Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО
Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО
В презентации раскрываются актуальные задачи интеллектуального развития младших школьников; указаны существенные качества интеллекта человека. В графическом варианте показан склад ума учащихся класса. Исходя из этого поставлены соответствующие цели и задачи интеллектуального развития. Приведены примеры системы работы на уроках литературного чтения, математики, русского языка, окружающего мира и во внеурочной деятельности. Указывается на интеграцию, как движущую силу интеллектуального развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО »
Формирование интеллектуальных способностей младших школьников в условиях ФГОС НОО
Колесникова Галина Петровна,
МКОУ «СОШ № 10»
г. Лиски Воронежской области
Интеллект - визитная карточка ума!
Всё наше достоинство заключено в мысли… Будем же учиться мыслить!
Облагораживает человека только интеллект!
Актуальность задачи интеллектуального развития личности обусловлена рядом причин:
1) Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления учащихся.
2) Логически развитое мышление позволяет легче усвоить знания и в большем объеме.
3) Владение приемами организации умственного труда, а это чаще всего приемы мыслительных операций, помогают восприятию объяснения учителя, участию в беседе, выполнению упражнений, практических работ, решению задач, самостоятельной работе с книгой на уроке и при выполнении домашних заданий.
4) Ускорение научно-технического прогресса, то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет зависеть от того, что теперь называют интеллектуальным потенциалом народа.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». Ш.А.Амонашвили
Существенными качествами человеческого интеллекта являются
пытливость
глубина
гибкость
подвижность
логичность
доказательность
критичность
широта мышления
ума
Цели педагогической деятельности:
Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)
Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)
Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Создать условия в развитии памяти учащихся.
Педагогические задачи:
поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления;
учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников.
Система работы на уроках литературного чтения:
применение занимательного и «затруднительного» материала;
самостоятельный подбор учащимися материалов к уроку из дополнительных источников;
«пробы пера»;
многообразная работа по привитию интереса к чтению
Система работы на уроках русского языка
подборка упражнений на формирование мышления, внимания, памяти, речи;
поиск неординарных путей решения учебной проблемы;
необходимость обосновывать свою точку зрения;
сотрудничество «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Система работы на уроках математики:
Создание проблемной ситуации :
создание противоречия;
столкновение противоречий;
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
рассматривание явления с разных позиций;
побуждение к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению
проблемные задачи.
Нестандартные задания.
Система работы на уроках окружающего мира:
проблемное изложение материала;
дискуссии;
комментированные упражнения;
самостоятельные и творческие работы учащихся;
игровые моменты;
нетрадиционные уроки.
Внеурочная работа.
Система занятий в кружке «Клуб любознательных» с целью формирования языковых или математических способностей с учетом выявленных интересов и склонностей, приемов активной мыслительной деятельности.
Интеллектуальные марафоны, ярмарки знаний, конкурсы и КВН