kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эпоху высочайшего динамизма, глоба­лизации, интенсивного развития средств ком­муникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы дос­тижения благосостояния, интеллект челове­ка, его способность к преобразующей, сози­дательной деятельности становятся основ­ным капиталом общества.

    В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной лич­ности, готовой не только жить в меняющих­ся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действи­тельность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креатив­ность, активность, социальная ответствен­ность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамот­ности, устойчивая мотивация познаватель­ной деятельности.

     Большую возможность интеллектуального развития  младших школьников, формирования мотивации познавательной деятельности, повышения уровня грамотности  на уроках русского языка дает использование методики Бакулиной Галины Алексеевны. Так же данная методика обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач, что носит личностно-ориентированный характер обучения. В  течение ряда лет данная  система обучения русскому языку получает все большее признание среди учителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка". »

Дюзбаева Е.Т.

КГУ «Средняя школа № 26»


Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.


    В эпоху высочайшего динамизма, глоба­лизации, интенсивного развития средств ком­муникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы дос­тижения благосостояния, интеллект челове­ка, его способность к преобразующей, сози­дательной деятельности становятся основ­ным капиталом общества.

    В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной лич­ности, готовой не только жить в меняющих­ся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действи­тельность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креатив­ность, активность, социальная ответствен­ность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамот­ности, устойчивая мотивация познаватель­ной деятельности.

Большую возможность интеллектуального развития младших школьников, формирования мотивации познавательной деятельности, повышения уровня грамотности на уроках русского языка дает использование методики Бакулиной Галины Алексеевны. Так же данная методика обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач, что носит личностно-ориентированный характер обучения. В течение ряда лет данная система обучения русскому языку получает все большее признание среди учителей.

По данной методике я работаю уже шестой год. Чем же она меня привлекла?

Главная ценность этой методики, на мой взгляд, состоит в том, что она позволяет развивать на уроке целый ряд интеллектуальных качеств личности. Проработав четыре года по данной методике, я в этом убедилась. Результаты диагностики показали, что удалось поднять уровень развития внимания на 13%, памяти – на 19%, мышления – на 24%, восприятия – на 14%, воображения – на 10%. Данная методика направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, развивает орфографическую зоркость, обеспечивает активное включение школьников в работу, развивая их познавательные способности, воспитывает интерес к урокам русского языка.

С прошлого года я начала работу по данной методике с новым классом. За это время мне удалось повысить интерес у детей к урокам русского языка. Им нравится работать на уроке, они каждый урок ждут чего-то нового. И мне приходится уже не только использовать готовые задания, но и придумывать на их основе что-то свое. И сегодня я хочу еще раз остановиться на преимуществах данной методики, заинтересовать тех, кто еще не работает по ней и предложить свои небольшие наработки по данной системе.

Так как в этом году у меня второй класс, поэтому я остановлюсь на особенностях этого года обучения. Если говорить о результатах первого года обучения, то можно пронаблюдать существенные изменения в умственной деятельности учащихся. В области восприятия произошел переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Существенное развитие получила слуховая, зрительная память. При работе с материалом учащиеся используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы. Все это позволяет перейти к построению урока без использования мобилизующего этапа. В ряду главных изменений на втором году обучения – перераспределение функций учителя и учащихся. Фигура учителя как бы уходит в тень. Теперь на каждом уроке русского языка учащиеся выполняют задания, предусматривающие их непосредственное участие в организации минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучении нового материала. И еще одно изменение – задания постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.

Рассмотрим конкретно, как это выглядит во время проведения минутки чистописания и словарно-орфографической работы.

Специфика проведения минутки чистописания.

С точки зрения сложности выполняемых заданий эту работу можно осуществить в четырех вариантах.

Первый вариант - нахождение буквы для написания с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: цепь, пила, стул. Предлагает детям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы сегодня будем писать. Она обозначает непарный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? (ц)» Учащиеся дают полный аргументированный ответ.

Второй вариант - нахождение буквы для написания с неполным фонетическим разбором и одновременным введением поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, при изучении имени существительного можно предложить следующее задание: «Прочитайте написанные на доске слова: пр…мой, пол…тел, д…рожки, ден…ки. Определите букву, которую мы сегодня будем писать. Она находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? (ж)»

Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д. Например, учитель пишет на доске слова: посуда, пальто, лопата, окно, пенал, беда и шифр к ним: 1-2-1. Задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только слова из словаря, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова. То найдете искомую букву». ( пенал – посуда, лопата – пальто; искомая буква – п).

Четвертый вариант – самостоятельное формулирование и выполнение задания, предусматривающего определение буквы. Например: учитель ориентирует детей на запись на доске:


* маленькая серенькая пугливая …

* сладкая красная спелая …

* душистое круглое детское …

и дает установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете какую букву мы будем сегодня писать». Возможный ответ: к именам прилагательным нужно подобрать по смыслу имена существительные. Это – мышка, малина, мыло. Будем писать букву м.

Таким образом, на втором году обучения во время проведения минутки чистописания наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта.

Особенности проведения словарно-орфографической работы.

На данном этапе урока преследуются те же цели: увелечение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект. Рассматривается несколько приемов, каждый из которых имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.

Первый прием – поиск словарного слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала. Например? Учитель помещает на доске следующее изображение:

ПФБКТХЕШСРЧЕШЗЦА


и предлагает детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете новое словарное слово. Какое это слово?» (береза).


Второй прием заключается в уменьшении количества указаний учителя. Например: «Вы прочтете новое слово, если найдете треугольник с его первой

буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:





Какое слово вы прочитали? С какого треугольника вы начали читать? Почему?»

(герой).

Третий прием состоит в полном отсутствии указаний учителя. Например: «Посмотрите внимательно на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

. . . . . . .

К Д Р И О В В А Т А Ь Н

. . . . .

Какие это слова? Как вы их нашли?» (кровать, диван).

С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся. Вместе с тем уменьшение или отсутствие установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивает их речь.

Специфика четвертого приема заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них. Например:

«Внимательно посмотрите на данный шифр:

1 2 3 4 5 6 7 8

1 А М Н О Р К В У

2 С Г Д Я Л Ч Ц Т

и ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1.» (солома).

Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

В пятом приеме сочетаются самые разнообразные виды деятельности: фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слова на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, развивается объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Чтобы узнать слово из словаря, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.

Задание 1.Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова солома. (м)

Задание 2. Вторая буква – непроверяемая безударная гласная в слове беседа. (е)

Задание 3. Третья буква – последняя согласная в корне слова лопата. (т)

Задание 4. Четвертая буква обозначает непарный звонкий твердый согласный звук в слове работа. (р)

Задание 5. Шестая буква является окончанием в слове окно. (о)

Определение лексического значения слова на втором году обучения переводится на более высокий теоретический уровень. Учащиеся знакомятся с необходимыми для этого терминами: видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов. Так при ознакомлении со словом трамвай рассуждение может быть следующим:

У. Подберите родовое понятие к слову.

Д. Трамвай-это вид транспорта.

У. Это сельский или городской вид транспорта?

Д. Трамвай-это городской вид транспорта.

У. Назовите его существенные признаки.

Д. Трамвай состоит из одного или нескольких вагончиков. Трамвай движется по рельсам с помощью электричества.

У. Что же такое трамвай? Дайте полное определение.

В процессе такого рассуждения учащиеся овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

На втором году обучения предлагается три новых способа введения слов в активный словарь учащихся:

1.Путем сравнения слов - нахождение сходств и различий. Например: трамвай, метро, трактор или капуста, картофель.

2. Посредством оперирования словами, не связанными друг с другом по смыслу – составление с ними предложений. Например: познакомились со словом малина, а повторили слова город, завтрак, комната. Возможные ответы: За городом растет много малины. В дано случае развиваются устойчивость, объем внимания, оперативная память, речь и творческое воображение.

3.Использование фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов – для определения качеств предмета(овес- Сей овес в грязь, будешь князь).На базе пословиц, поговорок и фразеологических оборотов осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа: по разграничению фольклорных единиц, по их выявлению с определенным смыслом или значением, по выявлению общего смысла. Например: «Азбука – к мудрости ступенька. Век живи – век учись. Для чтения нет старости. Учи показом, а не рассказом. Что общего в них?» (общий смысл – учение).

Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа такого плана является эффективным средством развития интеллектуальных качеств ребенка и базой для успешного проведения последующих этапов русского языка.


Литература:

1. Закон РК об Образовании от 27 июля 2007 года.

2. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Бакулина Г.А. 2 класс ,1999 Гуманит. изд. центр ВЛАДОС































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Дюзбаева Елена Токтарбековна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(65) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "129681"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415734508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства