Инновационные технологии (икт) на уроках русского языка и литературы
Инновационные технологии (икт) на уроках русского языка и литературы
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. И поэтому считаю, что информатизация и компьютеризация образования являются ведущими направлениями модернизации современной школы с целью воспитания «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.[
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. А технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. И сегодня современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов современными технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.[4] И сегодня использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современного образования. Создание различных учебных пособий, сборников презентаций и таблиц, ЦОРы способствуют оптимизации учебного материала и делают работу учителя и учащихся на уроках более плодотворной.
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. И поэтому считаю, что информатизация и компьютеризация образования являются ведущими направлениями модернизации современной школы с целью воспитания «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.[1,53]
Средства обучения с использованием ИКТ должны быть одновременно наглядным средством, средством обучения (содержать учебную информацию, методику ее изложения и усвоения), средством познания, средством воспитания, средством эмоционального воздействия.
Я, обобщая свой опыт, делаю попытку показать значимость использования ИКТ для развития человека как субъекта собственной стратегии жизни, умении ориентироваться в современном мире информационных технологий; предлагаю свои приемы, методы и формы организации деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Результатами работы по данной теме являются повышение интереса школьников к предметам, как следствие - повышение уровня усвоения материала, отсутствие неуспевающих; развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Таким образом, учащиеся занимают призовые места в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе, успешно выступают по этим предметам и на городских, областных и республиканских олимпиадах, НОУ.
Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих материалах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее.
Таким образом, использование информационных технологий способствует объединению в одном блоке (одном уроке, части урока) текстовой информации, графики, звука, видео, анимации. В обучении русскому языку и русской литературе наиболее часто использую следующие виды программного обеспечения:
1) презентации, созданные самостоятельно учащимися в приложении MS Power Point;
2) флеш - анимации, созданные с помощью программы Macro media Flash MX;
3) обучающие справочные программы и курсы;
4) контролирующие программы и тестовые оболочки, также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.[3]
Power Point является самой доступной программой для создания презентаций (входит в стандартный пакет Microsoft Office). Одно из наиболее часто используемых достоинств данной программы — высокая наглядность при изучении материала. Данная программа поддерживает корректное отображение различных типов данных: графических объектов, видеофрагментов, звука, диаграмм. Power Point поддерживает большое количество сложных эффектов, таких как «ожившие» диаграммы, музыкальное и голосовое сопровождение показа слайдов. Таким образом, с помощью презентаций можно воздействовать на несколько каналов восприятия. Процесс создания презентации включает несколько этапов:
1) постановка задач;
2) разработка структуры и содержания презентаций;
3) создание отдельных слайдов;
4) создание связной последовательности слайдов;
5) создание эффектов анимации для отдельных элементов слайдов;
6) настройка презентации.
Современные наши уроки невозможны и без обучающих и справочных программ, которые в основном предназначены для самостоятельного изучения материала учащимися. Однако некоторые их элементы (эксперимент, задача, видео, тест) могут быть использованы и как отдельные фрагменты урока, и как часть презентации, теста, демонстрации при объяснении материала. К контролирующим и тестовым программам относятся программы, предоставляющие возможность учащимся проводить самостоятельный опрос.
Использование информационных технологий на уроках открывает возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их динамичности, расширения диапазона анализируемых факторов для принятия решений, что в результате позволяет многократно повысить уровень обучения. Любой учитель за годы работы в школе накапливает много информации, а быстрый поиск необходимой становится возможным при её эффективном размещении и хранении.
Становясь активными участниками учебного процесса, учащиеся самостоятельно находят в информационном пространстве новые источники знаний и осваивают их. Подготовка выпускника, способного мыслить творчески, самостоятельного принимать нестандартные решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, - непростая задача. На мой взгляд, мы успешно справляемся с этой задачей.
Внедрение информационных технологий обусловливает получение необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-
личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения. Например, мною был разработан информационно - справочный материал по русской орфографии. Хотелось бы подчеркнуть, что применение данного информационно- справочного материала на уроках русского языка обеспечивает экономию времени при объяснении нового материала;
представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала.
Как показывает опыт, применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности расширяет творческие возможности как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими новейших достижений в области компьютерных технологий, интенсифицирует процесс обучения и повышает качество знаний учащихся. Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационной образовательной среды можно, только если их участие в этом процессе будет осмысленным и мотивированным.[2] И сделать это без живого слова учителя, определения педагогической целесообразности использования ИКТ на уроках, соблюдения психолого-педагогических требований, невозможно.
Материальными продуктами моего опыта являются творческие отчеты, выступления на различных педагогических мероприятиях, лицензирование электронного пособия, публикации в педагогических сайтах и на страницах СМИ, а самое главное – высокие достижения и победы моих учеников на различных конкурсах и олимпиадах.
И анализируя результаты деятельности учащихся на уроках, могу сделать следующие выводы:
• повысилась мотивация учеников к изучению предметов русский язык и литература;
• возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• появилась динамика усвоения знаний и личностный рост развития учащихся;
• применение заданий с использованием ИКТ позволило повысить качество знаний учащихся;
• результатом использования заданий, ориентированных на развитие функциональной грамотности с использованием ИКТ - технологий на уроках, являются победы моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах: дистанционных международных, республиканских и областных.
И наконец, хотелось бы сделать следующие выводы:
ИКТ позволяют на уроках продемонстрировать любой иллюстративный материал, организовать и провести тесты и контрольные работы любого уровня сложности, позволяют сделать мгновенную проверку, организовать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.
ИКТ помогают привить интерес к предмету, изучаемому материалу, активизировать работу с учащимися, требующих коррекции знаний, с продвинутыми учащимися, позволяют создать ситуацию успеха;
ИКТ позволяют подвести итоги, качественно организовать оценивание;
ИКТ-конспекты, тесты, словарные диктанты можно использовать многократно, как во время урока, так и во внеурочной деятельности учителя.
Уважаемые коллеги, анализируя проделанную работу по изучению и применению информационно – компьютерных технологий, уже сегодня можно сказать, что это тот путь, который позволит нам воспитать критически думающего, эрудированного, с живым образным мышлением, конкурентоспособного ученика XXI века.
Подводя итоги данной работы, хотелось бы подчеркнуть, что при использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я продолжаю успешно применять на своих уроках следующие приемы:
ассоциативный ряд;
опорный конспект;
мозговая атака;
групповая дискуссия;
синквейн; эссе;
перепутанные логические цепочки;
дидактическая игры;
лингвистические карты;
лингвистические задачи;
исследование текста и другие.
Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Литература:
1. Информационные технологии - шаг в будущее. - «Учитель», 2012. -№4.-с.53.
2. Курнешова Л.Е. Современная школа сегодня и завтра
3. Крупская С.А. "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
4. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании. - М., 2005.