Просмотр содержимого документа
«Инновации в лицее»
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в современно педагогическом процессе значимое место занимает поиск новых методов и приемов, способствующих достижению образовательной задачи. В связи с этим широкое значение получает и такой термин, как «инновация», по средствам которого осуществляется поиск новых форм, которые развивают и совершенствуют процесс образования.
Поиск нововведений является характерным и для таких учебных заведений, как лицеи. Профилируя на определенном наборе предметов, лицеи ищут и новые формы совершенствования ЗУНов учеников. Именно поэтому все чаще говорят и об инновациях, с помощью которых становится возможным достижение поставленных целей в ходе образовательного процесса в лицее.
Отметим, проблемы инноваций в свое время разрабатывались учеными М.Н. Гусловой, Б.С. Гершунским, А.В. Хуторским, Г.П. Щедровицким, Кинелевым, В.С. Скобкиным. По мнению ученых, образование представляет собой стратегический ресурс становления на инновационный путь развития.
Исследователи В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий, В.А. Поляков, неоднократно отмечали необходимость инновацизации организаций в условиях модернизации образовании.
В рамках нашей работы проанализируем основные понятия и этапы формирования понятия «инновация», а также выявим основные виды нововведений в образовательном учреждении на примере лицея.
ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Общеизвестно, что в системе образования одним из важных аспектов развития процесса обучения является инновация. Отметим, педагогическая инновация представляет собой осознанное и целенаправленное изменение содержания педагогической деятельности, а также внедрение новых педагогических технологий, которые нацелены на модернизацию всей образовательной системы [5, с.29-30]. Результат таких инноваций является признаком улучшения качества образования.
Как отмечают исследователи, понятие «инновация» появилось в лингвистике и культурологии при описании культурной диффузии. В 30 – е годы ХХ в. известный экономист и философ Й. Шумпетер начал исследовать природу инновации, разработав основные положения нововведений. Именно он стал использовать понятие «инновация» в экономической сфере. В работах ученого Г. Менша неоднократно утверждалось, что новые технологии представляют собой единственную возможность для научного открытия. Как можно заметить, изначально термин «инновация» был свойственен для экономической сферы.
В отечественной науке взгляды о нововведениях утверждались как концепция научно-технического прогресса в целом. Неслучайно, А.И. Пригожин отмечал, что «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием. Это было вызвано недостаточным вниманием в прошлом к задачам ускорения научно-технического развития и совершенствования управления» [4, с. 123-126].
Что же касается педагогической науки, то данный термин был введен и обоснован И.Р. Юсуфбековой. В ходе изучения инновационной проблематики выяснилось, что в науке множество определений к термину «инновация».
Так, по мнению Н.И. Лапина, значение понятия «инновация» заключается в создании и использовании какого-либо нововведения [2, с. 47-48].
Как отмечают ученые, самое точное определение принадлежит В.А. Сластелину, который утверждал, что под «инновациями» стоит понимать «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [6, с. 64].
Стоит обратить также внимание и на то, что инновациям присуща системность, они способны вывести человека за привычные рамки известных теорий, могут послужить формированию проблемной ситуации, таким нововведениям характерна целенаправленность на поиск и целостное стремление к получению нового результата.
Инновациям характерна системность, они выходят за рамки существующих теорий, могут вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречат принятым «нормам» науки, целенаправленны на поиск и полное стремление получить новый результат.
Проведя анализ научной литературы, посвященной педагогической инновации, нам удалось выяснить, что существуют различные классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них.
Так, В.М. Полонский, опираясь на место и специфику использования инноваций, выделяет следующие: управленческие, юридические, технологические, методические, социальные, теоретические, организационные, комплексные и практические [3, с.4-12].
А.В. Хуторскому удалось разработать классификацию, использовав за основу содержание образования и воспитания, а также технологии, методы и приемы обучения. Исследователю удалось систематизировать нововведения, учитывая их область педагогического применения. Именно поэтому автор рассматривает инновации с точки зрения их способов осуществления, масштабности, функциональных возможностей, степени предполагаемых преобразований [9, с.57-59]. При таком подходе становится возможным рассматривать одну и ту же инновацию с точки зрения различных характеристик, при этом такая инновация будет занимать свое место в различных областях.
Как отмечает Н.Н. Суртаева, в образовательном учреждении все нововведения стоит рассматривать по следующим направлениям. Во-первых, инновации, которые непосредственно связаны с изменениями в содержании образовании. Сюда следует отнести изменения в определении того, чему нужно учить современное поколение, в каком возрасте стоит давать определенный учебный материал, как донести необходимые знания, чтобы сформировать умения и навыки. Во-вторых, инновации, которые тесно взаимодействуют с разработкой образовательных технологий. К данной группе относятся все нововведения, которые связаны с построением процесса обучения, выявлением подходящих форм, приемов и методов взаимодействия педагога и учащегося. Как правило, такие инновации способны обеспечить технологии обучения, при которых у учащихся будут формироваться и развиваться различные способы познания. В-третьих, инновации, которые направлены на изменения модели учебного заведения. К третьей группе следует отнести все те попытки, которые направлены на изменения уже известной модели системы управления в школе, а также все те нововведения, которые нацелены на создание принципиально новой модели образовательной организации [7, с.35].
Как можно заметить, особое место занимает именно педагогическая инновация, которая направлена на изучение природы, закономерностей возникновения и развития педагогических нововведений. Такие инновации направлены на изменения, которые вносят в образовательный процесс новые элементы, при этом они вызывают переход из одного состояние в другое. Именно поэтому здесь образование стоит рассматривать как культурно, личностно и социально детерминированную образовательную деятельность, в процессе обновления которой включен субъект этой деятельности [10, с. 20-26.].
Именно поэтому наиболее значимой задачей современной педагогической инноватики принято считать отбор, изучение и классифицирование нововведений, значения которых является необходимым современному педагогу.
Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов. В связи с этим неоднократно изучается вопрос об инновационной деятельности педагога в различных учебных заведениях. Выявляются и аспекты рассмотрения, изучения данного вопроса.
Так, к примеру, В.С. Лазареву удалось разработать целостный жизненный цикл нововведений, предложив определенную структуру инновационного процесса:
«создание инноваций: анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях, проектирование новшеств, экспериментальное апробирование, экспертиза;
распространение инноваций: подготовка к распространению, информирование о новшествах, поддержка освоения новшеств и анализ их распространения и освоения;
освоение инноваций – проектирование желаемого будущего образовательной системы, внедрение новшеств, анализ и оценка результатов изменений» [1, с. 81-83].
Таким образом, инновация представляет собой очень значимое понятие в различных сферах деятельности. Особое место нововведения отводится в педагогике, поскольку открытие новых инноваций способствует целостному образовательному подходу, поиску новых средств, методов и приемов, а также форм взаимодействия между педагогом и учениками.
ИННОВАЦИИ В ЛИЦЕЕ
Отметим, слово «лицей» произошло от названия храма Аполлона Ликийского, у которого в саду Аристотель проводил свои занятия с учениками. Аристотелевский «ликей» являлся одним из афинских гимнасиев – учебным заведением, имевшим черты средней и высшей школы.
Как отмечают исследователи и подчеркивают сами педагоги, лицей отличается от школ своей профильной направленностью. «Лицеи формируют тесные связи с каким-либо вузом в соответствии с профилем и направлением лицейского образования; лицей выступает как подготовительная ступень подготовки будущих студентов» [8, с.4]
Деятельность лицеев направлена на формирование учащегося, который нацелен на определенную профессию. На основе этого выбираются формы, методы и приемы поставленной цели. Но современное время требует новых подходов, новых взглядов к системе преподавания, к развитию лицеиста. Именно поэтому в лицеях внедряются различные инновации, которые направлены на формирование необходимой среды для учащегося, по средствам которой становится возможным реализация всех форм и приемов образовательного процесса.
Прежде чем рассматривать основные возможности развития инноваций в лицее, стоит сказать об основных видах подобных нововведений. Обратим внимание, что в лицеях, как и в других образовательных организациях, существует несколько групп классификаций. Так, к первой группе относятся те, которые определяют соотношение нового в педагогическом процессе к уже существующему. К ним относятся инновации в содержаниях и целях образования; инновации, направленные на изменение в средствах, методах, приемах, формах и способах педагогического процесса; в деятельности учащихся, педагогов и администрации. Вторая группа представляет собой нововведения в изменениях признаков объема или масштабности. К ним следует относить: единичные и локальные – несвязанные между собой; комплексные – взаимосвязанные между собой; системные – целостный охват всего учебного заведения. Третья группа основано на признаке инновационного потенциала. На основании этого выделяют: изменения принятые и известные, основанные на рационализации и видоизменении учебного плана, программы или структуры; комбинаторные инновации; радикальные изменения. Четвертая группа вбирает в себя те инновации, которые основаны на группировании признаков по отношению к предшествующим. Сюда входят такие нововведения, как ретровведения и нововведения.
С учетом вышесказанного, отметим, что все группы инновация являются характерными и для лицеев. Формируя профили обучения, лицеи направлены на использование различных инноваций.
Пожалуй, одно из основных нововведений, характеризующим образовательную деятельность лицея, можно считать предпрофильную и профильную организацию деятельности учащихся. На примере одного из таганрогских лицеев можно показать, как внедряются такая инновация. Так, 8 и 9 класс считаются предпрофильными, поскольку ребятам только лишь предлагается выбрать свою будущую профессию. Как правило, такое обучение изначально идет по двум инновационным подходам: технический подход и гуманитарный. При этом важно отметить, что весомое значение уже в 8 и 9 классах отдается и изучению педагогических дисциплин, в числе которых вожатская деятельность, педагогические технологии. Уже в 10-м классе ребятам предлагается выбрать основной профиль обучения. К числу основных профилей можно отнести: физико-математический, лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный. Одной из значимых инноваций в образовательной деятельности лицея можно считать внедрение нового профиля: универсального, целью которого является обучению наиболее универсальных предметов, необходимых для поступления в ВУЗы. Подчеркнем, что инновации в лицее направлены на создание и развитие профилей, необходимых для овладения ЗУНов в определенной направленности.
Еще одним значимым нововведением можно считать применение проектной или исследовательской деятельности. Внедрение такого рода инновации в лицеях способствует развитию умений и навыков у лицеистов в выявлении актуальности проблемы, в определении путей ее решения, в выборе и определении перспективы необходимых методик для экспериментального подтверждения исследования. Также внедрение такого нововведения, как проектная деятельность учащихся нацелено на развитие логического мышления, на формирование умение выстраивать способы и приемы для достижения необходимой цели. Стоит отметить, в лицеях внедряются и различные методы и приемы, по средствам которых становится возможным создание уникальной проектной или исследовательской работы. К ним можно отнести: профильное анкетирования, моделирование продукта деятельности учащихся, дидактические игры, опыты, создание информационных буклетов или плакатов. На примере одного лицея г. Таганрога можно утверждать, что лицеисты, будучи начинающими исследователями, могут воплощать свои идеи в жизнь и иллюстрировать свое овладение данной инновацией не только в рамках своего учебного заведения, на и на различных городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, среди которых, например: «Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского», «Открытая городская научно-практическая конференция “Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату”», «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся ”Научный потенциал-XXI”», и др.
Также стоит обратить внимание и на такую инновацию, как создание портфолио учащегося в рамках уроков информатики. Такое нововведение позволяет лицеистам в течение образовательного процесса получить грамоты в наиболее важных олимпиадах, конкурсах, конференциях, благодаря которым будут развиваться не только интеллектуальные и творческие способности учащихся, но и будет формироваться определенный банк личностных достижений. Данная инновация во многом мотивирует учащихся. Ребята все чаще стараются принимать участие в различных творческих, спортивных и учебных мероприятиях, чтобы на уроках информатики не только изучать предмет, но и осваивать новый введения создания портфолио, добавления в него материалов, совершенствования работы с ИКТ.
Коснулись инновации и педагогической деятельности педагогов лицея. Во многом это воплощается в творческой способности учителя создавать новые идеи и проектировать в практическую форму. Также в лицее педагоги используют проектное и проблемное обучение, применяя современные информационные технологии. Зачастую, основываясь на инновации, учителя в лицее стремятся к разработке и реализации отличной от многих уже известных моделей организации жизнедеятельности учащихся, сюда следует отнести: внеурочные занятия, мероприятия, направленные на развитие личности. Развивается и такая инновация, как демократизация обучения, целью которой является создание инициативы для творческой и интеллектуальной активности учащихся. Такие инновации в деятельности педагогов лицея позволяют достичь не только совершенствования навыков и умений учителя, но и создания всесторонне развитой личности лицеиста.
Немалое место в образовательном процессе занимает и такая инновация, как дистанционное обучение при подготовке к экзаменам. Целью такой инновации в лицее является использование различных интернет-площадок и ресурсов, которые расширяют возможности педагога и учащихся при подготовке к Итоговому собеседованию, ОГЭ, Итоговому сочинению, ЕГЭ. Такой подход позволяет увеличить возможности образовательной среды лицея за счет использования различных виртуальных пространств. К числу наиболее значимых и часто используемых Интернет-ресурсов в лицее стоит отнести: ФИПИ, РЕШУ ОГЭ/ЕГЭ, Приложение «Глазарий языка», Arzamas, Я-класс, Урок в формате А4, Skysmart.ru, электронные тетради. Использование интернет-площадок позволяет охватить достаточно большой процент необходимой информации для подготовки экзаменов различных уровней.
Таким образом, лицей отличается от других общеобразовательных учреждений своей профильной направленностью. Учитывая различные виды инноваций, педагоги, работающие в лицее, выбирают те нововведения, которые нацелены, во-первых, на совершенствование умений и навыков самого учителя, во-вторых, на создание образованной и всесторонне развитой личности лицеиста. Использование инновации расширяет деятельности учителей и учащихся, что позволяет достичь поставленных целей в ходе образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, можем сделать вывод, что инновации представляют собой внедренное новшество, целью которого является повышение какого-либо процесса. Инновации существуют практически во всех сферах деятельности. Характерны они и для педагогического процесса.
Многие исследователи уделяли особое место в своих работах изучению инноваций. Рассматривались формы и способы внедрения инноваций, их виды. Выявлялась и значимость нововведений для образовательных организаций.
Важное место занимают инновации и в образовательном процессе лицеев. Подчеркнем, что отличительной особенностью лицеев принято считать профильную направленность обучения. Основываясь на эту особенность педагоги, работающие в лицее, внедряют в образовательный процесс инновации, направленные на совершенствование процесса обучения. Среди наиболее значимых инноваций можно выделить: совершенствование уже известных профилей обучения и создание новых, проектную и исследовательскую деятельность, создание электронного портфолио, совершенствование деятельности педагога, использование различных интернет-площадок и ресурсов.
Таким образом, инновации являются необходимыми составляющими в жизни педагога и ученика. Они расширяют возможности образовательного процесса в лицее, способствуют созданию новых форм, методов и приемов для достижения образовательной цели, совершенствуют ЗУНы как педагогического состава, так и каждого лицеиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: Учебное пособие / В.С. Лазарев. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.
Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 328 с.
Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ)//Инновации в образовании. – 2007. - № 3. – С.4-12.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М: МЦФЭР, 2003. – 863 с.
Пугачева Н.Б. Источники инноваций образовательного учреждения//Завуч. – 2005. - № 3. – С. 29-38.
Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для высших учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под редакцией В.А.Сластенина: в 2-х ч. – М.: Владос, 2003. – Ч.2. – 480с.
Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов,2002. — 19 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших ученых заведений – М.: Академия, 2008. – 252с.
Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований//Педагогическая теория: Идеи и проблемы. – М., 1992. – С. 20-26.