младшего школьника - абстрактное мышление. Пример задания выполняемого во время изучения темы «Три склонения имен существительных».
Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите смысловую связь слов внутри каждого шифра. Подберите к ним из левого столбика другие пары слов с такой же смысловой связью. Выбор слов обоснуйте. Определите склонение имен существительных.
Исходный материал. Шифр.
холод-жара 1)школа-учитель
лес-степь 2) озеро-река
ложь-правда 3) трусость- храбрость.
лес- тигр
море-корабль
яблоко- вишня
стакан-вода
дуб-береза

Четвертый комплекс развивает речь, объем, внимание, память, мышление, умение осуществлять группировку. Тема «Местоимение 3-го лица».
Прочитайте. Объедините в группы пары слов, в которых:
а) нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;
б) нет местоимений мужского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени;
в) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени.
Он оценил, она готовит, оно подъедает, он заземлил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, он объяснит, оно съежится, он смешал, она велит, она завтракает.

Пятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, память, мышление, наблюдательность, сообразительность . Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Внимательно прочитайте и проанализируйте запись. Найдите закономерность.
1) узкая, сладкая …
2) тяжелое, далекое …
3) местный, грустный …
Слова для справок: веселая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный.
Вариант ответа ученика: надо дополнить каждую группу слов по двум признакам: род имен прилагательных и по орфограммам.
Шестой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, абстрактное мышление. Тема «Имя существительное».
Соедините между собой пары слов, подходящих по смыслу, используя пример: диван-мебель. К каждому слову задайте вопрос кто? или что? Вставьте пропущенные буквы.
лещ цв . ток
т . релка птица
с . рока п . суда
ландыш рыба.
Седьмой комплекс развивает речь, устойчивость внимания, логическое мышление, умение обобщать, умение устанавливать последовательность подчинения понятий. Тема «Число имен существительных».
Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. Каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий одно общее. Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и число имен существительных.
п . н . дельник, ч . тверг-?
су .. ота, в . скресенье -? / ?
Восьмой комплекс развивает речь, устойчивость и сосредоточенность внимания, логическое мышление, память, способность устанавливать связи. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова». В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины.
Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала - причина, затем - следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, замените их другими близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы.
1) Мур (а,о)вьи приносят лесу б(о,а)льшую пол(ь,-)зу. Мур(а,о)вьи уничт(а,о)жают личинок вредных насекомых.
2) С(а,о)ва и филин охотятся ноч(ь,-)ю. Дневной свет для гла(з,с) с (о,а)вы и филина ярок и неприятен.
Девятый комплекс развивает речь, устойчивость и объем внимания, логическое и абстрактное мышление, умение находить равнозначные понятия. Тема «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».
Прочитайте. Соедините между собой равнозначные понятия. Напишите их. Выделите в прилагательных окончания. Укажите род и падеж имен прилагательных.
черно . золото воскресенье
естествен . спутник земли квадрат
поле . укрытие от снарядов голубой кит
самое больш . животное в мире блиндаж
последн . день недели луна
равносторонн . прямоугольник нефть
Перед выполнением упражнений, содержащих в задании новый для учащихся термин, учитель в доступной форме объясняет его значение. Равнозначными являются понятия, называющие разными словами один предмет.
Десятый комплекс развивает речь, устойчивость и распределение внимания, логическое мышление, умение различать общие и единичные понятия, осуществлять группировку слов и словосочетаний. Тема «3 склонение имен существительных».
Прочитайте. Разделите существительные на группы. В первую группу напишите единичные понятия, во вторую группу - общие. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имен существительных.
П . ртрет, луна с . м . лет,первый к . см . навт, т . л . фон, тракт . р, Рос . ия, уч . тель, ст . лица, М . сква, стр . на, Венера, гор . д, Солнечная система, пр .зидент, к . мбайн, Красная площадь, первый учитель.
Пояснения для учащихся: единичными называется понятия, которые обозначают только один, неповторимый предмет. Общим называется понятие, которое обозначает целый ряд родственных предметов.
Практический опыт использования интеллектуальных игр показал однозначный результат: возрастающий интерес учащихся к предмету, частое проявление у школьников положительных эмоций, обеспечение высокой активности учащихся на уроке.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. 
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. 
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Вывод: 
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.  Игры. 
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) 
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. 
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. 
На 9 карточках записаны девять слов: 

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. 

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму. I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона 
дубки варенье чучело съемка град ворота 
гриб ручьи чум подъем клад воробей 

II . Игра « Почтальон» 

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. 

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. 
Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка 
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка 
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка 
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка 

Задания: 

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 
Составить предложения, используя данные слова. 


III . Игра « Шифровальщики» 

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. 

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. 
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк 

лыжи санки коньки 

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. 

Например: 
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) 
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) 
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег) 


IV. Игра « Клички» 


Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. 

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: 

^ ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА 

Составить предложения. 

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). 

Игровые приемы. 

1. Найди «лишнее слово» 

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК 

^ КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА 

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА 

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ 


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? 

2. Детям очень нравятся такие задания, как: 

Заменить словосочетания одним словом: 

- промежуток времени в 60 минут, 
- военнослужащий, стоящий на посту, 
- ребенок, любящий сладкое, 
- очень смешной фильм. 

Распредели слова на две группы. 
Найди родственные слова. Выдели корень. 
Закончи предложения: 

У Ромы и Жоры есть …………. 
Однажды они пошли …………. 
Вдруг из кустов…………….. 
Потом ребята долго вспоминали как…….. 
Составь рассказ по опорным словам: 
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Автор: Реброва Елена Вячеславовна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья на тему  "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка". "
    ["seo_title"] => string(96) "stat-ia-na-tiemu-intielliektual-noie-razvitiie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433779871"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(102) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-kak-sriedstvo-intielliektual-nogho-razvitiia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "257720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448376131"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(91) "formirovaniie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "238198"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444498955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства