«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»
Доклад о словарно-орфографической работе в начальных классах как средстве интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. В докладе продемонстрированы способы проведения этой работы, которые регулярно используются на уроке.Они дают хороший результат.Развиваются память, аналитическое мышление, речь детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»»
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Практико-ориентированный семинар по теме: «Согласованность планируемых результатов и использованных средств педагогических технологий для успешного обучения младших школьников»
Доклад
«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития младших школьников»
Подготовила Чекмарёва А.Ю,
учитель начальных классов МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
2015г
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. В настоящее время методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, разделы пособий или целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы.
В своей практике я стараюсь использовать нестандартный подход к словарно-орфографической работе. И опираюсь на методику интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, разработанную Бакулиной Галиной Александровной. Эта методика предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Для достижения хороших результатов вносятся определённые изменения в содержание и организацию процесса обучения.
Изменение содержания осуществляется за счёт
введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, мудрых высказываний на разных этапах урока;
включения различных видов текстов воспитательного характера.
Значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы. К новым принципам, на ряду с общепринятыми, относятся следующие:
1.Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллектребёнка. Учитель использует такие приемы и методы, подбирает такие упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные качества.
Принцип действенного подхода к обучению. Такая организация учебного процесса, в результате которой осуществляется поиск детьми собственных путей решения заданий.
Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку.
Принцип сотрудничества учителя и учащихся. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят детям возможность утвердиться в поиске новых идей и знаний.
Остановлюсь на особенностях проведения словарно-орфографической минутки. К её структурному изменению относится введение минимобилизующей части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направлено на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребёнка, интенсификацию речемыслительного процесса и значительное увеличение его роли в представлении нового «трудного» слова. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выделение искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико- синтетическое мышление.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. Эти упражнения можно связать с фонетической, морфологической, морфемной работой.
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знаний учащихся, приобретённых при изучении других учебных дисциплин (математикой, изобразительным искусством).
Упражнения пятой группы предусматривают нахождение нового словарного слова и формулирование темы словарно- орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале. Это влияет на дальнейшее увеличение учебной инициативы и повышение интеллектуальной активности детей.
К шестой группе относятся упражнения, предусматривающие определение новог слова из словарика на основе выявления закономерности его образования.
Вторая часть словарно-орфографической работы – ознакомление с лексическим значением изучаемого слова.
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.
Первый способ – сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков.
Второй способ – поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков.
Третий способ – поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу.
Четвёртый способ – исключение лишнего слова из трёх возможных –
способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.
Пятый способ – поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два
знакомых школьникам слова и два слова, изученных на одном уроке и т. д.
Шестой способ – составление предложения с одновременным включением в него двух-трёх изученных слов.
Седьмой способ – нахождение вариантов реального и фантастического
использования предмета – развивает речь и творческое мышление.
Восьмой способ – сопоставление под различным углом зрения
фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят
изучаемые слова.
Практическое применение на уроках всех способов позволяет учителю
систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи,
поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство
и конкретное решение.
При проведении словарно – орфографической работы в русле рассматриваемой методики совершенствуется и развивается логическое мышление (работа с лексическим значением слова как с понятием, дополненная использованием приёмов межпредметных связей, обобщения и абстрагирования), усиливается речемыслительная деятельность, расширяется диапазон видов действий, связанных с антиципацией (наряду с самостоятельным формулированием темы словарно-орфографической работы, дети предопределяют способы введения новых слов в арсенал индивидуальной лексики). Уровень интеллектуального развития повышается на этапе изучения школьниками языковой теории.
В качестве примера продемонстрирую часть своего урока во 2 классе (минута
чистописания и словарно-орфографическая работа)
.Минута чистописания.
У. Приступаем к реализации цели урока.
Я предлагаю вам ещё раз внимательно посмотреть на предложение и найти гласную букву, которую мы будем писать на минуте чистописания. Эта буква встречается дважды в словарном слове, состоящем из трёх слогов.
Д. Это буква «о», т.к. она дважды встречается в имени существительном из трёх слогов «корова».
У. Букву «о» мы будем писать не одну, а в сочетании с буквами согласных звуков.
Открывается запись: о к л м о о о м л к о о ……
У. Определите порядок написания букв в данном ряду.
Д. Каждая ячейка состоит из пяти строчных букв. Начинается и заканчивается буквой «о». Буквы «м» и «л» меняются местами.
У. Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность.
Словарно – орфографическая работа.
У. Какое слово получилось из букв, записанных вами на минуте чистописания?
Д. Получилось слово «молоко».
У. Что такое молоко?
Д. Молоко – это жидкость, которую получают от коров.
У. Кроме коров какие животные могут давать молоко?
Д. Молоко могут давать козы, овцы, лошади, верблюды.
У. Зачем людям нужно молоко?
Д. Молоко употребляют в пищу.
У. Обобщите, что же обозначает слово «молоко».
Д. Молоко – это жидкость, которую получают от коров и других животных и употребляют в пищу.
У. Запишите это слово, определив СУО.
О О … , молоко
У. Какие продукты получают из молока коровы?
Д. Из коровьего молока получают сыр, творог, сметану …
У.Составьте предложение из слов «корова», «молоко» и трёх перечисленных вами названий молочных продуктов.
Д. Из молока коровы получают сыр, масло, творог.
Предложение записывается на доске и в тетрадях.
Ещё один урок в 3классе.
. Минута чистописания.
У. Приступаем к реализации темы и цели урока. А начнем мы с минуты чистописания.
У. Внимательно посмотрите на данную запись:
быстро – медленно
война - ?
глубокий – ?
гладить – ?
У. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минуте чистописания.
Д. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М.
быстро – медленно
война – мир
глубокий – мелкий
гладить – мять
Значит, мы будем писать букву М.
Показ написания буквы М учителем. Дети пишут три буквы.
У. А теперь определите порядок следования букв в буквосочетаниях данного ряда.
моер омре моер ……
Д. Каждая ячейка состоит из букв м,о,е,р. Первая ячейка начинается и заканчивается согласными, а в середине гласные буквы. В следующей ячейке согласные и гласные меняются местами.
У. Напишите данный ряд буквосочетаний до конца строки в указанной последовательности.
У. Какое слово можно получить из данных букв?
Д. Это слово море.
У. Сегодня на уроке мы поплывем по морю, изучая тему урока. Это море называется Морфология.
На стенде плакат с изображением морских волн. Сверху название. «Морфология».
У. Морфология – это наука о языке, изучающая части речи.
У. А чтобы «плылось» нам по-настоящему хорошо, необходимо пройти следующий этап урока : словарно – орфографический.
Словарно – орфографическая работа.
У. Вы узнаете новое слово из словарика, если внимательно посмотрите на два прямоугольника. В одном из них находится ключ к разгадке слова.
У. Какое вы составили слово?
Д. Мы соединили буквы по указанному в ключе направлению, начав с первой буквы К. Получилось слово корабль.
У.Что обозначает это слово?
Д. Корабль – это транспорт.
У. Для чего он предназначен?
Д. Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
У. Дайте полное определение слову.
Д. Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.
У. Запишите это слово, определив СУО.
корабль
ЛИТЕРАТУРА
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребёнка. – М.,
1997.
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.,
1996.
Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль,
1997.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –