kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных компетенций как средства личностного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое главное условие формирования активной личности – овладение коммуникативной компетентностью. Каждому человеку необходимо научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошей дикцией, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Самая важная задача на современном этапе обучения учащихся - развитие коммуникативных способностей. От ее решения зависит выбор профессии, дальнейшая судьба молодых людей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций как средства личностного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Пикалова Т. Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 9

Г. Переславль-Залесский



Формирование коммуникативных компетенций на основе личностно-ориентированных технологий как средства личностного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

Цель - построение процесса обучения русскому языку и литературе на основе личностно-ориентированных технологий, способствующих  формированию коммуникативной компетентности современных подростков как необходимого  условия, обеспечивающего качественное усвоение учебных программ, развитие современной личности, способной жить в современном мире.

Задачи:

-научить учащихся пользоваться языком в разных сферах человеческого общения,

-создать условия для формирования умений и навыков лингвистического анализа в соответствии с изучаемыми темами и разделами,

-обеспечить условия для практического усвоения разделов на текстовой основе,

-способствовать развитию коммуникативных умений школьников, совершенствованию речевых навыков, творческих способностей,

-обеспечить условия для формирования умения комплексного анализа текста,

-создать положительную мотивацию на уроках русского языка посредствам раскрытия значимости каждого языкового явления (с опорой на текст),

-формировать представление о языке как о системе динамической и гармоничной,

-воспитывать коммуникативную культуру школьников,

- выявлять и поддерживать  лингвистически одаренных детей,

-развивать и совершенствовать психологические качества личности школьника.  

Самое главное условие формирования активной личности – овладение коммуникативной компетентностью. Каждому человеку необходимо научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошей дикцией, , соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться. Самая важная задача на современном этапе обучения учащихся - развитие коммуникативных способностей. От ее решения зависит выбор профессии, дальнейшая судьба молодых людей .

Своеобразным зеркалом культуры и образованности является речь человека. Уровень мышления говорящего, можно определить по речи. Развитие интеллекта учащегося, его речи, способствует познанию окружающего мира. Грамотная речь для обучающегося – залог успешного обучения , развития, общения.

Коммуникативная компетенция состоит из следующих составляющих: предметно-информационная, деятельно-коммуникативная, личностно-ориентационная. Значит, коммуникативная компетенция – это готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка осуществляются через следующие методы:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

- формы учебного диалога;

- доклады и сообщения;


- исследования и проекты;

- дискуссии, диспуты;

- выступления учащихся на НПК, защитах проектов;

- выступления учащихся на различных мероприятиях: концертах,

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

- исследования и проекты, предполагающие письменное анкетирование, интервью;

- проекты, требующие размещения сообщений, доклады,

- рецензирование исследовательских работ.


Развитию коммуникативной компетенции способствуют уроки русского языка и литературы. Виды деятельности на уроке:

- выделение главной мысли текста;

- нахождение ключевых слов;

- интерпретация текста;

- презентация;

- работа со словом.

Формы, позволяющие развивать коммуникативные и творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы:

- учебный диалог;

- построение сложных предложений из нескольких простых;

- замена придаточного определительного предложения в сложноподчиненном предложении причастным оборотом;

- конструирование предложений с деепричастными оборотами;

- компрессия текста;

- устранение речевых и грамматических ошибок в тексте;

- составление текстов по опорным словам, сюжетным рисункам;

- творческие работы: сочинения, рассказы, сказки;

- проекты и их защита;

- конкурсы чтецов.

На уроках используются различные формы обучения: индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в группе, работа в парах.

Дидактические материалы по теме самообразования:

  1. Комплексный анализ текста.

После короткого отдыха мы поплыли дальше. Около железнодорожного моста горы кончились. Я вышел из лодки и поднялся на ближайшую сопку, чтобы в последний раз осмотреться во все стороны. Причудливая панорама развернулась перед моими глазами: сзади, на востоке, толпились горы; на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватал глаз, расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом. Порой по ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волновалась, как море. Где-то группками и в одиночку росли чахлые березки, тощие лиственницы и другие какие-то деревья. С горы, на которой я стоял, реку Лефу далеко можно было проследить по ольшаникам и ивнякам, растущим по ее берегам в изобилии. Вначале она сохраняет свое северо-восточное направление, но, не доходя до сопок, видневшихся на западе километрах в восьми, поворачивает на север и немного склоняется к востоку. Бесчисленное множество проток, слепых рукавов, заводей и озерков окаймляют ее с обеих сторон. Низина эта казалась безжизненной и пустынной. Ярко блестевшие на солнце в разных местах желто-серые лужи свидетельствовали о том, что долина реки в дождливый период нещадно затопляется водой.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст. Определите его тему.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Определите стиль текста.

  4. Определите тип речи данного текста.

  5. Назовите тропы, которые использует автор для описания картины природы.

  6. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

  7. Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.

  8. Выпишите сложные слова, объясните их написание.

  9. Произведите морфологический разбор именной части речи.


  1. Лингвистические угадайки:


- Угадывание слова по его лексическому значению.

- Расшифровка пословицы, поговорки, фразеологизма по отдельному признаку.

- Разгадывание загадок.

- Игры «Я задумала слово».

3. Вопросы занимательного и проблемного характера:

- Почему иностранец, изучающий русский язык, считает, что кузница – жена кузнеца, а кузнечик их сын?

- Какое поле не засеешь пшеницей?

4. Микроисследования:

Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Свою работу проиллюстрируйте конкретными примерами.

- Что общего между капустой, капюшоном и капором?

- Являются ли однокоренными слова: осина, оса, ось, основа?

- Согласны ли вы с утверждением, что данные слова могут являться разными частями речи?

Добро, печь, лай, мой.

5. Напишите сочинение на одну из тем: «Почему мы так говорим?» (происхождение фразеологизмов) «Эти беглые гласные».

6. Лингвистические диктанты, литературоведческие диктанты.

7. Проектная деятельность. Проект «Прощайте и здравствуйте, кони», «Береза-символ России», «Собиратель русских слов».

8. Дискуссия: Почему современные подростки отдают предпочтение Интернету, нежели чтению книг?

9. Конкурс стихотворений на экологическую тему.

10. Интервью: «Нужно ли читать произведения древнерусской литературы современному школьнику?»

Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе помогает сформировать социальную компетентность обучающихся, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

Результативность:

Над темой «Формирование коммуникативной компетенции на основе личностно-ориентированных технологий как средстве личностного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС» я работаю 2 года. Данная деятельность дала положительные результаты.

- Учащиеся могут формулировать тему урока.

- Учащиеся умеют определять цель урока, ставить перед собой задачи и пути их решения.

- Учащиеся умеют работать с текстом, определять тему текста, выявлять проблемы текста.

- Учащиеся умеют выявлять авторскую позицию, определять собственное мнение и аргументировать его, опираясь на произведения моровой литературы и наблюдения из жизненного опыта.

- Учащиеся умеют редактировать текст.

- Учащиеся умеют составлять тексты разных типов речи, разных жанров.

- Учащиеся умеют составлять различные задания к упражнениям, словарные диктанты, вопросы к текстам разных типов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пикалова Татьяна Николаевна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Интегрированный урок английского и русского языка "Вглядись в черты мои..." "
    ["seo_title"] => string(79) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-i-russkogho-iazyka-vghliadis-v-chierty-moi"
    ["file_id"] => string(6) "104296"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства