kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые пунктуационные упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья расскажет о том, как можно разнообразить уроки по теме "Пунктуация".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые пунктуационные упражнения.»

Игровые пунктуационные упражнения

на материале простых и сложных предложений.

Когда учитель начальных классов говорит учащимся, чтобы они не писали сложными предложениями, так как ещё не знают знаков препинания, он допускает грубейший просчёт – искусственно тормозит развитие их речи. Пусть ребёнок пишет так, как у него получится, а знаки препинания, которых он не изучал, расставит учитель. И это обязательно вызовет интерес учащихся к знакам препинания ещё до изучения ими систематического курса синтаксиса. В своей работе красными чернилами в творческих работах учеников, изложениях и сочинениях, отмечаю пунктуационные ошибки на изученное правило, а зелёным – ошибки на неизученное правило. Сколько бы ни было пропущенных знаков препинания в работе, оценку не снижаю, если правила не изучались.

В практическом плане учащиеся начальной школы пользуются сложными предложениями при пересказе читаемого текста, при устном рассказе по итогам наблюдений, экскурсий, при написании изложений и сочинений. Речевой опыт учеников является той основой, на которой можно строить овладение простейшими моделями сложных предложений. Однако обычная учебная деятельность по расстановке знаков препинания вызывает скуку. Игровая форма занятий наиболее приемлема в этом случае. При этом определяю такие задачи в процессе игровой деятельности учащихся:

  1. Умение отличать простое предложение от сложного (в его простейших видах).

  2. Вычленение в тексте сложных предложений.

  3. Расстановка запятых в простейших конструкциях сложных предложений.

  4. При чтении сложных предложений интонационно показывать расстановку знаков препинания.

На первом этапе пользуюсь приёмом сопоставления простых предложений с однородными сказуемыми, имеющих одну грамматическую основу, с простейшими видами сложных (сложносочинённых) предложений, имеющих две основы.

На втором этапе, на материале пословиц и поговорок, представленных в форме сложносочинённых предложений с союзами и, а, но, да (но), формирую пунктуационные умения.

На третьем этапе беру для работы простейшие виды сложноподчинённых предложений с наиболее употребительными союзами, в форме пословиц или поговорок.

На четвёртом этапе закрепляю умения расставлять запятые в сложноподчинённых предложениях с наиболее употребительными союзами, выбранных из художественного текста (текстовый материал был взят из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

На пятом этапе провожу работу по расстановке запятых в простом предложении с однородными членами и в простейших видах сложного предложения (сложносочинённого и сложноподчинённого) в художественном тексте с пропуском запятых. Всю работу провожу в игровой форме.




1. Игра «Распредели»:

Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.

  • Мир строит, а война разрушает.

  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.

  • Крут бережок, да рыбка хороша.

  • Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.

  • Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.

  • Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.

  • Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.

  • Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.


Игра «Найди запятую».


Игра может проводиться в разных вариантах: найди пропущенную запятую или найди лишнюю запятую.

Найди пропущенную запятую.

Найди лишнюю запятую.

  • Лето собирает а зима подбирает.

  • Труд человека кормит а лень портит.

  • Дверь отварилась и в комнату заглянула новая малышка.

  • Пончика посадили в корзину а за ним стали карабкаться остальные коротышки.

  • Глаза страшатся а руки делают.

  • Всю ночь, собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

  • Незнайка вывалился из корзины, и остался лежать на земле.

  • Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников, опустилась небольшая металлическая лестница.

  • Незнайка мигом уселся за стол, и принялся набивать рот пирожками, крендельками, пастилой, и вареньем.


Игра «Кто быстрее».

Игра проводится в группах или командах. Командам даются карточки с текстами, в которых пропущены запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит недостающие запятые.

Текст 1

Текст 2

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюма когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу то совсем становился похож на профессора.

В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось когда его называли по имени и отчеству и не нравилось когда кто-нибудь называл просто Сиропчиком. Жил ещё в том доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками.

Данную работу по изучению пунктуации провожу на первом этапе, а затем – творческие речевые упражнения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игровые пунктуационные упражнения.

Автор: Минаева Татьяна Александровна

Дата: 17.07.2016

Номер свидетельства: 337609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по родному (черкесскому) языку в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-rodnomu-chierkiesskomu-iazyku-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "302971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457363855"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства