Цель: прививать интерес к русскому языку, развивать память, кругозор, абстрактное мышление,чувство слова.
Информация для учителя
Игровые уроки можно использовать в качестве уроков повторения, обобщения, во внеклассной работе.
Викторина
Викторину можно проводить между командами или организовать индивидуальное первенство (кто первый ответит, кто больше подберет слов)
В какой форме стоят глаголы говорите,спите, помните?(Зависит от контекста: форма 2- го лица множественного числа)
К какому разряду лексики относятся слова стикер,евро, гаджет?(неологизмы,слова иноязычного происхождения)
Какое местоимение состоит из двух,но записывается одной буквой?
У каких слов в каждом косвенном падеже по два одинаковых окончания?(У числительных 50,60,70,80:пятьюдесятью,шестидесяти и т.д.)
Какое местоимение не имеет именительного падежа?
Исправьте ошибки в словосочетаниях: мемориальный памятник,май месяц,ностальгия по родине, веселый инцидент.
Какая буква реже всего встречается в русских книгах?(Буква Ф)
В каких слова приставка стоит после корня? (Мировоззрение)
Назовите фразеологизмы, в состав которых входят слова: волк, глаз,грош,зуб,Кузьма,пробка, Сидор, хоть.(Смотреть волком, хоть глаз выколи,ни гроша за душой,душа нараспашку . скалить зубы, выучить на зубок, показать Кузькину мать, глуп как пробка, как Сидорову козу.)
Объясните значение фразеологизмов.
(На рыбьем меху, легок на помине,кожа да кости, кот наплакал, кровь с молоком, след простыл. Китайская грамота, поминай как звали. Злые языки, важная птица, медвежий угол.
Загадки-шутки
1.Как записать слово глаз тремя буквами (Око)
2.Как крыса может стать быстроногим конем?(надо переставить буквы : рысак)
3.На какую букву надо поставить государство, чтобы получился цветок?(На с: настурция)
4.Из названий каких двух букв можно сложить эпоху?(Эра)
С некоторыми видами лингвистических игр вы уже знакомы.
Это, во-первых, игра в анаграммы,которая заключается в перестановке букв или звуков с целью образования нового слова.В некоторых случаях можно образовать лишь одно новое слово (например: крыса-рысак),а в некоторых-целый ряд слов.
Метаграммамы. Эта игра предполагает замену одних букв другими для получения нового слова (Марс:барс-морс-маис-март.)
Шарада-это игра-загадка, в которой загаданное слово делится на части , имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются. Например: первое-отдельная фигура танца; второе гласный звук, предлог; третье скопление водорослей на дне; целое сеть, которую плетет насекомое. Ответ: паутина(па- у –тина)
Начало слова- лес,
Конец-стихотворенье,
А целое растет,
Хотя и не растенье(Борода)
Есть еще игра в логогрифы, когда прибавляют (вставляют) или выбрасывают (удаляют) буквы, слоги, звуки; заменяют или переставляют их. Получая новое слово. Их тоже часто зарифмовывают:
Целое –птица, а ноту отними-в золу превратится.( Перепел-пепел)
Такие занимательные игры-помогут учителю расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, убедить учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах русского языка.
Использование игр , введение элемента занимательности на уроках –это главное орудие начальной школы, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность.