Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка при работе со словарями»
Формирование познавательных универсальный учебных действий при работе со словарями на уроках русского языка в начальной школе
Татаркина Анна
студентка 4а группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные перемены в представлении о целях образования и путях их реализации. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и недостаточной разработанностью эффективных средств их формирования. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Новые социальные запросы, отраженные в тексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
«Универсальные учебные действия» – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию, посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, что обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Подходы к формированию универсальных учебных действий, учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Работа со словарями на уроках русского языка открывает возможности для формирования познавательных УУД младших школьников, а именно логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке (3). Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом (1). Словари делятся на энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари описывают мир, объясняют понятия, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, о выдающихся событиях (войнах, революциях, открытиях) (2).
Словари лингвистические содержат информацию о словах. Объект описания в лингвистическом словаре – единица языка, чаще всего слово.
Проанализировав словари в учебниках русского языка УМК «Школа России» разных авторских коллективов - В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и Л. М. 3елениной, Т.Е. Хохловой, можно заметить, что список предлагаемых словарей широк. Однако данных заданий недостаточно, чтобы в полной мере сформировать познавательные УУД, следовательно, трудно педагогу организовать работу со словарем систематично. Поэтому возникает необходимость в разработке заданий для работы со словарем, направленных на формирование познавательных УУД на уроках русского языка.
В сборнике представлены 30 заданий, которые позволяют обращаться к словарям, как к источникам дидактического материала. Конечно, предлагаемые задания используются в сочетании с другими упражнениями (грамматико-орфографическими, упражнениями по развитию речи и т.д.): задания на работу с толковым, фразеологическим, орфоэпическим, синонимов, антонимов, орфографическим словарями.
Все задания в сборнике разбиты на блоки.
Задания, направленные на формирование умения осуществлять для решения учебных задач операции классификации.
Например,
Соотнесите слова из первого столбика со словами из второго столбика (найдите слова-синонимы для первого столбика во втором). При необходимости обращайтесь к словарю синонимов.
Неразговорчивый
Непрестанный
Невнимательный
Ненормальный
Неистовый
Неплодородный
Неудачливый
Несложный
Несерьезный
Бесплодный
Безуспешный
Беспрерывный
Буйный
Ошибочный
Молчаливый
Простой
Безумный
Легкомысленный
Задания, направленные на формирование умения осуществлять для решения учебных задач операции синтеза.
Например:
Посмотрите, какой сегодня чудесный, солнечный день. Весной вся природа оживает, все зацветает, зеленеет. Все мы раду этому событию. И поэтому сейчас предлагаю вам следующее задание.
Выпишите из орфографического словаря слова–растения. Подчеркните в них буквы, написание которых нужно запомнить.
Задания, направленные на формирование умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа.
Например:
Старый, старик, старинный, старушка, стародавний
Запишите однокоренные слова, в соответствии со значением. Какой словарь вы будете использовать?
Задания, направленные на формирование умения извлекать нужную информацию, находить ее самостоятельно в словарях.
Например:
Прочитайте. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет? Проверьте правильность выполнения в словаре фразеологизмов.
Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.
Задания, направленные на формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной форме.
Например:
Кто подберет больше имен существительных к данным именам прилагательным?
Подберите синонимы к именам прилагательным с помощью словаря синонимов.
Задания, направленные на формирование умения осознавать познавательную задачу.
Например:
Прочитайте.
Собака без шляпы;
Жаба-домоседка;
Злая медсестра Здоровяка;
Наш Иванушка смеется - вынул шайбу из болотца;
Черносмолка без трех троллей;
Разгадайте известные фразы (предложения, названия сказок, песен), при условии, что каждое слово зашифровывается, заменяется его антонимом. Вы можете использовать словарь антонимов.
Таким образом, одним из важных направлений в развитии познавательных УУД учащихся начальных классов является работа со словарями – книгами, в которых слова собраны по определенному признаку. Словари выполняют множество функций: фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.
Кроме того, словари являются незаменимыми помощниками в процессе обучения: работа со словарями содействует повышению общей речевой культуры, воспитывает познавательные интересы вообще и интерес к русскому языку в частности, открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Список литературы:
Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983.
Протченко И. Ф. Словари русского языка: Краткий очерк. М., 1996.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. М., 1984
Яковлева Т.В. Работа со словарями на уроках русского языка» // Приложение к журналу «Начальная школа» - «Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению». М., 2002.