Данная статья содержит материал по предмету русский язык. Представлены игровые технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку для закрепления и повторения, как развивающие игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на занятиях русского языка»
Игровые технологии на занятиях русского языка.
Дмитрик Т.А. – преподаватель русского языка и литературы
Перемены, происходящие в современном образовании, заставляют искать и использования новые технологии обучения. У преподавателя возникает возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее подходят для построения и конструирования учебного процесса.
Главной задачей преподавателя является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочной и патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичной, конкурентноспособной стране. Обучение предмету должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таким образом, современное состояние обучения ставит необходимость поиска новых и нетрадиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка.
Игра – один из способов передачи знаний от поколения к поколению. Через игру обучающиеся постигают мир, законы взаимоотношений, приобретают новые знания в различных областях жизни и науки. Игра даёт возможность оценить себя на фоне других ребят, выдвигая при этом иные критерии оценки. Игра способствует развитию ключевых компетенций учащихся, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы. В процессе дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим технологиям и является одной из форм обучения. Во время проведения дидактических игр или элементов какой-либо игры развивается познавательная деятельность на занятиях русского языка. Игровые технологии - одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Использовать игровые технологии предполагается на занятиях в среднем звене, но некоторые дидактические игры и задания возможно использовать и в старших классах, поэтому у студентов первого курса в колледжах технического и профессионального образования на занятиях по русскому языку следует некоторое время уделять для игровых технологий.
Так как на 1 и 2 курсе студенты повторяют и закрепляют все изученное по русскому языку в школе, вспоминают большое количество орфограмм, повторяют фонетику, морфологию, синтаксис, то такие занятия необходимо разнообразить, чтобы они не были скучными и обыденными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии, которые увлекают детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На таких занятиях обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких занятиях работают с большим увлечением. Конечно же, подготовка такого занятия требует от преподавателя больших затрат времени. Но это оправдается, когда педагог видит, с каким азартом работают обучающиеся. Игра как метод обучения, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит по нескольким направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1) По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; 2) По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; 3)_По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; 4) По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО и др. Дидактическая игра предполагает наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры. Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. При использовании игровых технологий на занятиях необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.). Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, а так же выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Играть всерьез на уроке не просто. Элементы игры можно вносить в разные моменты урока: в качестве закрепления нового материала, в качестве повышения развития мышления и др. Ошибка в игре закономерна и воспринимается без отрицательных эмоций (либо они минимальны). Психологи утверждают, что снижение психологического напряжения, эмоциональная увлеченность самим процессом деятельности заметно сказывается на ее результатах: работать интересно, ощутимость успеха весомее. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Особенностями игры в старших классах является нацеленность обучающихся на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте особенно интересны педагогические игры на занятиях по какому-либо предмету.
Игровые технологии используются для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).
Игровые формы на уроке русского языка.
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».
К нестандартным заданиям так же можно отнести: диктанты на засыпку; терминологические или лингвистические диктанты. Так же на многих занятиях по русскому языку возможно использовать кроссворды, чайнворды, головоломки. Кроссворд может быть предложен как в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока, так и в конце урока, что может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность на занятии. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен в готовом виде, но также и сами обучающиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас», посвященные какому-либо изученному разделу, терминологические кроссворды и тд.
Невозможно перечислить разнообразие элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки использования богатства русского языка, что прививает любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению. Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа при изучении русского языка. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Вот по этому, применяя на уроках элементы игры, учитель вызывает интерес. У игры есть неотъемлемое свойство – она сама организует обучение. В игре рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков в обучении, творческой активности. Развитие познавательной активности – одно из важнейших требований современного процесса обучения, это требование жизни.
Список использованной литературы.
1. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград: Учитель, 2009. 2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: М.: Просвещение, 1989. 3. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
5.Летрусинского В.В. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред.— М., 1994
Приложение
Примеры дидактических игр
1. «Знакомьтесь: родственники».
К предлагаемому корню подобрать производные слова и чем больше, тем лучше.
Например: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСИЩЕ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВОД, ЛЕСОРУБ, ПЕРЕЛЕСОК, ПОДЛЕСОК И Т. Д.
2. «Не подведи свой ряд».
1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.
При изучении числительных в 6 классе, использовала следующее: нужно было расшифровать задуманное слово: Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 100п, 100н
4. «Он и она».
К существительному мужского рода быстро назвать существительное женского рода, относящееся к тому же тематическому ряду. Пары слов: журнал – газета, воздух - земля, пруд – река, чайник – чашка, сын - дочка и др.
Учитель предлагает ученику слово,к которому нужно подобрать синоним или антоним.
1. Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный). беспокойный взгляд (тревожный);
(Составить словосочетание из предложения, указать тип связи - подчинительный и сочинительный ).
Маленький пушистый котенок гулял по крыше и громко мяукал.
- маленький котенок,
- пушистый котенок,
- гулял по крыше,
- громко мяукал,
- гулял и мяукал.
12. «Переводчик»
I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
III. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой.
13. «Следствие ведут знатоки»
Предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения. Игра обычно проводится при изучении темы "Профессиональная лексика".
1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2) Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).
14. «Найди слово по его приметам»
Это глагол: его синоним - промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д.Хармс).
15. «Соколиный глаз»
1) Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков).
2) Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
16. «Эрудит»
Эта игра не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) 3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу. Родине. (Патриот.) 7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, Родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.
Предложим прочитать рассказ о том, как один мальчик провёл лето, и в письме рассказал об этом своей сестре. Задание: что неправильно написано в письме.
«Здравствуй, Оля! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Вася меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. И ещё я здесь обижал лиса. Сейчас я спишу за грибами».
Сестра послала брату письмо обратно и попросила ответить на несколько вопросов.
«Как же ты, Ваня, будешь развеваться? Ведь ты не флаг? Конечно, ты пошутил, когда написал, что заколешься. А почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Ведь очень неудобно лежать на бачке. И почему Вася будет ловить рыбу, а ты разве не будешь? Я совсем расстроилась, когда прочитала, что ты поседел во время рыбалки.Да, зачем ты обидел лису? Ты же всегда выступал в защиту животных. Вот у меня возникли вопросы. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма. Я хорошо знаю правила русского языка. А вот знаешь ли их ты?»
Раздел науки о языке, изучающий состав слова - морфемика; второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение и т. д.
Математический диктант.
1000 метров - километр, равносторонний прямоугольник- квадрат, непересекающиеся прямые – параллельные и т. д.
Литературоведческий диктант.
Образное определение – эпитет, краткое изречение – афоризм, иносказание – аллегория, художественное преуменьшение – литота и т. д.
20. «Собери фразеологизм» Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Ответы: - Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах. 21. «Угадай-ка»
Выяснить, о ком так говорят «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел»
«Собери пословицу» Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания. 1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся. 2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?). 3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут. 4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет. 5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник. Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3. 22. «Лингвистический футбол»
От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама). 1. Расположение лагеря 1. Прилагать усилия 2. Слагать песни 2. Отложить празднование 3. Предложить кофе 3. Возлагать надежды 4. Сложить вещи 4. Предложить блины 5. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра 23. Загадки по теме «о-а в корнях лаг-лож» Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а. 1) Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке) 2) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) 3) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран) 4) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) 5) Весёлое стихотворение: На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. 24. «Смешной алфавит»
Каждый участник игры должен за определённое время составить оригинальный алфавит, придумав на каждую букву (кроме й,ь,ъ) фразу таким образом, чтобы все слова в ней начинались с одной и той же буквы. Если детям трудно составлять предложения, можно ограничиться составлением словосочетаний.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(235) "Формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы при изучении русского языка и литературы."
["seo_title"] => string(143) "formirovaniie-riechievoi-kompietientsii-putiom-primienieniia-effiektivnykh-form-i-mietodov-raboty-pri-izuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "271937"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1451842307"
}
}