Просмотр содержимого документа
«Игровые пунктуационные упражнения.»
Игровые пунктуационные упражнения
на материале простых и сложных предложений.
Когда учитель начальных классов говорит учащимся, чтобы они не писали сложными предложениями, так как ещё не знают знаков препинания, он допускает грубейший просчёт – искусственно тормозит развитие их речи. Пусть ребёнок пишет так, как у него получится, а знаки препинания, которых он не изучал, расставит учитель. И это обязательно вызовет интерес учащихся к знакам препинания ещё до изучения ими систематического курса синтаксиса. В своей работе красными чернилами в творческих работах учеников, изложениях и сочинениях, отмечаю пунктуационные ошибки на изученное правило, а зелёным – ошибки на неизученное правило. Сколько бы ни было пропущенных знаков препинания в работе, оценку не снижаю, если правила не изучались.
В практическом плане учащиеся начальной школы пользуются сложными предложениями при пересказе читаемого текста, при устном рассказе по итогам наблюдений, экскурсий, при написании изложений и сочинений. Речевой опыт учеников является той основой, на которой можно строить овладение простейшими моделями сложных предложений. Однако обычная учебная деятельность по расстановке знаков препинания вызывает скуку. Игровая форма занятий наиболее приемлема в этом случае. При этом определяю такие задачи в процессе игровой деятельности учащихся:
Умение отличать простое предложение от сложного (в его простейших видах).
Вычленение в тексте сложных предложений.
Расстановка запятых в простейших конструкциях сложных предложений.
При чтении сложных предложений интонационно показывать расстановку знаков препинания.
На первом этапе пользуюсь приёмом сопоставления простых предложений с однородными сказуемыми, имеющих одну грамматическую основу, с простейшими видами сложных (сложносочинённых) предложений, имеющих две основы.
На втором этапе, на материале пословиц и поговорок, представленных в форме сложносочинённых предложений с союзами и, а, но, да (но), формирую пунктуационные умения.
На третьем этапе беру для работы простейшие виды сложноподчинённых предложений с наиболее употребительными союзами, в форме пословиц или поговорок.
На четвёртом этапе закрепляю умения расставлять запятые в сложноподчинённых предложениях с наиболее употребительными союзами, выбранных из художественного текста (текстовый материал был взят из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
На пятом этапе провожу работу по расстановке запятых в простом предложении с однородными членами и в простейших видах сложного предложения (сложносочинённого и сложноподчинённого) в художественном тексте с пропуском запятых. Всю работу провожу в игровой форме.
1. Игра «Распредели»:
Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.
Мир строит, а война разрушает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.
Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.
Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.
Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.
Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.
Игра «Найди запятую».
Игра может проводиться в разных вариантах: найди пропущенную запятую или найди лишнюю запятую.
Найди пропущенную запятую.
Найди лишнюю запятую.
Лето собирает а зима подбирает.
Труд человека кормит а лень портит.
Дверь отварилась и в комнату заглянула новая малышка.
Пончика посадили в корзину а за ним стали карабкаться остальные коротышки.
Глаза страшатся а руки делают.
Всю ночь, собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.
Незнайка вывалился из корзины, и остался лежать на земле.
Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников, опустилась небольшая металлическая лестница.
Незнайка мигом уселся за стол, и принялся набивать рот пирожками, крендельками, пастилой, и вареньем.
Игра «Кто быстрее».
Игра проводится в группах или командах. Командам даются карточки с текстами, в которых пропущены запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит недостающие запятые.
Текст 1
Текст 2
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюма когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу то совсем становился похож на профессора.
В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось когда его называли по имени и отчеству и не нравилось когда кто-нибудь называл просто Сиропчиком. Жил ещё в том доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками.
Данную работу по изучению пунктуации провожу на первом этапе, а затем – творческие речевые упражнения.