Цели урока: 1. образовательная - обобщить грамматические признаки имени существительного, научить детей определять морфологические признаки существительных, помочь им мобилизовать свои знания, умения и навыки;
2. развивающая - развить орфографическую зоркость, повторить изученные ранее орфограммы, умение распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевлееные имена существительные;
3. воспитательная - прививать интерес к изучению русского языка, создавать условия для воспитания в детях нравственности, аккуратности, доброжелательности.
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: путешествие по Существительнограду
Метод урока: игровой
Форма урока: групповая
Оборудование урока: информационное средство мультимедийного кабинета и интерактивной доски, смайлики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное 5 класс »
Имя существительное
Цели урока: 1. образовательная - обобщить грамматические признаки имени существительного, научить детей определять морфологические признаки существительных, помочь им мобилизовать свои знания, умения и навыки; 2. развивающая - развить орфографическую зоркость, повторить изученные ранее орфограммы, умение распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевлееные имена существительные; 3. воспитательная - прививать интерес к изучению русского языка, создавать условия для воспитания в детях нравственности, аккуратности, доброжелательности. Тип урока: обобщающий урок Вид урока: путешествие по Существительнограду Метод урока: игровой Форма урока: групповая Оборудование урока: информационное средство мультимедийного кабинета и интерактивной доски, смайлики
Ход урока: І. Организационный момент ( психологический настрой к уроку) - Добрый день, дорогие девочки и мальчики! Сегодня у нас веселая встреча, и я уверена, что пройдет она интересно, а главное – поучительно. Мы повторим то, что знаем, а, может, сделаем новые открытия. Мы отправляемся в дальнее путешествие по Существительнограду. Путь нам предстоит нелегким, в дороге будут встречаться разные препятствия, трудности, но мы должны все преодолеть, поэтому возьмём в дорогу знания, умения, а главное – хорошее настроение. Но для начала, я бы хотела узнать с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами лежат смайлики. Поднимите, пожалуйста, смайлик, покажите мне свое настроение: радостное оно у вас или грустное, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.(слайд№1)
ІІ. Постановка учебной задачи - Ну, что, ребята, готовы к путешествию? Для начала давайте сначала запишим число в тетрадях и тему урока «Имя существительное ( обобщающий урок)», повторим и обобщим все об имени существительном.
ІІІ. Практическая часть урока - Для того, чтобы путешествовать, мы с вами разобьемся на 2 группы и выберем в каждой группе старшего. (выбирают старшего) (слайд№2) - Итак, мы должны пройти по всему Существительнограду и перейти на другой его конец, чтобы освободить из плена слово, которое спрятали в темницу жители этого города. - Попасть в город - крепость можно через городские ворота, которые откроются перед теми, кто правильно ответит на вопросы. (слайд№3) Ребята, если город называется Существительноград, то какая это часть речи? (сущ - ное) А что такое имя существительное?(дают определение). На какие вопросы отвечают? Какие бывают существительные?(одуш. и неодуш.) Как изменяется существительное?(по числам). Сколько родов имеет сущ - ное? Какие? (3; м. р., ж. р. и ср. р.) - Ворота открыты! (слайд? 4) Итак, в путь! Ребята, перед нами центральный проспект - проспект Грамматических признаков. От него отходят 4 улицы - Рода, Числа, Падежа и Склонения. Каждая улица имеет свои переулки. (слайд№5)
1. Языковая разминка - Сначала мы попадем на улицу Рода. Бродят по улице Имена существительные и никак не могут попасть в свой переулок. Давайте им поможем. (на экране следующие слова) (слайд№6): Поле, лес, радуга, огород, песня, солнце, праздник, письмо, настроение, флаг, школа, мир. Распределим эти слова по трем переулкам: Женского, Мужского и Среднего рода. (у доски работают 3 ученика)
2. Распределительный диктант - Дальше мы попадем на улицу Числа. Помогите именам существительным найти свои переулки Единственного и Множественного числа. (слайд№7): Цифра, автобусы, барс, тетради, школьники, книга, малыши, урок, собака, небо, ребята, медведи, ласточка, города, аул. (І группа записывает сущ. ед. ч., а ІІ группа сущ. мн. ч. Проверяем, определяем одуш. и неодуш. сущ.; связь с каз. яз)
3. Орфоэпическая работа - Следующее задание давайте выполним устно. Вставим в слова пропущенные буквы, найдем сущ - ные единственного числа и определим его род. (слайд№8): За ночь сильно пох... лодало. Наступило м... розное утро. На окнах появились уд... вительные рисунки. С... лнечные лучи вл... тали в комнату и заж... гали узоры на стекле. Вот распушилась кр... сивая ветвь. Какой ч... десный мастер исписал все стекла такими уз... рами. ( работа по интерактивной доске)
4. Словарная работа (слайд№9) ночь - түн утро - таң ветвь - шыбық мастер - шебер удивительные - ғажайып узоры(узор)- өрнектер(өрнек) стекла(стекло)- әйнектер(әйнек)
5. Немой диктант - На улице Склонения шум - Имена существительные не могут найти свои домики. Помогите им. Определите, какие сущ - ные должны пойти в домики Первого, Второго и Третьего склонения? Для начала вспомним какие окончания имеет 1 склонение? 2склонение? 3 склонение? (слайд№ 10 «Домики») - Молодцы! Вспомнили, а теперь выполним задание, запишим немой диктант. (демонстрирую картинки, а ученики записывают названия изображенных на них предметов) (слайд№11): Кукла, девочка, мяч, яблоко, воробей, мышь, мороженое, ночь, береза, мотоцикл, котенок, матрешка). (Запись в тетрадях. Делят на три колонки по склонениям)
6. Новая улица - А теперь мы будем гостями у Падежной улицы. Почему я так говорю? Потому что с жителями этой улицы мы еще несовсем знакомы, но на следующем уроке мы обязательно с ними познакомимся. Хочу представить вам 6 жителей Падежной улицы. Как же их зовут давайте вместе узнаем. (слайд№12): Именительный падеж (кто? что?) Родительный падеж (кого? чего?) Дательный падеж (кому? чему?) Винительный падеж (кого? что?) Творительный педеж (кем? чем?) Предложный падеж ( о ком? о чем?) У всех из этих падежей есть своя визитная карточка Это их вопросы.
7. Минутка шутке - А теперь – «Минутка шутке». Послушаем стихотворение Юлии Черных «Путаница».
(слайд№13): Жили - были дед да баба С маленькою внучкою. Кошку рыжую свою Называли Жучкою. А Хохлаткою они Звали жеребенка. А еще у них была Курица Буренка, А еще у них была Собачонка Мурка, А еще два козла - Сивка и Бурка! Почему стихотворение названо «Путаница»? Давайте наведем порядок. (у доски работают) кошка Мурка, собака Жучка, курица Хохлатка, жеребенок Сивка, два козла - Буренок и Бурка. Как надо писать клички животных? Мы с вами, ребята, знаем, что имена сущ - ные бывают собственные и нарицательные. Давайте в этом стихотворении найдем такие существительные. Чем они друг от друга отличаются? (ответы детей)
8. Творческая работа «Подберите существительные» - Итак, мы с вами пришли к пленному слову. Освободим его? Выполним последнее задание и узнаем, что же это за слово. (слайд№14): Ледяная площадка (каток) Внучка Деде Мороза (Снегурочка) Из нее льет дождь (туча) Очень большое пирожное (торт) В нем можно увидеть себя (зеркало) Сутки - это день и... (ночь) Сестрица братца Иванушки (Аленушка) - Правильно, ребята! Посмотрите на ответы и давайте дадим характеристику словам, вспомним морфологические признаки сущ - ного (устно отвечают)
9. Игра «Бегущие минутки» - Ребята, посмотрите цепи исчезли, а замок остался.(слайд№15) Мы не можем открыть замок без ключа. Но где же ключ? И почему замок не открылся? Может мы что - то неправильно сделали, где - то допустили ошибку?(нет! Все правильно.) А может мы забыли что - то вспомнить? Какую - то памятную дату, а может праздник? (ответы детей 16 декабря день Независимости Республики Казахстан) Точно! Давайте этим ключом попробуем открыть замок, вспомним: (слайд№16): Государственные символы Республики Казахстан (флаг, герб, гимн) Состязание акынов (айтыс) Первый летчик - космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров) Национальное жилище казахов (юрта) Национальный напиток (кумыс) Первый Президент Республики Казахстан (Н. А: Назарбаев)
ІҮ. Итог урока - Правильно, ребята! Открылся наш замок. Посмотрим, какое же там слово спрятано? (слайд№17): М О Л О Д Ц Ы! А почему это слово взяли в плен? (В городе был беспорядок) Почему мы молодцы? Может нас зря похвалили? (Нет, мы навели в городе порядок) А что вспомнили, когда наводили порядок? (грамматические признаки имени существительного)
ҮІ. Оценивание - Я благодарю вас за урок. Наше путешествие на этом подошло к концу. Уверена, мы с вами совершим еще много таких успешных путешествий. Старшие группы, кто, по - вашему мнению, работал очень активно на «пятерку»? (называют)
ҮІІ. Домашнее задание - Молодцы, ребята! Всем спасибо за урок. Домашнее задание - До свидания, ребята! Всего хорошего!