kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»




Факультет повышения квалификации


Структурное подразделение: кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин



Формирование УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.


Итоговая работа



Срок обучения с «12»01.2017г. по « 28» 01. 2017г



Исполнитель:

Акулова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 2»

пгт. Тяжинский (89059125034, [email protected])

Консультант:

Ровнова Людмила Ивановна,

ст.преподаватель











Кемерово 2017





Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава 1. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников

1.1 Особенности учащихся современной средней школы…………………..5-8

1.2 Понятие и виды универсальных учебных действий в системе

школьного образования……………………………………………………….9-10

1.3 Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка …………………………………………11-15

1.4 Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий………………………………………………………………………….16

Глава 2. Методы и приемы.

2.1Методы и приемы формирования УУД на уроках русского языка и во внеурочное время (практический материал, фрагменты уроков)……………………………………..………………………………….17-21

2.2Реализация внеурочной деятельности в школе……………………….22

Заключение…...………………………………………………………………23-24

Список литературы…………………………………………………………25-26













Введение

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Очевидно, что современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. Для школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех – это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Предметы русский язык, литература, а также внеурочная деятельность, на мой взгляд, относятся к дисциплинам наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1. провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

  2. выявить психологические и педагогические особенности работы учителя русского языка и литературы с детьми 11-13 лет;

  3. разработать дидактический материал, используемый на уроках русского языка

Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников» содержится два параграфа, в которых рассматриваются понятия и виды универсальных учебных действий, средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Во второй главе «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка» рассмотрены те средства, которые позволяют формировать универсальные учебные действия непосредственно на уроках литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности по предметам. В этой главе представлен конкретный дидактический материал, используемый на уроках русского языка.









Глава I. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий школьников


    1. Особенности учащихся современной средней школы.

Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи.

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы  устои.

Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа..

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение. Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст, они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.

Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать. Поэтому они запросто ругаются матом на уроках, не уважают мнение других людей.

Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.

Я хочу остановиться конкретно на возрасте 10-13 лет и кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5 - 6-х классов.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

Учитывая это, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся. Например, по мнению многих учителей-предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель – ученик».

Успешность самореализации подростков тесно связана с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.










































1.2 Понятие и виды универсальных учебных действий в системе

школьного образования

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.





































1.3 Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление кластера» — особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия.

Для формирования УУД можно отнести такие задания, как:

- работа по составлению плана текста и плана своих действий;

- сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;

- пересказ текста от лица литературного героя;

- нравственно-этическое оценивание действий персонажа;

- прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;

- сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;

- умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения;

На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми; - восприятие устной и письменной речи;

- умение грамотно излагать свою точку зрения;

- соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.

Систематически на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. 
Составление кластера. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Дискуссия. Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии:

    • четко письменно излагать свое мнение

    • понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно

    • задавать вопросы на понимание

    • вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

Групповая форма работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем.

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».

 

На уроке материал необходимо выбирать разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

  Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).




1.4 Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

  2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

  3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

  4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

  5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

























Глава 2. Методы и приемы.

В данной главе будут рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы, взятые из различных УМК.



2.1 Методы и приемы формирования УУД на уроках русского языка и во внеурочное время. (Практический материал к урокам, фрагменты)

5-6 класс, учебник Е.А. Быстровой

Посредством текстов учебника Е.А. Быстровой «Русский язык» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:

- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;

- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

         Предусмотрена система речевых упражнений:

- свободные диктанты,

- поздравления, записки, телеграммы, письма,

- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.

         Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.

         Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.

Урок: Главные и второстепенные члены предложения.

 

Цели: развитие способности к самооценке, осознанию своих трудностей и развитие стремления к их преодолению.

Задание:

- закончить предложения;

- обозначить в них грамматическую основу;

- проверить правильность получившихся предложений, используя материал учебника;

- оценить свой результат.

Главные члены предложения- это….

Подлежащее- это….

Второстепенные члены предложения –это…

Обстоятельство – это…

Фрагменты уроков русского языка  по учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Тема: Понятие о причастии и причастном обороте

Цели:  - развитие желания приобрести новые знания,

             - освоение новых видов деятельности,

              - развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале

               единой речевой темы урока «Осень глазами поэта и художника».

 «Перекличка поэтов».                         

а) Выписать словосочетания «причастие + определяемое слово». Обозначить условия выбора орфограммы«Безударное окончание причастия».

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются ,там, на дне долин,

 Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                               А.К.Толстой

д)Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

                   И.А. Бунин

б)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

                        Ф.И.Тютчев 

Задание.

  б) Выписать словосочетание «причастие + определяемое слово», заменить падеж на указанный.

а) Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий свод небес. Д.п

С.Т.Аксаков

Г) Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста,

Заковывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа. Р.п

                                   Н.А.Заболоцкий    



КОММЕНТИРОВАННОЕ письмо

Б) После повторения семиклассники выполняют письменно задание с объяснением орфограмм, для того чтобы “утеплить окна”, т. к. сегодня уже холодно.

1) трава /не/ скошена,

2) еще /не/ окрепший после болезни,

3) асфальтирова…ая дорога,

4) жаре…ые в сметане,

5) /не/ сея…ые травы,

6) вяза…ые варежки,

7) /не/ заплете…ая, а распуще…ая коса.

Методы и приёмы развития личностных УУД на уроках русского языка

5 класс, программа С.И.Львовой, В.В. Львова

Урок: Правописание корней слов.

 

Цели: признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.

Подготовка к изложению по тексту (упр. 206):

      Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.

      «Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.

       Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.

        Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.

Задание по тексту:

- выписать слова с пропущенными буквами;

- выделить в них корни;

- подобрать проверочные слова.

Беседа по тексту:

- Каково было отношение русского народа к березе?

- С чем оно было связано?

- Только ли русские люди почитали березу?

- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?

- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?



2.2 Реализация внеурочной деятельности в школе.

Основные организационные формы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе:

  1. Разовые:

  • Конкурсы

  • Викторины

  • Интерактивные игры

  • Конференции

  • Тематические вечера

  • Олимпиады

  • Выставки

  • Предметные декады

  1. Разовые и системные:

  • Экскурсии

  • Литературно-музыкальные композиции

  • Выпуск газет

  1. Системные:

  • Проектная деятельность

  • Исследовательская деятельность

  • Кружки

  • Элективные курсы











Заключение

Необходимость формирования УУД очевидна.

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции. Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.  Предполагаемые результаты: если на уроках русского языка созданы  условия для успешного формирования всех видов УУД, то у учащихся отмечается

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

  • повышение интереса к русскому языку и литературе;

  • прочное и неформальное усвоение знаний;

  • повышение результативности обучения;

  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

В данной работе, я провела анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

-выявила психологические и педагогические особенности работы учителя русского языка и литературы с детьми 11-13 лет;

- а также мною были рассмотрены методы и приемы формирования УУД на уроках русского языка и во внеурочное время, где я предложила практический материал к урокам, фрагменты)

Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.


 





























Список литературы

 

  1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.

  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.

  3. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  23.01.2017.

  4. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.

  5. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  23.01.2017.

  6. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2016. - № 2. - С. 3-6.

  7. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/. Режим доступа: 23.01.2017.

  8. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.

  9. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.

  10. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.

  11. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2016. – 31с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Формирование УУД учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Автор: Акулова Татьяна Владимировна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Занимательная грамматика" (внеурочная деятельность 1 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "zanimatiel-naia-ghrammatika-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413097230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Формирование УУД во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(42) "formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "241966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445351222"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка». «Путешествие по страницам словарей»"
    ["seo_title"] => string(88) "vnieurochnoiezaniatiiekruzhkazaghadkirusskoghoiazykaputieshiestviiepostranitsamslovariei"
    ["file_id"] => string(6) "261284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449089297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства