Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Учебно-тематическое планирование по биологии
Класс – 9
Учитель – Сулименова А.К.
Всего часов –68, в неделю – 2
План контрольных работ –
Административных контрольных работ –
Планирование составлено на основе УМК В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание
Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов , В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой )
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание прилагаемых в тексте определений. Объяснять механизм образования хромосом.
Устный опрос. Заполнение таблицы.
Механизм образования хромосом.
§2.3
17
Изучение клеток растений и животных.
1
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №1.
Особенности строения растительной, животной ,грибной клеток.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.
Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты.
Делать учебный рисунок.
Выполнение практической работы»Изучение клеток растений и животных.
повторить по учебн. 6 кл. материал о бактериях.
18
Строение прокариот.Задания ГИА,
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Практическая работа №2
Прокариоты
Анаэробы.
Давать определение термину прокариоты.
Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.
Выполнение практической работы «Изучение клеток прокариот.»
2.7
19
Метаболизм .Ассимиляция и диссимиляция.
1
Комб.
Метаболизм
Ассимиляция
Диссимиляция
Фермент
Факты
Обмен веществ и превращение энергии-признак
живых организмов, основа жизнедеятельности клетки.
Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.
Называть : этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.
Устный опрос.
Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
2.8 вопросы 2,3 на с.61.
20
Энергетической обмен.
1
Комб.
Гликолиз
Брожение
Дыхание
Факты
Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.
Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции.
Факты: источники энергии организмов: солнечный свет, энергия химической реакции. Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла.
Перечислять способы питания клетки, использование поглощаемых клеткой веществ. приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. классифицировать организмы по способу питания. Давать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез, хемосинтез.
Затрата энергии- условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.
Давать определение терминам ассимиляция, ген. Свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белков.
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.
Объяснять сущность генетического кода.
Устный опрос.
§2.13
Вопр.к § 2.13
23
Деление клетки. Митоз
1
Комб.
Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.
Факты:
Деление клетки эукариот. биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, воспаление клеточных потерь в физиологических и патологических условиях)
Приводить примеры деления клетки у различных организмов.
Называть
Процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.
Устный опрос .
§2.14 вопр. 1 и 2 на стр.77, и 1 на стр. 81
24.
Зачёт по разделу «Клеточный уровень»
1
Урок контроля, оценки, коррекции знаний
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
Сущность и формы размножения- древнейший способ размножения . виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.
Дать определение понятию размножение. называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Устный опрос.
§3.1, §3.2
Вопр.на 1,2 на стр. 84
26
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.
Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение
Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. анализировать содержание основных понятий
Устный опрос.
§3.2. упр № 103, 106
27.
Онтогенез. Эмбриональный период.
1
Комб.
Онтогенез
Оплодотворение
Эмбриогенез.
Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать :-сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма.
Анализировать и оценивать :факторы риска на здоровье ,использовать приобрётенные знания для профилактики вредных привычек (курение ,алкоголизм, наркомания).
Устный опрос
§ 3.3и 3.4
28
Постэмбринальный период.Задания ГИА.
1
Комб.
Постэмбриональный период
Факты
Формы постэмбрионального периода развития.
Называть : начало и окончание постэмбринальногоразвития; виды постэмбрионального развития.
Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.
Использование Г. Менделя гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей.
Давать определение основным понятиям. воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм появления закономерностей моногибридного скрещивания
Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание
1
Комб.
Генотип
Гетерозигота
Гомозигота
Доминирование
Фенотип
Давать определения терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип и ,наоборот , по генотипу фенотип.
Устный опрос и решение задач.
§3.6 вопр.3.4 с.107.
31
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков
1
Комб.
Генотип
Дигибридное скрещивание
Полигибридное скрещивание
Фенотип.
Давать определения терминам. Описывать механизм закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания.
Устный опрос и решение задач.
§3.7 в.1 и2 с.110.
32
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Кроссинговер
Отличать сущность открытий Г.Менделя иТ.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены.
Устный опрос и тесты.
§3.8 в 1 с 112.
33
Взаимодействие генов.Задания ГИА.
1
Комб.
Аллельные гены.Генотип. Доминирование. Фенотип.
Давать определения терминам. Приводить примеры :-аллельного взаимодействия генов;-неаллельного взаимодействия генов.Описывать проявление множественного действия гена.
Устный опрос и сообщения уч-ся.
§3.9 в.2.,3 с.114
34.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
1
Комб.
Гетерогаметный пол Гомогаметный пол. Половые хромосомы.
Давать определение термину аутосомы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. решать генетические задачи.
Устный опрос , решение задач.
§3.10 в.2 с.117.
35
Практическая работа №3 «Решение задач по генетике»
Называть –основные формы изменчивости ;-нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Устный опрос ,работа по карточкам.
§3.11
37
Закономерности изменчивости:
мутационная изменчивость
Практическая работа №4
«Выявление изменчивости организмов».
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Геном .Мутации. Мутаген .Полиплоидия..
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных, геномных мутаций. Объяснять причины мутаций.
§3.12 в.1 с 122.
38
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
1
Комб.
Гомологический ряд. Селекция.
Закономерности
Учение о центрах происхождения культурных растений.
Называть практическое значение генетики .Приводить примеры пород животных сортов растений , выведенных человеком.
Работа с гербариями.
§3.13
39
Основные методы селекции растений,
животных, микроорганизмов.Задания ГИА.
1
Комб.
Гетерозис. Гибридизация .Мутагенез.
Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции животных и растений. Приводить примеры: -использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Устный опрос и решение тестов.
§3.13
40
Тестовая контрольная работа. По теме «Организменный уровень»
Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота фосфора. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.
Устный опрос.
§6.3
50
Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. Практическая работа №7
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Факты .Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Влияние собственных поступков на живые организмы.
Называть: современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы ,вызывающие
экологические проблемы.
Объяснять необходимость защиты окружающей среды.
Выполнение практической работы.
Повт.§4.1-10.3
51
Тестовая контрольная работа по теме «Популяционно- видовой , экосистемный ,биосферный уровни.»
1
Урок контроля и оценки знаний.
52
Раздел VII. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ
6 ч.
Развитие эволюционного учения
Ч. Дарвина.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Эволюция.
Искусственный отбор.
Закономерности .Положения учения Ч .Дарвина.
Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч, Дарвина. Приводить примеры научных фактов ,которые были собраны Ч.Дарвином.
Устный опрос.
53
Борьба за существование и естественный отбор..
1
Комб.
Борьба за существование. Естественный отбор Наследственная изменчивость
Давать определение понятиям .Называть : движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.
Устный опрос.
§7.4 в. 4 с 206.
54
Формы естественного отбора..
1
Комб.
Естественный отбор .
Давать определение основному понятию. Приводить примеры стабилизирующего отбора, движущего отбора .Выявлять относительность приспособлений.
Устный опрос и работа по карточкам.
§7.5 в.1 и 2 с 206.
55
Результат эволюции -приспособленность организмов к среде обитания. Практическая работа.
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Адаптация .Приспособительные особенности растений и животных.
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.
Выполнение практической работы.
завершить оформление практ. работы.
56.
Видообразование.Задания ГИА.
1
Комб.
Микроэволюция ..Географическое и экологическое видообразование.
Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического экологического видообразований.
Устный опрос.
§7.6 и7.7 в.2 и3 с217.
57.
Направления эволюции .Общие закомерности эволюции.