Формирование регулятивных действий при работе над ошибками на уроках русского языка
Формирование регулятивных действий при работе над ошибками на уроках русского языка
Необходимо сформировать в учащихся не только понимание важности правильной речи, но навыки корректировки собственных письменных текстов в соответствии с нормативными требованиями. Этому будет способствовать целенаправленная работа учащихся на протяжении учебных лет над собственными ошибками, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельная. Таким образом, речь идет о формировании регулятивных действий учащихся при работе над ошибками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных действий при работе над ошибками на уроках русского языка»
Формирование регулятивных действий при работе над ошибками
на уроках русского языка.
Дементьева Ирина Викторовна –
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №4 г.Сыктывкара РК
Повышение грамотности путем выработки навыка орфографической зоркости – одна из наиболее важных актуальных задач в обучении русскому языку. На каждом уроке учитель русского языка сталкивается с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления.
Как показывает моя многолетняя педагогическая практика, заинтересованность только одного учителя в работе над ошибками малоэффективна. Необходимо сформировать в учащихся не только понимание важности правильной речи, но навыки корректировки собственных письменных текстов в соответствии с нормативными требованиями. Этому будет способствовать целенаправленная работа учащихся на протяжении учебных лет над собственными ошибками, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельная. Таким образом, речь идет о формировании регулятивных действий учащихся при работе над ошибками.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
целеполагание — постановка учащимся самостоятельно учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено им, и того, что ему еще неизвестно;
планирование — составление плана и последовательности действий для достижения положительного результата;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения учащимся знаний;
контроль — сравнение способа действия и его результата с заданным учителем эталоном с целью обнаружения собственных ошибок, т.е. отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение учащимся необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения оптимального результата;
оценка — осознание учащимся того, что им уже усвоено и что еще необходимо усвоить, а также осознание уровня качества усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Формирование и развитие регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: при работе в парах, группе, при выполнении различного рода творческих заданий, в том числе в работе над ошибками. В процессе обучения учащийся учится ставить перед собой конкретную цель, планировать свою деятельность, учится оценивать степень трудности выполнения учебной задачи, находить пути решения, затем выбирать оптимальные решения и оценивать собственные результаты, соотнося их с предложенным эталоном, учится корректировать при необходимости свою работу.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками также воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Эффективность работы над ошибками в условиях класса учащихся разного уровня усвоения учебного материала зависит от:
систематичности её проведения;
разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
Работа над ошибками традиционно проводится после контрольных работ по изученной теме или целого раздела, а также после каждого диктанта, изложения и сочинения. Во время проверки работы необходимо провести классификацию допущенных учащимися ошибок, занося их количество в диагностическую карту (Приложение №1). Для каждого класса в соответствии с результатами контрольной работы создаю выборочную диагностическую карту на основе приведенной.
Таким образом, ориентируясь на проведенный анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения, предварительно отбираю для фронтальной работы с классом слова, которые вызвали затруднения у большинства детей при выполнении контрольной работы (диктанта, сочинения, изложения).
Урок работы над ошибками.
Этап 1. Целеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Это процесс выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности); совместной работы учащихся и учителя по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности.
Учитель в современных условиях преподавания ФГОС должен не транслировать свою цель, а создать условия для вовлечения каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь когда ученик осознает смысл поставленной перед ним учебной задачи, только тогда он воспринимает ее как лично для него значимую, и в итоге его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Ученик благодаря своей внутренней мотивации ставит перед собой цель: познать, понять, найти и доказать.
Выделяют три уровня реализации целеполагания:
Традиционный, когда учитель сам объявляет цель урока
Совместный, когда учащиеся совместно с педагогом формулируют одну цель, общую для всех.
Личностный, когда ученик самостоятельно и осознанно определяет свою цель
Урок работы над ошибками предполагает как совместный, так и личностный уровень целеполагания. При условии, когда учитель предлагает детям самостоятельно сформулировать цель урока, тем самым ставит их в активную позицию, формируя универсальное умение целеполагания.
Начало урока над ошибками - это совместный поиск ответа на вопрос: «Для чего необходимо знать (уметь)….? Варианты активации: к доске вызывается ученик, который записывает под диктовку несколько слов из диктанта, в которых данный ученик допустил ошибки (подбираются слова с типичными для этого диктанта ошибками). Предлагаю классу проверить правильность написания слов: «У кого из вас допущены такие же ошибки? Кто вспомнил, в какой работе мы писали эти слова? Так чему будет посвящен сегодняшний урок?» После наводящих вопросов учителя учащиеся легко формулируют цель урока, тем самым мотивируя свою дальнейшую деятельность. Сильные учащиеся смогут сформулировать собственные цели предстоящего урока, ориентируясь на допущенные ошибки в своих контрольных работах.
Этап 2. Следующий этап урока – планирование – начинаю с ряда вопросов учащимся: «Что и как нужно сделать, чтобы получить правильный ответ?», «Как это будем делать?»
Для успешной работы над ошибками предлагаю учащимся 5 класса создать памятку. С помощью моих наводящих вопросов дети приходят к ее созданию. Вот пример подобной памятки:
КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ:
1. Выписать слово с орфографической ошибкой. Графически выделить орфограмму.
2. Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
3. Придумать и записать свои собственные предложения с этим словом. Графически выделить орфограмму.
Этап 3. Этап прогнозирования происходит перед началом работы: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?», «Достаточно ли знать …..для выполнения этого задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?». Обсудив возможные пути решения проблемы, ученики приступают к работе, применяют алгоритм памятки на практике.
Этап 4. Начинается осуществление учебных действий учащимися. В процессе работы с использованием этой простой, на первый взгляд, памятки ученик одновременно совершает несколько мыслительных операций, что способствует закреплению навыка по использованию правила. При выполнении третьего пункта памятки развивается речь учащегося. Необходимо требовать от ребят, чтобы их предложения были различными по синтаксическим конструкциям. Например, дети охотно создают предложения на самые различные темы, которые непосредственно их касаются: «Моя семья», «Вид из моего окна», «Мое любимое время года» и т.д. Можно усложнить задание, предложив использовать художественные средства выразительности.
Этап 5. Групповая работа
Также полезно провести групповую работу над ошибками. После изученной темы каждый учащийся должен составить словарный диктант «Мои ошибки» по итогам выполненных и проверенных учителем домашних работ. На уроке повторения изученной темы класс делится на группы по 4 человека. Участники групп обмениваются своими словарными диктантами, классифицируют часто встречающиеся ошибки по орфограммам, записывают их в таблицу, заранее подготовленную учителем для слабых групп. Группы сильных учащихся самостоятельно заполняют таблицу, определяя перечень орфограмм. Для этой цели также можно использовать диагностические карты. Далее представитель каждой группы озвучивает результаты работы своей группы, которые фиксируются на доске. Совместно с учителем делается обобщение наблюдений, создается алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Затем можно провести небольшой тест или дать практическое задание на выявление степени усвоения данного учебного материала.
Этап 6. Далее проводятся взаимопроверка и взаимооценивание групп, т.е. этап контроля и самоконтроля. Примерные вопросы к учащимся: «Все согласны с мнением одноклассника? Если «нет», докажите свое мнение», «Прав ли он? Приведи в пример правило», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Проверил по словарю?», «Поменяйтесь тетрадями, найдите друг у друга ошибки» и т.п.
Групповая работа используется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Использование групповой работы вызвало интерес учащихся к предмету, постепенно повысился их уровень знаний, ребята научились критически мыслить, научились самооцениванию и взаимооцениванию, расширился круг знаний учащихся. Дети научились не только работать вместе, дружно, но и было привлечено внимание к работе слабых детей, а сильные дети смогли проявить творчество и фантазию.
Такая работа дает возможность обучить ребят планировать учебное сотрудничество (коммуникативное УУД), а также формирует у учащихся умение предвосхищать результаты своих действий и прогнозировать возможные пути предупреждения ошибки (регулятивные УУД).
Этап 7. Рефлексия. В конце урока работы над ошибками необходимо подвести его итог. Учащиеся отчитываются за проделанную работу индивидуально или от лица группы, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится групповая рефлексия на уроке.
- Чему научились на уроке?
Что же такое орфограмма?
Что интересного вы узнали о …..?
Какую роль играют ….. .?
Кто остался доволен своей работой?
За что вы себя можете похвалить?
Выставление оценок за урок.
Также можно использовать индивидуальную форму рефлексии: самооценивание учащихся с помощью дескрипторов (листы самооценивания). Для ученика основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. «Самореализация» - умение выявить свои способности, талант, дать себе верную оценку и достигнуть самовыражения, умение реализовать свои способности. Лист самооценивания можно оформить на одном листе с диагностической картой в виде небольшой отдельной таблицы:
да
нет
1.
Я чисто и аккуратно пишу в тетради
2.
Я рассказал правило
3.
Я подбирал однокоренные слова
4.
Я разобрал слово по частям
5.
Я помогал своей группе
6.
Допиши предложения:
Я узнал…
Я научился ….
Я попробую…
Теперь я могу…
Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность, помогает ученикам осмыслить полученные результаты, наметить цели будущей работы.
Анализируя уроки работы над ошибками, я увидела преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.), таким образом, формируется мотивация учения и обучения. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение, меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи, которая воспитывает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, кроме того, между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
В заключение хочется отметить, что самое важное в работе над ошибками - добиться того, чтобы учащиеся осмысленно стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Приложение.
Диагностическая карта ошибок
Ученик_________________________Класс___________
Орфография
1
Проверяемые безударные гласные и согласные в корне
2
Непроверяемые безударные гласные и согласные в корне
3
Буквы И, А, У после шипящих
4
Разделительные Ь и Ъ
5
Разделительное написание предлогов с другими словами
6
Употребление и неупотребление Ь на конце шипящих
7
Употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных
8
Гласные и согласные в приставках; -З и -С на конце приставок
9
Буквы О-А в корнях с чередованием
10
Буквы Е-И в корнях с чередованием
11
Буквы О-Е после шипящих в корне слова
12
Буквы Ы-И после Ц
13
Большая буква и кавычки в именах собственных
14
Соединительные гласные в сложных словах
15
Буквы Е-И в падежных окончаниях имен сущ-х
16
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окон. и суфф. существ. и прилаг.
17
Безударные гласные в окончаниях прилаг-х (причастий с 7 класса)
18
НЕ с глаголами (деепричастиями с 7 класса)
19
-ться, -тся в глаголах
20
Правописание окончаний глаг. 1 и 2 спряжения
21
Гласные в приставках пре-, при-
22
НЕ с сущ-ми, прил-ми, причастиями, наречиями
23
Суффикс –чик-, -щик-
24
Гласные в суфф. существительных –ек- и –ик-
25
-Н- и –НН- в суфф. прил., прич., отглаг. прил., наречий
26
Правописание числительных
27
НЕ и НИ в местоимениях и наречиях
28
Гласные в суфф. прил., глаголов –ова-(-ева-); –ива- (-ыва-)
29
Гласные в суфф. действит. и страдат. причаст. настоящего времени
30
Гласные перед -Н- и –НН- в страдат. прич. и отглагольн. прил-х
31
Слитное, раздельное, написание через дефис
32
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий
33
Ь после шипящих на конце наречий
34
О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
35
Слитное и раздельное написание производных предлогов
36
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
ПУНКТУАЦИЯ
1
Запятая между однородными членами
2
Запятая между частями сложного предложения
3
Запятая при обращении и при междометии
4
Знаки препинания при прямой речи и диалоге
5
Запятая при причастном обороте
6
Запятая при дееприч. обороте и одиночном деепричастии
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}