Просмотр содержимого документа
«Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС»
Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС
1.Викторины.
- Назовите имена существительные, которые склоняются как прилагательные. ( Столовая, гостиная, мостовая, учёный, жаркое, насекомое, парикмахерская и т.д.)
-Чем различаются глаголы чернить и чернеть, белить и белеть, синить и синеть? ( Значением и спряжением.)
- Что нужно сделать с существительными дорога, полог, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя ни одной буквы? ( Переставить ударение.)
-К каким частям речи относятся слова жаркое, звонок, смела? ( Примерный ответ. Жаркое- существительное и прилагательное; звонок- существительное и краткое прилагательное; смела-краткое прилагательное и глагол. В первых двух словах смысл зависит от ударения.)
- Найдите слова, состоящие из пяти или шести согласных и одной гласной буквы. ( Взгляд, вскрик,спектр, всхлип. Слово всплеск имеет шесть согласных.)
-Отгадайте название планеты. Оно состоит из четырёх букв. Замените первую букву - получится название хищного животного; вторую- название сладкого напитка; третью- название ценной зерновой культуры (синоним кукурузы); четвёртую- месяц года. (Марс: барс- морс- маис- март.)
*У каких слов в каждом косвенном падеже по два одинаковых окончания? ( У числительных 50,60,70,80: пятьюдесятью, шестидесяти и т.д.)
*В какой форме стоят глаголы говорите, спите, помните? ( Зависит от контекста: форма 2-го лица множественного числа настоящего времени и форма повелительного наклонения.)
*К какому разряду лексики относятся слова стикер, евро, гаджет?( Неологизмы, слова иноязычного происхождения.)
*Какое местоимение состоит из двух звуков, но записывается одной буквой? (Я.)
*Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя.)
*Исправьте ошибки в словосочетаниях: мемориальный памятник, май месяц, ностальгия по родине, весёлый инцидент.
*Какая буква реже всего встречается в русских книгах? (Буква Ф.)
*В каких словах приставка стоит после корня? ( Мировоззрение, времяпрепровождение, автоподъёмник, фотосъёмка и т.д.)
*Назовите фразеологизмы, в состав которых входят слова волк, глаз, грош, душа, зуб, Кузьма, пробка, Сидор, хоть. ( Смотреть волком, хоть глаз выколи, ни гроша за душой, душа нараспашку, скалить зубы, выучить назубок, показать кузькину мать, глуп как пробка, как сидорову козу.)
*Объясните значение фразеологизмов: на рыбьем меху, лёгок на помине, кожа да кости, кот наплакал, кровь с молоком, след простыл, китайская грамота, поминай как звали, злые языки, важная птица, медвежий угол.
2.Загадки- шутки.
*Какое слово состоит из трёх одинаковых букв?(Трио.)
*Какое слово состоит из семи одинаковых букв?(Семья.)
*Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища?( ИзБА.)
*Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?(ЗаЯЦ.)
*В каких словах есть по три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? ( Длинношеее, тонкошеее и т.д., змееед.)
*Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)
*Как мышеловку записать пятью буквами? ( Кошка.)
*В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? ( Грач- врач.)
*Какие две ноты растут в огороде? ( Фа-соль.)
*Как крыса может стать быстроногим конём? ( Надо переставить буквы: рысак.)
*На какую букву надо переставить государство, чтобы получился цветок? ( На с: настурция.)
*Как записать слово глаз тремя буквами? (Око.)
*Из названий каких букв можно сложить эпоху? (Из букв р и а: эра.)
3.Лингвистические игры.
*Запрещённая буква
Ведущий поочерёдно задаёт вопросы, на которые надо ответить, не употребляя слова с заранее определённой буквой. Допустивший ошибку становится ведущим.
Например, запрещённой объявлена буква о.
Вопрос: « Кто тебе больше нравится - кошки или собаки?»
Нельзя ответить ни кошки, ни собаки - это слова с буквой о. Можно: « Нравятся и те и другие». Или: « Не нравятся ни те ни другие».
*Города
Каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Мягкий знак в расчёт не берётся. Например: Суздаль-Львов-Витебск-Калуга-Армавир-Рио-де-Жанейро-Орёл-Лион-Новосибирск и т.д.
*Составь слово («Кто больше?)
Из букв определённого ведущим слова составить как можно больше слов- имён существительных нарицательных в именительном падеже единственного числа.
Слова желательно выбирать длинные: государство, столетник, кораблекрушение и т.д. Можно определить время(3-5 минут) или установить границу: кто первым составит 20(30 и т.д.) слов.
Буква е считается равной букве ё. Составлять слова нужно строго из того набора букв, который есть в исходном слове. Например, если в данном слове одна буква м, двух таких букв не должно быть в составленном слове.
Необходимо, чтобы играющие могли объяснить значение слов, которые они составили. Дополнительные очки даются за самое длинное слово.
*Меньше и меньше
Составить рассказ со словом потрубили, отнимая от этого слова по одной букве сначала.
Вариант рассказа
Осень. Лес уже сбросил почти всю листву. Слышишь, какой-то звук раздаётся вдали? Это потрубили охотники в свои рожки. Они гнались за волком, вскоре отрубили зверю путь к отступлению. Но напрасно они трубили победу, рубили сплеча. Они только зря убили время: волк ушёл.
А в охотничьем домике часы уже били полдень. Ещё поохотиться или возвращаться домой? Вряд ли снова попадётся такой зверь. И охотники повернули назад.
*Длинное слово
Составить возможно более длинное слово с определённой буквой, обозначающей гласный звук (других гласных быть не должно). Например, задана буква о: колосок, колокол, носорог, околоток, водоворот, обороноспособность.
*Замкнутый круг
Задано слово. Начало каждого следующего слова должно соответствовать концу предыдущего не менее чем тремя буквами.
Цель игры - вернуться к исходному слову.
Например, задано слово Москва: Москва- квадрат- ратуша- ушат-шатёр- термос- Москва.
*Цепочка
Задача - перейти от одного слова к другому, заменяя в каждом последующем слове одну букву за возможно меньшее число ходов.
Например, требуется перейти от слова марка к слову почта: марка- маска- каска- качка - пачка-почка - почта.
4. Анаграммы
*Найдите анаграммы слов баня, брус, брак. ( Баян, сруб, краб.)
*Найдите три анаграммы слова сорт. ( Трос- торс- рост.)
*Трудно найти цветок пышней,
Буквы переставь - катаю детей. ( Пион- пони.)
*Составь из трёх слов четвёртое (все буквы слов должны быть использованы).
- Кино, ель, гурт - геометрическая фигура. ( Треугольник.)
-Рота, ария, лоб- помещение для проведения научных опытов. ( Лаборатория.)
*Если переставить буквы в имени девочки, не убавляя и не прибавляя ни одной, получается:1) название одной из азиатских столиц; 2) пресноводные беспозвоночные животные; 3) архитектурные сооружения; 4) деликатес; 5) имя мифологического героя- первого покорителя неба; 6) название азиатского государства. ( Кира- Каир - раки- арки - икра- Икар- Ирак.)
*Шутки.
За мною в лес идёшь ты летнею порой,
Там много нас встречается,
Но буквы переставь, и сразу пред тобой
Корабль на море закачается. (Гриб- бриг.)
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца,
Во мне увидишь что угодно. ( Нос- сон.)
По дороге, по пути
Весело качу.
А с конца меня прочти-
Нож я наточу. (Колесо- оселок.)
*Из каждой пары слов путём перестановки букв составить третье- имя существительное в именительном падеже единственного числа (все буквы слов должны быть использованы), например, боб+ уста= суббота.
1)Кит, рана. ( Картина.)
2)Парк, ива. ( Крапива.)
3)Лик, пена. (Пеликан.)
4)Ров, поза. ( Паровоз.)
5)Вода, ринг. (Виноград.)
*Найдите анаграммы (два слова и более) к существительным актёр, сорт, лапша, топор, совет, приток, клоун, автор, сетка.
С л собакою зовусь. ( Чайка- гайка- майка- лайка.)
*С ю я по воде скольжу,
С я на голове сижу. ( Шлюпка- шляпка.)
*Я с м шепчу задумчиво листвой,
А с б звучу, как взрыв пороховой. ( Пальма- пальба.)
*С м меха я пожираю,
С н меня не замечают,
С р актёру я нужна,
С с на кухне я важна. ( Моль- ноль- роль- соль.)
*С т я книга, с с я рыба,
С к бесформенная глыба,
С л могу колоть я лёд,
С д народ во мне живёт. ( Том - сом-ком - лом- дом.)
6.Шарады
*Моё начало- буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго - корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое - весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. ( Шмель.)
*К торжественному крику
Прибавь сонорный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал.)
*Начало- пища птиц, зверей,
Конец - в начале букварей,
А в целом есть у кораблей. (Корма.)
*Свалится ночная птица-
Сходство может получиться. (Совпадение.)
*Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растёт над губой.
А целое- ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой. (Парус.)
*Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог- союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь. ( Сукно.)
7.Логогрифы
* На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты Н прибавил мне-
И я уже река. ( Ил- Нил.)
*Я мал, и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь,
Но если мне прибавить С,
То я в гиганта превращаюсь. ( Колос- колосс.)
*Мы всех, и взрослых, и детей,
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставишь Т,
Мы их ужасно напугаем. ( Игры- тигры.)
*Я синоним осьминога,
А без с в метле нас много. ( Спрут- прут.)
*Я сибирская река,
Широка и глубока.
Букву е на у смени-
Стану спутником Земли. ( Лена- Луна.)
*Мне не пройти ветвистый лес-
Мои рога в ветвях застрянут,
Но обменяй мне л на с,
И листья леса все завянут. ( Олень- осень.)
*Слово- дерево защищает,
Вставь б – пресмыкающееся станет. ( Кора- кобра.)
8.Игры со словами.
* « Абракадабра»
Суть игры состоит в «расшифровке» слова, в котором переставлены буквы. Например, определите слова, которые зашифрованы: гобытьра, ациквасра,олябок,ленлафь.(Ответ: богатырь, красавица, яблоко, фланель.)
*« Выбираем рекордсмена»
Ученики должны записать слова, соединив левый и правый столбик. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее.
Данная работа сопровождается заданием- найдите слова, образованные: а) бессуффиксным способом(настил); б) способом сложения( садовод, зерносклад, мясорубка; последнее- с одновременной суффиксацией), и ответьте на вопрос: « Почему слово виноград нельзя отнести к данной группе?» (Работа с этимологическим словарём)
*« Подбор рифм»
Закончите строки.
Кондитерская фабрика « Просторы»
Активно заключает (догово́ры)
И будет отправлять на все курорты
Конфеты, шоколад и даже (то́рты).
А мы привыкли отдыхать с комфортом
И кофе любим пить с клубничным (то́ртом).
Чтоб Марфа не казалась блёклой,
Ей щёки натирают (свёклой).
Антон меня предупредит:
По телефону (позвони́т).
Подумаем над вариантом
Украсить платье пышным (ба́нтом).
Не ждали мы особой прибыли,
Но за наградой всё же (при́были).
Вертелась Юлька, как юла,
И с опозданьем (прибыла́).
Иван Петров, как занят ни был,
А посмотреть на Сочи (при́был).
Дела советуем забыть
И вместе с ним сюда (прибы́ть).
Кто подберёт наиболее интересный подходящий по смыслу глагол( с условием, что в нём есть орфографическая трудность):