ПУТЕШЕСТВИЕ ВАНИ В ЦАРСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА
В большой школе К. было много учеников. В 4 классе учился двоечник Ваня. Однажды задали Ване домашнее задание по русскому языку, в котором нужно было найти имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, дополнения, определения и обстоятельства. Пришёл Ваня домой, прочитал задание, взялся за голову и горько заплакал. Вдруг на страницах учебника появился старичок с длинной седой бородой и спросил у Вани:
- О чём плачешь, Ванюша?
Удивился мальчик, но ответил старику:
- Как же мне не плакать, двоечнику несчастному! Нужно сделать домашнее задание по русскому языку, а я совсем ничего не знаю! А Вы кто?
- Не плачь, Ваня, я тебе помогу. А зовут меня Грамматик. Идём со мной, ты многое узнаешь.
Ваня протянул Грамматику руку, и они отправились в путешествие.
- Мы пришли в большое красивое Царство Русского Языка. Перед нами самостоятельное государство Имя Существительное, - пояснил старичок. – Вот улица Одушевлённых. Здесь живут существительные «кошка», «заяц», «дедушка»… А вот улица Неодушевлённых: «весна», «природа», «солнце»… Одушевлённые любят отвечать на вопросы «кто?», «кого?», «кем?»… Неодушевлённые – на вопросы «что?», «чему?», «о чём?»… Здесь есть кварталы Мужского рода с существительными «учебник», «ученик», «мастер»…, Женского рода с существительными «мама», «школа», «родина»…, Среднего рода – «яблоко», «учение», «добро»…
Ване так понравился рассказ Грамматика, что он слушал, открыв рот от удивления. Как же всё просто и интересно в этом государстве! Между тем старичок продолжал экскурсию.
- Существительные, Ваня, очень трудолюбивы. Каждый день они ходят на работу на предприятие «Предложение». – И друзья проследовали к этому предприятию.
Грамматик поведал Ване, что дома существительные находятся в начальной форме, а когда приходят на работу - распределяются по цехам: существительные мужского и женского рода с окончаниями -а и -я попадают в цех первого склонения – «папа», «земля»…; существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е – в цех второго склонения – «поле», «зерно», «дом»…; а вот в цех третьего склонения отправляются существительные только женского рода с нулевым окончанием – «мышь», «печь», «тетрадь»…. - И склоняют там существительные по всем шести падежам, поэтому у них изменяются окончания. А ещё существительные работают в Предложении подлежащими, дополнениями, обстоятельствами и иногда сказуемыми.
Ваня внимательно рассмотрел все предложения.
- А отдыхать существительные могут? – спросил мальчик.
- Разумеется, - ответил Грамматик. – После работы они могут пойти на прогулку. Если отдыхают по одному – идут в парк Единственного числа. Если целыми группами – в парк Множественного числа.
Ваня и Грамматик побывали в этих парках. В одном из них Ваня познакомился с существительными «берёза», «птичка», «облако»… В другом – с существительными «берёзы», «птички», «облака»…
- Бывают существительные, - объяснял старичок, - корень которых начинается со слога «не», а бывают существительные с близким другом приставкой «не». В обоих случаях «не» пишется с ними слитно: «негодование», «несчастье»… Но бывает, что «не» - просто сосед, поэтому пишется рядышком: «не яблоня», «не груша», «не счастье, а горе»…
- А ещё, Ваня, существительные делятся на обычные, нарицательные, и важные - имена собственные. Пишутся они с большой буквы! «Ваня», «Брянск», «Россия»…
Постепенно путешественники подошли к выходу из Царства.
- Что ж, Ванюша, понравилась тебе моя экскурсия? – спросил Грамматик.
- Да, да, очень! Спасибо! Я многое понял и запомнил и теперь смогу выполнить домашнее задание!..
…Ваня ощутил на щеке приятное нежное тепло весеннего солнышка. Он открыл глаза. Голова его лежала на раскрытом учебнике русского языка на столе, за которым он сидел, солнце ярко светило в окно. Мальчик поднял голову и тихонько позвал: «Грамматик! Грамматик!»… Но никто не отозвался…
- Неужели мне всё приснилось?
Ваня бодро взял учебник, прочитал ещё раз задание и выполнил его на пятёрку.
С тех пор он внимательно слушал учителя на уроках, полюбил русский язык и подружился с ним. А вы, ребята?