Просмотр содержимого документа
«"Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника" (статья)»
Бурылова Ольга Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №36 г. Златоуст
Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника
Речевая культура человека –
зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. В настоящее время состояние русского языка вызывает беспокойство. Резко снижается уровень повседневного общения между людьми. Со стороны средств массовой информации обрушивается поток грубых, нецензурных слов. Поэтому вопрос совершенствования речевой культуры учащихся в настоящий момент очень актуален.
Низкая речевая культура учащихся, бессвязная, невыразительная и логически непоследовательная речь, неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства, недостаточное проявление творческих способностей учащихся – проблемы, с которыми я столкнулась на уроках русского языка и литературы.
Перед нами, педагогами, стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки,
поэтому учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и сложный, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках русского языка и не только, надо научить ребят пользоваться родным словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.
Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся на уроках русского языка и литературы?
Своими уроками стремлюсь разбудить творчество, являющееся самым мощным импульсом в развитии ребёнка. Меня радуют работы моих учеников, где они проявляют желание осмыслить мир по-своему.
Учить ребенка говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, это значит расширять его жизненный опыт. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально.
Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций.
Игра со словом расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях.
Игра «Лучший редактор» (исправь речевые ошибки)
В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ – 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)
«Вставь слово»
1) По теме «Глагол» 6 класс
По неизвестным причинам дельфины иногда сами (что делают?) ... на берег. Рыбаки говорят, что они (что делают?) ... погоней за рыбой и (что делают?) … на мель. Дельфины (что сделают?) … , если им (что делают?) … люди. Но (что сделать?)… дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно (что делают?) … . Многие из них так (что делают?) …. , что тонут, если их (что сделать?) … в воду.
2) По теме «Имя прилагательное» 6 класс
А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?) … птичкой, а (какой?) ... звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей.
« Составь рассказ по его началу»
1. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
2. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…
Кто больше? – подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).
Лексическая игра «Составь самое большое предложение». Суть игры заключается в следующем: составить одно связное предложение, используя как можно больше словарных слов.
« Орфоэпические минутки». Расставить ударение в предложенных словах.
На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия, четырёхстишия.
…ручей,
…ничей.
…год,
… народ.
...доска,
…тоска.
…урок,
…звонок.
Вот что у них получается: Скоро будет Новый год,
Ждёт подарков весь народ.
Такие «Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.
На уроках литературы ребята рисуют и защищают свои иллюстрации к произведениям, предлагаю «Проба пера» (например, придумать продолжение рассказа, сочинить стихотворение)
Таким образом,систематическое использование различных методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают творческие работы с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность учащихся.
Много веков назад Сократ произнёс удивительно ёмкую фразу: ”Заговори, чтоб я тебя увидел!” Действительно, речь - своего рода зеркало человека: из неё можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Л. Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014.
2. Жукова Л. О. Содержание «культуры речи» как раздела курса русского языка в общеобразовательных учреждениях. // Русский язык и литература. – 2008. - №6.
3. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. – М.: Наука, 1995.
4. Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников.//– Оренбург.- 1999.
5. Вартарьян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982
6. Голуб, И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М. : Айрис-Пресс, 2007.