Просмотр содержимого документа
«Формирование всесторонне развитой личности на современном уроке»
Гавронская Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
специалист высшей категории
МБОУ «Школа № 78 Г. Донецка»
Формирование всесторонне развитой личности на современном уроке
Аннотация
Статья посвящена некоторым приёмам работы, посредством которых удаётся сформировать всесторонне развитую личность.
Автор отмечает, что каждый урок надо строить в соответствии с принципами целесообразности и логичности, т.е. все этапы урока должны отвечать поставленной цели. Она отмечает, что современная школа призвана реализовать модель обучения, которая базируется на диалоговых формах общения, активного взаимодействия и партнерства. Считает, что самым эффективным является новая технология развития критического мышления, потому что она создает условия для полноценного развития личности, направляет на самопознание, самосохранение и самоусовершенствование.
Ключевые слова
Современный урок, всесторонне развитая личность, инновация, интеллектуальная личность, умения, навыки.
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности формирования личности обучающегося активного умственного развития, а также творческих способностей. Таким образом, задание современного педагога – создать условия для самоутверждения, самореализации и саморазвития личности. Ключевыми принципами в работе педагога должна стать проблемность, сознательное усвоение информации обучающегося, заинтересованность, толерантность, эмоциональная раскрепощенность, психологическая комфортность. С помощью такого подхода мы не только будем передавать истину ребенку, а и учить находить её.
Поэтому, по моему мнению, весь учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на использование эффективных педагогических технологий, с помощью которых не просто обновлялись бы знания и умения, но и развивались бы такие качества учащихся, как познавательная деятельность, самостоятельность, умение находить знания, творчески выполнять задания.
Приветливое, искреннее, открытое, научное, эмоциональное общение – вот что такое уроки языка и литературы, на которых может не быть ни учителя, ни обучающегося, а только читатели, которые идут неизведанными литературными тропами, удивляются, спорят, делятся впечатлениями, узнают новое, учатся анализировать жизненные ситуации.
Учитель должен поставить перед собой четкое задание – научить обучающихся читать художественное произведение. А это предполагает вырабатывание таких умений:
- почувствовать скрытые мысли;
- видеть жизнь персонажей, их внутренний мир;
- делать выводы, представлять возможное продолжение произведения;
- находить ключевые слова, важные детали, нужные для понимания и осознания прочитанного.
Без этого нельзя сформировать глубоко мыслящую, творческую, интеллектуально развитую личность.
Чтобы обучающиеся полноценно воспринимали произведение, сумели его «прочитать», учитель может воспользоваться такими методическими приемами как «вхождение в произведение» и «внутренние параллели»
«Вхождение в произведение» - это осознание внутреннего мира героев, их мировосприятия, моральных ценностей, способа мышления, которое обеспечивает глубокое восприятие произведения.
Таким образом, рядом с проверенным на практике арсеналом педагог должен использовать новые формы занятий, методы и приемы, предлагать обучающимся дифференцированные проблемно-поисковые задания, упражнения, которые стимулируют к поиску аналогии, формируют критическое мышление. Социальные изменения в обществе досконально изменили ориентации в сфере образования. Инновационная философия обозначила главную стратегию педагогической деятельности: направление учебно-воспитательный процесс на формирование духовного мира личности, утверждение общечеловеческий ценностей, раскрытие и развитие потенциальных возможностей и способностей обучающихся, воспитать истинного патриота своего государства. Решение этих актуальных проблем возможно только на основе широкого внедрения новых педагогических технологий, направленных на развитие творческих сил, способностей и одаренности личности. Удачный выбор методов и приемов обучения в конкретных условиях, использование оптимальных педагогических технологий в конечном результате должны сформулировать такие личные качества ученика:
- когнитивные ( познавательные) – умение чувствовать окружающий мир, ставить вопросы, находить особое световосприятие, вступать в содержательный диалог или дискуссию, делать выводы;
- иметь собственную точку зрения, проявлять инициативу, быть нестандартным, неординарным;
- оргдеятельностные – умение поставить цель и достичь её, программировать действия, самоанализ и самооценка;
- коммуникативные – способность к неконфликтным взаимодействиям с другими субъектами и окружающим миром.
Таким образом, современная школа призвана реализовать модель обучения, которая базируется на диалоговых формах общения, активного взаимодействия и партнерства. Я считаю, что самым эффективным является новая технология развития критического мышления, потому что она создает условия для полноценного развития личности, направляет на самопознание, самосохранение и самоусовершенствование.
Поиск возможностей использования элементов инновационных технологий обучения в школе – сложных эмпирический процесс. Педагогу, который решил усовершенствовать и изменить свою учительскую практику, нелегко осознать, что ценны не только приемы и стратегии какой-нибудь технологии, а и те идеи и принципы, которые формируют их целостность и практичность.
Что это дает? Почему выбрали именно эту инновацию? Попробую доказать, потому что считаю, что изюминки педагогического творчества привлекут внимание многих коллег. Ведь самое главное в воспитании подрастающего поколения - заглянуть в мир его души и направить его потенциал в нужном направлении.
Жизнь… Человек… Растет ребенок… Кажется, это все – насквозь прекрасное. Но откуда тогда берутся равнодушие, подлость, хамство, пессимизм? Почему иногда забывается добро, благородство, достоинство? Заглянем в детские души. Это тайный клад чувств. Это, на первый взгляд, тщательно скрытая, закрытая от постороннего взгляда книга. Потихоньку, страница за страницей открываем ее – постепенно зачитываемся ею, всматриваемся в её удивительный мир, становясь при этом лучшими, мудрейшими, опытнейшими.
Именно на этой философской нотке, хочется рассказать про одну из важных методик – объединение человекоцентризма с новейшими технологиями. Это довольно актуально, потому что каждый на земле должен жить в согласии и любви, думать о будущем, быть готовым передать потомкам полученные вековые знания, мудрые законы вечного единства души и тела, оставаясь при этом Человеком.
Базируется система на эффективном объединении Вселенной и охрана души ребенка:
Человек
Понимание собственного Я
Я + Вселенная
Человекоцентризм на сегодняшний день приоритетный. Модель развития ориентирована на максимальное раскрытие потенциала каждого человека и социума в целом, создание условий для реализации всех интеллектуальных, культурных, творческих возможностей будущего поколения.
Чтобы ребенок воспринимал себя полноценным, духовно богатым, интеллектуально развитым, здоровым Человеком, учителю необходимо:
- стараться достичь наивысшей степени свободы личности и одновременно учить ребенка быть готовым брать на себя ответственность за Родину, общественность;
- утверждать инновационное в традиционном;
- создавать для человека условия для реализации всех её возможностей.
Традиционное обучение
Человекоцентризм
Передача знаний
Развитие способностей человека
Делай, как Я
Хочу заинтересовать вас
Авторитетность
Демократичность
Я – над вами
Я – вместе с Вами
Информация
Проблема – развязка
Заучивание
Создание ситуации успеха
Пропаганда
Сотрудничество
Пассивность
Активность
Действительно, человек – диво-Мир, диво-Вселенная, безграничный и неповторимый. Но как же бывает сложно найти себя в жизни, а значит стать счастливым.
Конечно, я не стремлюсь дать «рецепт» счастья, но искренне хочу помочь ребенку раскрыться, выявит потенциальные возможности, стимулировать его к саморазвитию и самоусовершенствованию.
Список использованной литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981
2. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 20002. - 265 с.
3. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет// Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175--179