kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  дидактический материал поможет организовать учебную деятельность на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС»

Формы организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований ФГОС

1.Викторины.

- Назовите имена существительные, которые склоняются как прилагательные. ( Столовая, гостиная, мостовая, учёный, жаркое, насекомое, парикмахерская и т.д.)

-Чем различаются глаголы чернить и чернеть, белить и белеть, синить и синеть? ( Значением и спряжением.)

- Что нужно сделать с существительными дорога, полог, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя ни одной буквы? ( Переставить ударение.)

-К каким частям речи относятся слова жаркое, звонок, смела? ( Примерный ответ. Жаркое- существительное и прилагательное; звонок- существительное и краткое прилагательное; смела-краткое прилагательное и глагол. В первых двух словах смысл зависит от ударения.)

- Найдите слова, состоящие из пяти или шести согласных и одной гласной буквы. ( Взгляд, вскрик, спектр, всхлип. Слово всплеск имеет шесть согласных.)

-Отгадайте название планеты. Оно состоит из четырёх букв. Замените первую букву - получится название хищного животного; вторую- название сладкого напитка; третью- название ценной зерновой культуры (синоним кукурузы); четвёртую- месяц года. (Марс: барс- морс- маис- март.)


* У каких слов в каждом косвенном падеже по два одинаковых окончания? ( У числительных 50,60,70,80: пятьюдесятью, шестидесяти и т.д.)

*В какой форме стоят глаголы говорите, спите, помните? ( Зависит от контекста: форма 2-го лица множественного числа настоящего времени и форма повелительного наклонения.)

*К какому разряду лексики относятся слова стикер, евро, гаджет?( Неологизмы, слова иноязычного происхождения.)

*Какое местоимение состоит из двух звуков, но записывается одной буквой? (Я.)

*Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Себя.)

*Исправьте ошибки в словосочетаниях: мемориальный памятник, май месяц, ностальгия по родине, весёлый инцидент.

*Какая буква реже всего встречается в русских книгах? (Буква Ф.)

*В каких словах приставка стоит после корня? ( Мировоззрение, времяпрепровождение, автоподъёмник, фотосъёмка и т.д.)

*Назовите фразеологизмы, в состав которых входят слова волк, глаз, грош, душа, зуб, Кузьма, пробка, Сидор, хоть. ( Смотреть волком, хоть глаз выколи, ни гроша за душой, душа нараспашку, скалить зубы, выучить назубок, показать кузькину мать, глуп как пробка, как сидорову козу.)

*Объясните значение фразеологизмов: на рыбьем меху, лёгок на помине, кожа да кости, кот наплакал, кровь с молоком, след простыл, китайская грамота, поминай как звали, злые языки, важная птица, медвежий угол.


2.Загадки- шутки.

*Какое слово состоит из трёх одинаковых букв?(Трио.)

*Какое слово состоит из семи одинаковых букв?(Семья.)

*Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища?( ИзБА.)

*Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?(ЗаЯЦ.)

*В каких словах есть по три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом? ( Длинношеее, тонкошеее и т.д., змееед.)

*Какую фразу можно найти в алфавите? (Где ёж?)

*Как мышеловку записать пятью буквами? ( Кошка.)

*В названии какой птицы надо изменить первую букву, чтобы получился доктор? ( Грач- врач.)

*Какие две ноты растут в огороде? ( Фа-соль.)

*Как крыса может стать быстроногим конём? ( Надо переставить буквы: рысак.)

*На какую букву надо переставить государство, чтобы получился цветок? ( На с: настурция.)

*Как записать слово глаз тремя буквами? (Око.)

*Из названий каких букв можно сложить эпоху? (Из букв р и а: эра.)



3.Лингвистические игры.


*Запрещённая буква


Ведущий поочерёдно задаёт вопросы, на которые надо ответить, не употребляя слова с заранее определённой буквой. Допустивший ошибку становится ведущим.

Например, запрещённой объявлена буква о.

Вопрос: « Кто тебе больше нравится - кошки или собаки?»

Нельзя ответить ни кошки, ни собаки - это слова с буквой о. Можно: « Нравятся и те и другие». Или: « Не нравятся ни те ни другие».


*Города

Каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Мягкий знак в расчёт не берётся. Например: Суздаль-Львов-Витебск-Калуга-Армавир-Рио-де-Жанейро-Орёл-Лион-Новосибирск и т.д.


*Составь слово («Кто больше?)

Из букв определённого ведущим слова составить как можно больше слов- имён существительных нарицательных в именительном падеже единственного числа.

Слова желательно выбирать длинные: государство, столетник, кораблекрушение и т.д. Можно определить время(3-5 минут) или установить границу: кто первым составит 20(30 и т.д.) слов.

Буква е считается равной букве ё. Составлять слова нужно строго из того набора букв, который есть в исходном слове. Например, если в данном слове одна буква м, двух таких букв не должно быть в составленном слове.

Необходимо, чтобы играющие могли объяснить значение слов, которые они составили. Дополнительные очки даются за самое длинное слово.


*Меньше и меньше


Составить рассказ со словом потрубили, отнимая от этого слова по одной букве сначала.

Вариант рассказа

Осень. Лес уже сбросил почти всю листву. Слышишь, какой-то звук раздаётся вдали? Это потрубили охотники в свои рожки. Они гнались за волком, вскоре отрубили зверю путь к отступлению. Но напрасно они трубили победу, рубили сплеча. Они только зря убили время: волк ушёл.

А в охотничьем домике часы уже били полдень. Ещё поохотиться или возвращаться домой? Вряд ли снова попадётся такой зверь. И охотники повернули назад.

*Длинное слово


Составить возможно более длинное слово с определённой буквой, обозначающей гласный звук (других гласных быть не должно). Например, задана буква о: колосок, колокол, носорог, околоток, водоворот, обороноспособность.


*Замкнутый круг

Задано слово. Начало каждого следующего слова должно соответствовать концу предыдущего не менее чем тремя буквами.

Цель игры - вернуться к исходному слову.

Например, задано слово Москва: Москва- квадрат- ратуша- ушат-шатёр- термос- Москва.


*Цепочка

Задача - перейти от одного слова к другому, заменяя в каждом последующем слове одну букву за возможно меньшее число ходов.

Например, требуется перейти от слова марка к слову почта: марка- маска- каска- качка - пачка-почка - почта.


4. Анаграммы

*Найдите анаграммы слов баня, брус, брак. ( Баян, сруб, краб.)

*Найдите три анаграммы слова сорт. ( Трос- торс- рост.)

*Трудно найти цветок пышней,

Буквы переставь - катаю детей. ( Пион- пони.)

*Составь из трёх слов четвёртое (все буквы слов должны быть использованы).

- Кино, ель, гурт - геометрическая фигура. ( Треугольник.)

-Рота, ария, лоб- помещение для проведения научных опытов. ( Лаборатория.)

*Если переставить буквы в имени девочки, не убавляя и не прибавляя ни одной, получается:1) название одной из азиатских столиц; 2) пресноводные беспозвоночные животные; 3) архитектурные сооружения; 4) деликатес; 5) имя мифологического героя- первого покорителя неба; 6) название азиатского государства. ( Кира- Каир - раки- арки - икра- Икар- Ирак.)

*Шутки.

За мною в лес идёшь ты летнею порой,

Там много нас встречается,

Но буквы переставь, и сразу пред тобой

Корабль на море закачается. (Гриб- бриг.)


Задачу ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Но ты прочти меня с конца,

Во мне увидишь что угодно. ( Нос- сон.)


По дороге, по пути

Весело качу.

А с конца меня прочти-

Нож я наточу. (Колесо- оселок.)


*Из каждой пары слов путём перестановки букв составить третье- имя существительное в именительном падеже единственного числа (все буквы слов должны быть использованы), например, боб+ уста= суббота.

1)Кит, рана. ( Картина.)

2)Парк, ива. ( Крапива.)

3)Лик, пена. (Пеликан.)

4)Ров, поза. ( Паровоз.)

5)Вода, ринг. (Виноград.)


*Найдите анаграммы (два слова и более) к существительным актёр, сорт, лапша, топор, совет, приток, клоун, автор, сетка.

( Актёр-тёрка-катер; сорт- трос- торс; лапша- шпала- палаш; топор- ропот- отпор; совет- отвес- отсев; приток- портик- тропик; клоун- колун- уклон- кулон; автор- тавро- товар- отвар; сетка- секта- тесак- аскет.)


5. Метаграммы

* Мне недолго измениться:

С С я рыба, с Ф я птица.( Сазан- фазан.)

*Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с П, на мне плывут.( Плод- плот.)

*С М я в море, с В я в поле.

С П я в доме, с Г в футболе.( Мол- вол-пол- гол.)

ч над морем я летаю,

С г в машинах нахожусь,

С м тебя я одеваю,

С л собакою зовусь. ( Чайка- гайка- майка- лайка.)

ю я по воде скольжу,

С я на голове сижу. ( Шлюпка- шляпка.)

*Я с м шепчу задумчиво листвой,

А с б звучу, как взрыв пороховой. ( Пальма- пальба.)

м меха я пожираю,

С н меня не замечают,

С р актёру я нужна,

С с на кухне я важна. ( Моль- ноль- роль- соль.)

т я книга, с с я рыба,

С к бесформенная глыба,

С л могу колоть я лёд,

С д народ во мне живёт. ( Том - сом-ком - лом- дом.)


6.Шарады

*Моё начало- буква алфавита,

Она всегда шипит сердито.

Второго - корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое - весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит. ( Шмель.)

*К торжественному крику

Прибавь сонорный звук,

Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал.)

*Начало- пища птиц, зверей,

Конец - в начале букварей,

А в целом есть у кораблей. (Корма.)

*Свалится ночная птица-

Сходство может получиться. (Совпадение.)

*Первое слово над чайником тает,

Второе - у папы растёт над губой.

А целое- ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой. (Парус.)

*Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог- союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь. ( Сукно.)


7.Логогрифы

* На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты Н прибавил мне-

И я уже река. ( Ил- Нил.)

*Я мал, и невелик мой вес,

От ветра в поле я качаюсь,

Но если мне прибавить С,

То я в гиганта превращаюсь. ( Колос- колосс.)

*Мы всех, и взрослых, и детей,

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставишь Т,

Мы их ужасно напугаем. ( Игры- тигры.)

*Я синоним осьминога,

А без с в метле нас много. ( Спрут- прут.)

*Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву е на у смени-

Стану спутником Земли. ( Лена- Луна.)

*Мне не пройти ветвистый лес-

Мои рога в ветвях застрянут,

Но обменяй мне л на с,

И листья леса все завянут. ( Олень- осень.)

*Слово- дерево защищает,

Вставь б – пресмыкающееся станет. ( Кора- кобра.)


8.Игры со словами.

* « Абракадабра»

Суть игры состоит в «расшифровке» слова, в котором переставлены буквы. Например, определите слова, которые зашифрованы: гобытьра, ациквасра,олябок,ленлафь.(Ответ: богатырь, красавица, яблоко, фланель.)

*« Выбираем рекордсмена»

Ученики должны записать слова, соединив левый и правый столбик. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее.



кон

сад

наст

доход

зерно

бес

зубр

вино

мясо


ёж

порядок

град

рубка

ус

яга

овод

склад

ил



Ответ: конус, садовод, настил, доходяга, зерносклад, беспорядок, зубрёж, виноград, мясорубка.

Данная работа сопровождается заданием- найдите слова, образованные: а) бессуффиксным способом(настил); б) способом сложения( садовод, зерносклад, мясорубка; последнее- с одновременной суффиксацией), и ответьте на вопрос: « Почему слово виноград нельзя отнести к данной группе?» (Работа с этимологическим словарём)

*« Подбор рифм»

Закончите строки.

Кондитерская фабрика « Просторы»

Активно заключает (догово́ры)

И будет отправлять на все курорты

Конфеты, шоколад и даже (то́рты).

А мы привыкли отдыхать с комфортом

И кофе любим пить с клубничным (то́ртом).


Чтоб Марфа не казалась блёклой,

Ей щёки натирают (свёклой).

Антон меня предупредит:

По телефону (позвони́т).

Подумаем над вариантом

Украсить платье пышным (ба́нтом).


Не ждали мы особой прибыли,

Но за наградой всё же (при́были).


Вертелась Юлька, как юла,

И с опозданьем (прибыла́).


Иван Петров, как занят ни был,

А посмотреть на Сочи (при́был).


Дела советуем забыть

И вместе с ним сюда (прибы́ть).


Кто подберёт наиболее интересный подходящий по смыслу глагол( с условием, что в нём есть орфографическая трудность):


Дизайнер клуба « Идеал»

Слегка наш класс побалова́л:

На школьный новогодний бал

Девчонок костюмирова́л.


Отряд разгрёб большой завал-

Директор всех премирова́л.

Я в это время горевал:

Мне доктор зуб пломбирова́л.



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Алексеевна Сополева

Дата: 28.11.2020

Номер свидетельства: 564686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интерактивные технологии как средство нового качества образования. "
    ["seo_title"] => string(75) "intieraktivnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-novogho-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "108988"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403984723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Имя существительное - часть речи удивительная!" "
    ["seo_title"] => string(54) "imia-sushchiestvitiel-noie-chast-riechi-udivitiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "166540"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422972103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства