Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность на уроках русского языка»
Каждому учителю хочется интересно построить свой урок, ведь корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глаза учеников, когда руки так и тянутся вверх, - вот что я хотела увидеть на своих уроках. Убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя эту шалость в нужное русло. Игра на уроке, на мой взгляд, необходима для снижений психических и физических перегрузок. Каждый учитель знает, что приходиться помногу раз повторять с учащимися один и тот же учебный материал по грамматике и все же он остается не усвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах – ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли. А почему бы не использовать на уроках русского языка рифмованные упражнения, грамматические сказки, дидактические игры, игровые задания и т.д., чтобы помочь детям в усвоении трудных правил и в запоминании сложных слов? Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Наряду с другими технологиями, решать эту проблему помогают и игровые, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки - путешествия в страну Русского языка. Разумно и уместно используя такие уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемента (иногда весьма существенного) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Классификация игр по русскому языку может основываться на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Фонетические игры. При изучении учебного материала, связанного с фонемным различением слов, различением глухих и звонких согласных, оглушением и озвончением провожу игровые упражнения «Сколько раз..?» Сколько раз встречается звук [ т ] в предложении: Документ подписан директором? Посчитайте количество звуков [ п ]: На поляне стоял дуб в два обхвата. Ребятам нравится игра «Парный звук». Условия игры: поднимать сигнальные карточки с нужным парным согласным. Ено(д,т) – красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко рыь(з,с). Фонетический. Ребята младших классов любят игру «Аукцион». Нужно придумать слова с тем звуком, который называет учитель. Лексико-фразеологические игры. Эти игры помогают ребятам расширять свой словарный запас, развивать навыки устной монологической и диалогической речи. На уроках изучения фразеологических единиц часто провожу игру «Фразеологический зверинец». Вместо пропусков вставить название животных Болтлив как Труслив как Изворотлив как Ребятам 5-6 классов нравится игра-соревнование «Кто больше?» За определенное время каждый ученик должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос глаз и т.д. Например, со словом «глаз» как бельмо на глазу, с глазу на глаз, хлопать глазами, открыть глаза, мозолить глаза и т.д. С удовольствием играют в «Рисунки – подсказки». Условия игры: вспомнить, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: об очень большой тесноте в помещении; о полной тишине; о том, к чему трудно признаться; об удачливом, счастливом человеке. Игры по морфемике и словообразованию. Эти игры, на мой взгляд, развивают умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования. На своих уроках в 5-6 классах провожу игру «Чудо-дерево». Необходимо вырастить дерево: записать все слова по данным схемам на каждой ветке. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. А в старших классах роль игровых ситуаций, упражнений, уроков иная. На мой взгляд, особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед одноклассниками, обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В старших классах я провожу деловые игры. Деловые игры провожу на разных этапах урока. Это может быть и начало урока (определение целей и задач урока), на этапе усвоения нового учебного материала, либо на этапе закрепления полученных знаний. Деловая игра способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию учебных умений, дает возможность ребятам лучше понять и изучить учебный материал с различных позиций. В старших классах можно проводить различные по форме деловые игры. Это и деловой театр, и брейн-ринг, и литературная дуэль. В 8 классе ребятам понравилась игра по рассказам Дж.Лондона «Смок и Малыш», «Смок Беллью». Она проводится как игра в рулетку. В центр стола ставится рулетка, а вокруг нее раскладываются вопросы, которые желательно написать на цветных карточках. Карточки лежат так, что вопросы закрыты, а на обороте написано название повести. Ведущий заранее проставляет «сумму» на каждом вопросе. У каждой команды есть фишки с разным количеством очков. Ребята могут ставить их на какой-либо вопрос, и если их вопрос «играет» и они дают верный ответ, команда получает не одно очко, а столько, сколько на фишке. При неверном ответе команда не получает ничего. Карточки с заданиями можно тоже положить на игровое поле. В 8 классе проводила урок-игру «Лингво-дилижанс», главными задачами которой были расширение лексического запаса и кругозора учащихся, совершенствование навыков диалогической и монологической речи. Вместе с ребятами велась подготовительная работа к подобному уроку. Работали над оформлением: была необходима коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками – поселок Ономастика, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино. Условия игры таковы: ребята отправляются в путешествие по дороге Лингвистике на дилижансе. В поселке Ономастика отвечают на вопросы, пользуясь сигнальными карточками, затем добираются до города Фразеологизм, где вычленяют фразеологизмы из текста и объясняют их значение. В поселке Диалект на общеизвестные слова нужно подобрать диалектный вариант. В селе Краснословие заканчивают строчку старинных обрядовых песен по зачитанному началу. Далее на нашем пути – деревня Подумайкино. Ребята занимались исследованием историй слов, разгадывали загадки «черного ящика». В 8-9 классах можно провести урок – игру «Этимология – это увлекательно», игра «Поле лингвистических открытий». Предварительно участники получают задание подготовить краткие сообщения об ученых-лингвистах, которых они будут представлять в игре. Первая тройка – М.В. Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев. Вторая тройка – Ф.Ф.Фортукалов, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский. Третья тройка – И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А.Богородицкий, Л.В.Щерба. Заготавливаются атрибут игры: круг с секторами, на которых поставлены цифры, а также сектор «Приз»; таблицы с именами ученых – лингвистов, которых представляют участники игры; карточки с буквами, входящими в состав слов, используемых в игре; призы (словари, справочная литература по предмету); оформление: выставка словарей. Условия игры: во время 1 тупа приглашается первая тройка ребят выступающих в роли известных ученых – лингвистов. Ведущий задает вопрос, пока крутится барабан, каждый участник – ученый рассказывает о себе. Проходят 3 тура, затем игра со зрителями, финальный тур, на котором участвуют победители I, II, III туров, и суперигра. Наиболее продуктивным, на мой взгляд, включение игры в учебный процесс на этапе закрепления нового материала, после изучения произведения литературы, на уроках повторения в конце четверти, учебного года. Дети к этому времени утомлены, менее внимательны, занятия идут вяло. Вот тогда и стоит объявить о том, что будет проводиться игра, и в глазах учеников появляется огонек интереса. Во время игры школьники усваивают тот же программный материал, но охотно и более прочно. Легче всего подбирать игровые формы для 5-6 классов, так как ребята в этом возрасте хотят играть всегда, для них игра – это жизнь. Ребята в среднем звене очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение. У учащихся 5-6 классов повышенная утомляемость – значит, надо давать выход их энергии, чаще менять виды деятельности, не перегружать беседами, однообразными заданиями. В 5-ом классе при закреплении темы «Фонетический разбор слова» провожу игру «Найди лишнее». Ребятам нужно отгадать слова и выбрать лишнее слово. Например: Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв. (тарелка, ложка, кружка, звонок) Ребятам нравятся рифмованные упражнения, артикуляционные занятия. Например: А согласныесогласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс - змеиный слышен свист. Шшш - шумит опавший лист. Жжж- шмели в саду жужжат. Ррр- моторы тарахтят. Учащиеся 5-6 классов любят заниматься исследовательской работой. Например: учитель читает стихотворение Ф.И.Тютчева Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Найти самую «глухую» строчку и самую «звучную» строчку. Ребятам 5,6,7 классов нравятся грамматические сказки, беседы, миниатюры о правописании, орфографических и пунктуационных правилах, нормах ударения, грамматических особенностях частей речи. На мой взгляд, вполне логично и целесообразно обращаться к такой игровой форме при изучении нового материала либо при закреплении полученных знаний. Например, грамматические сказки «О пользе знаков препинания», «Ссора предлогов со всеми словами», «Служебное положение частиц», «Кто подсчитает?», «Проделки наречий», «Как причастия с прилагательными подружились», «Сила любви», «Лентяй – Инфинитив», «Как мама Глаголиха учила Глагольчиков», «Прилагается ли прилагательное?», «Откуда пошли названия падежей?», «Как Морфология порядок навела?». При повторении орфографических правил можно попросить ребят сделать карточки с буквами (з и с, о и а, е и и и т.д.), которые они будут поднимать после произнесения учителем слов на определенную орфограмму. Как мне кажется, эта игровая форма орфографического упражнения очень удачная развивает мышление, реакцию учеников и, конечно, закрепляет их знания. Данные игры можно использовать при изучении и закреплении различных орфографических тем в 5 классе, например, «Чередующиеся гласные в корне», «Буквы ы и и после ц», «Буквы и и е в приставках пре- и при- », «Буквы о и ё после шипящих в корне слова» и т.д. В 6 классе интерес к изучению русского языка труднее, но, включая игровые упражнения, стало вполне возможным. Вариантов игровых уроков, упражнений много. Тут все зависит от цели, которую хочет достичь учитель на своем уроке. При изучении фразеологических оборотов ребятам предлагаю игру – соревнование «Кто больше?». Записываю на доске выражения: 1) Жизнь дана на добрые дела. 2) Где труд, там и счастье. 3) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Задача ребят – за условленное время написать небольшую статью на тему одного из выражений, употребляя подходящие по смыслу фразеологические обороты. Такая игра будет развивать у учеников языковое чутье и обогащает словарный запас. Наиболее сложно приобщить к игровой форме восьмиклассников. Поэтому, работая в этой параллели, игровые приемы нужно использовать очень осторожно. При изучении раздела «Синтаксис» построение предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложениях». Интересна игра «Расшифруй запись». Я пишу на доске начальные буквы двух падежей без предлога или с предлогом (например, ДВ или В с Т) и предлагаю учащимся записать глагол, управляющий двумя именами существительными (или местоимениями) в обозначенных падежах. Например, ДВ. Объяснить товарищу (Д) задачу (В). Другая игра «Двоеточие или тире» помогает ребятам усвоить одну из самых сложных тем по пунктуации. Каждый ученик заранее получает две карточки, на одной из которых написано тире, а на другой – двоеточие. Я читаю одно из заранее подобранных предложений, а ребята должны поднять нужную карточку. Те, кто ошибся, встают и объясняют, какое это предложение и почему в нем ставится тот или иной знак препинания. Таким образом, все психологи, ученые – лингвисты, методисты сходятся в одном: игра – это единственная и центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра развивает воображение, помогает выразить индивидуальность ребенка, развивает абстрактное мышление. В своих работах известные методисты рассматривают игру как одно из лучших средств для организации учебного процесса, считая, что использование игры на уроке делает усвоение материала более интересным и занимательным.