kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование урока по биологии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

                Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

                В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) 

Просмотр содержимого документа
«Планирование урока по биологии 9 класс »

МБОУ СОШ с. Камышки

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель Методического Зам. директора по УВР Директор школы

Совета__________/Трибунская Н.Д/ ___________ /Трибунская Н.Д/ ____________ /Харьков С.П./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии 9 классa

учитель биологии

Сулименова А.К.



2013-2014 учебный год











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

























Учебно-тематическое планирование по биологии

Класс – 9

Учитель – Сулименова А.К.

Всего часов –68, в неделю – 2

План контрольных работ –

Административных контрольных работ –

Планирование составлено на основе УМК В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание

Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов , В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой )

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, 9 класс. Изд-во «Дрофа», 2009 год

Дополнительная литература: Пименов А.В. Биология. Тесты. Реброва Л.В. «Активные формы и методы обучения биологии», Фросин В.Н. «Готовимся ГИА»



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля. Измерители.

Элементы дополнительного содержания

Д\З

Дата проведения












план



Факт





Введениие

3









1.

Биология - наука о жизни

1

Комб

Основные понятия

Биология

микология

бриология

альгология

палеоботаника

Давать определение термину биология.

Приводить примеры дифференциации и интеграции биолог. наук. Объяснять роль биологии в современном мире.

.

Устный опрос.


§1



2.

Методы исследования в биологии

1

Комб.

Наука.

Научный факт.

Гипотеза.

Теория.

Перечислять методы научного исследования.

Описывать этапы научного исследования.

Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения.

Устный опрос.

Этапы научного исследования.

§2



3.

Сущность жизни и свойства живого

1

Комб.

Жизнь.

Открытая

система.

Наследственность.

Изменчивость.

Давать определение понятию жизнь.

Называть свойства живого.

Различать процессы обмена у живых организмов.





Устный опрос.


§3




Раздел 1.

Молекулярный уровень

8









4.

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

Комб.

Мономер

Полимер

Биополимер.

Факты

Уровни организации живой природы.

Приводить примеры биополимеров.

Называть :

процессы ,происходящие

на молекулярном уровне;

уровни организации жизни элементы ,образующие уровень.

Устный опрос.


§1.1



5.

Углеводы. Липиды

1

Комб.

Углеводы.

Липиды.

Гормоны.

Факты

Классификация углеводов.

Приводить примеры веществ , относящихся к углеводам и липидам.

Называть;

-органические в-ва клетки;

-клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.



Устный опрос.

Писменн.работа.


§1.2;1.3



6.

Состав и строение белков


1

Комб.

Белки(протеины ,полипептиды)

Глобула.

Денатурация.

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка.

Называть: связь, образующую первичную структуру белка;

вещество –мономер белка.

Устный опрос.




1.4.



7

Функции белков.


1

Комб.

Фермент

Гормон.

Факты

Функции белков:

строительная, каталитическая, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая

Называть функции белков.

Описывать проявление функций органических веществ.

Давать определение основным понятиям.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Устный опрос,

тест.


1.5



8

Нуклеиновые кислоты

1

комб.

Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК, РНК.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

называть нахождение молекул ДНК в клетке, мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функций. Доказывать, что нуклеиновые кислоты- биополимеры

Устный опрос


§ 1.6.



9

АТФ, биологические катализаторы и другие органические соединения клетки

1

Комб.

Макроэргическая связь. АТФ- уникальный источник энергии. Катализ, катализаторы, фермент, активный акцептор

Называть структурные компоненты и функцию АТФ.

Описывать механизм освобождения и выделения энергии

Устный опрос.


§1.7-1.8,



10

Вирусы. Задания ГИА.

1

Комб.

Капсид, паразит

Давать определение термину паразит, перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемые вирусами. Описывать цикл развития вируса

Устный опрос.

Сообщения уч-ся.


§1.9

Подготовится к тестовой работе.



11

Тестовая работа по

теме 1.1

1

Урок контроля и оценки знаний.









Раздел II. Клеточный уровень

14









12

Основные положения клеточной теории

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цитология.

Факты

Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов.

Теория

Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть :

-жизненные свойства клетки;

-положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов. .

Устный опрос,

заполнение таблицы.

Нарушения в строении и

функционировании клеток –одна из причин заболеваний

организмов.

Д\з2.1 и вопрос №3.



13

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана


1

Комб.

Органоиды, Цитоплазма, пищеварительная вакуоль.

Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть способы проникновения веществ в клетку;

функции клеток. Описывать строение клеточной мембраны

Устный опрос.

Фагоцитоз и пиноцитоз.,

§2.2, вопросы 2.4

на стр.

45.



14

Органоиды цитоплазмы .

.

1

Комб.

Органоиды.

Цитоплазма.



Факты

Цитоплазма эукариот. Органеллы цитоплазмы: ЭПС, рибосомы, лизосомы, аппарат Гольджи, их структуры и функции.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органоиды клеток эукариот.

Называть :-органоиды цитоплазмы;

-функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Устный опрос.

Заполнение таблицы.

Внутриклеточное переваривание.

2.4 и 2.5.вопросы 2 и 3 на с51.



15

Органоиды цитоплазмы(продолжение)Задания ГИА.

1

Комб.

Кристы

Граны

Цитоскелет

Центриоль

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть: органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.



Приводить примеры клеточных включений.

Устный опрос.

Заполнение таблицы.

Факторы,определяющие число митохондрий в клетке: энергетические затраты, возраст.

2.5 и2.6.вопросы №1,2,3,4 на с58.



16.


Ядро


Комб.

Диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариотип, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание прилагаемых в тексте определений. Объяснять механизм образования хромосом.

Устный опрос. Заполнение таблицы.

Механизм образования хромосом.

§2.3



17

Изучение клеток растений и животных.

1

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №1.

Особенности строения растительной, животной ,грибной клеток.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты.

Делать учебный рисунок.

Выполнение практической работы»Изучение клеток растений и животных.


повторить по учебн. 6 кл. материал о бактериях.



18

Строение прокариот.Задания ГИА,

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа №2



Прокариоты

Анаэробы.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.

Выполнение практической работы «Изучение клеток прокариот.»


2.7



19

Метаболизм .Ассимиляция и диссимиляция.

1

Комб.

Метаболизм

Ассимиляция

Диссимиляция

Фермент

Факты

Обмен веществ и превращение энергии-признак

живых организмов, основа жизнедеятельности клетки.

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Называть : этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Устный опрос.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

2.8 вопросы 2,3 на с.61.



20

Энергетической обмен.

1

Комб.

Гликолиз



Брожение

Дыхание

Факты

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции.

Устный опрос


2.9 вопросы №2,3.



21

Питание клетки. Хемосинтез.

Фотосинтез. Гетеротрофы

1

Комб.

Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы, питание, фотосинтез, фотолиз.

Факты: источники энергии организмов: солнечный свет, энергия химической реакции. Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла.

Перечислять способы питания клетки, использование поглощаемых клеткой веществ. приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. классифицировать организмы по способу питания. Давать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез, хемосинтез.

Устный опрос


§2.11. вопр. 1 на стр 65, 2и 3 на стр 69



22

Синтез белков в клетке

1

Комб.

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция. Факты:

Затрата энергии- условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Давать определение терминам ассимиляция, ген. Свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белков.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Устный опрос.


§2.13

Вопр.к § 2.13



23

Деление клетки. Митоз

1

Комб.

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Факты:

Деление клетки эукариот. биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, воспаление клеточных потерь в физиологических и патологических условиях)

Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Называть

Процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.

Устный опрос .


§2.14 вопр. 1 и 2 на стр.77, и 1 на стр. 81



24.

Зачёт по разделу «Клеточный уровень»

1

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.




Повт.оразм. живых организмов.




Раздел III. Организменный уровень

15 ч.









25

Бесполое размножение организмов

1

Комб.

Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Факты:

Сущность и формы размножения- древнейший способ размножения . виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.

Дать определение понятию размножение. называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Устный опрос.


§3.1, §3.2

Вопр.на 1,2 на стр. 84



26

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.


1

Комб.

Гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Факты:

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. анализировать содержание основных понятий

Устный опрос.


§3.2. упр № 103, 106



27.

Онтогенез. Эмбриональный период.

1

Комб.

Онтогенез

Оплодотворение

Эмбриогенез.

Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать :-сущность эмбрионального периода развития организмов; рост организма.

Анализировать и оценивать :факторы риска на здоровье ,использовать приобрётенные знания для профилактики вредных привычек (курение ,алкоголизм, наркомания).

Устный опрос


§ 3.3и 3.4



28

Постэмбринальный период.Задания ГИА.

1

Комб.

Постэмбриональный период

Факты

Формы постэмбрионального периода развития.

Называть : начало и окончание постэмбринальногоразвития; виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.

Устный опрос.


§3.4 вопр.2. 3 с. 99



29

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Комб.

Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии.

Факты:

Использование Г. Менделя гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей.

Давать определение основным понятиям. воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм появления закономерностей моногибридного скрещивания

Устный опрос.


§3.5 упр.№ 114, 116, 117, 119. Вопр. 1, 2 на стр. 104



30

Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание

1

Комб.

Генотип

Гетерозигота

Гомозигота

Доминирование

Фенотип

Давать определения терминам гетерозигота, гомозигота, доминирование. Описывать механизм неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип и ,наоборот , по генотипу фенотип.

Устный опрос и решение задач.


§3.6 вопр.3.4 с.107.



31

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1

Комб.

Генотип

Дигибридное скрещивание

Полигибридное скрещивание

Фенотип.

Давать определения терминам. Описывать механизм закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания.

Устный опрос и решение задач.


§3.7 в.1 и2 с.110.



32

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Кроссинговер

1

Комб.

Гомологичные хромосомы. Локус гена .Перекрест. Конъюгация. Сцепленные гены.

Отличать сущность открытий Г.Менделя иТ.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Устный опрос и тесты.


§3.8 в 1 с 112.



33

Взаимодействие генов.Задания ГИА.

1

Комб.

Аллельные гены.Генотип. Доминирование. Фенотип.

Давать определения терминам. Приводить примеры :-аллельного взаимодействия генов;-неаллельного взаимодействия генов.Описывать проявление множественного действия гена.

Устный опрос и сообщения уч-ся.


§3.9 в.2.,3 с.114



34.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

Комб.

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол. Половые хромосомы.

Давать определение термину аутосомы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. решать генетические задачи.

Устный опрос , решение задач.


§3.10 в.2 с.117.



35

Практическая работа №3 «Решение задач по генетике»

1

Урок комплексного применения ЗУН.


1


Значение генетики в медицине и здравохранении.















36.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

1

Комб.

Вариационная кривая .Изменчивость.

Модификация. Норма реакции.

Называть –основные формы изменчивости ;-нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Устный опрос ,работа по карточкам.


§3.11



37

Закономерности изменчивости:

мутационная изменчивость

Практическая работа №4

«Выявление изменчивости организмов».

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Геном .Мутации. Мутаген .Полиплоидия..

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных, геномных мутаций. Объяснять причины мутаций.



§3.12 в.1 с 122.



38

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

Комб.

Гомологический ряд. Селекция.

Закономерности

Учение о центрах происхождения культурных растений.

Называть практическое значение генетики .Приводить примеры пород животных сортов растений , выведенных человеком.

Работа с гербариями.


§3.13














39

Основные методы селекции растений,

животных, микроорганизмов.Задания ГИА.

1

Комб.

Гетерозис. Гибридизация .Мутагенез.

Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции животных и растений. Приводить примеры: -использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Устный опрос и решение тестов.


§3.13



40

Тестовая контрольная работа. По теме «Организменный уровень»

1

Урок контроля и оценки знаний.





повторение.









.

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень

2











41.

Критерии вида.

Лабораторная работа №1.

«Изучение морфологического критерия

вида»


1

Комб.

Вид. Виды-двойники. Ареал.

Факты

Критерии вида: морфологический,генетический,физиологический,экологический,географический,исторический.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Характеризовать критерии вида.

Устный опрос и выполнение л\р.


§4.1 в.2 с134.





42

Популяции.

1

Комб.

Популяция.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций.

Устный опрос


§4.2



Раздел V. Экосистемный

уровень

5












Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экология .Популяция .Экосистема. Биоценоз .Биогеоценоз .

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть :предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки популяции.

Устный опрос.


§5.1 в.1 и3.





43

Состав и структура сообщества.

1

Комб.

Видовое разнообразие. Жизненная форма .Морфологическая структура. Пространственная структура. Трофическая структура.

Приводить примеры жизненных форм растений , водных наземных животных. Называть факторы , определяющие видовое разнообразие.

Устный опрос.Работа с карточками.


§5.2



44

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

«Выделение пищевых цепей Практическая работа №5

в искусственном биоценозе»

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Трофический уровень. Автотрофы. Гетеротрофы. Пищевая цепь. Поток вещества. Поток энергии.

Давать определение терминам. Приводить примеры организмов разных функциональных групп.

Выполнение практической работы.


§5.3



45.

Продуктивность сообщества.

1

Комб.

Видовое разнообразие. Биомасса. Взаимоотношения организмов.

Изучать процессы ,происходящие в экосистемах.

Устный опрос .Работа с карточками.


§5.4



46

Саморазвитие экосистемы.Задания ГИА,

1

Комб.

Экологическая сукцессия.

Называть типы сукцессионных изменений ,факторы , определяющие продолжительность сукцессии.

Устный опрос.

Типы равновесия: замкнутое сообщество ,приток органического вещ- ва извне.

§5.5



47.

Раздел VI.Биосферный уровень

5 ч.





















Биосфера. Среды жизни.

1

Комб.

Биосфера. Абиотические факторы.

Давать определение понятию биосфера. Называть :признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы.

Устный опрос.


§6.1



48












Средообразующая деятельность

организмов.Задания ГИА,

1

Комб.

Среды жизни. Гумус. Фильтрация.

Называть в- ва, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Устный опрос.


§6.2



49

Круговорот веществ в биосфере.

1

Комб.

Биогеохимические циклы. Биогенные элементы. Микроэлементы.

Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота фосфора. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Устный опрос.


§6.3



50

Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. Практическая работа №7

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Факты .Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Влияние собственных поступков на живые организмы.

Называть: современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы ,вызывающие

экологические проблемы.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Выполнение практической работы.


Повт.§4.1-10.3



51

Тестовая контрольная работа по теме «Популяционно- видовой , экосистемный ,биосферный уровни.»

1

Урок контроля и оценки знаний.








52

Раздел VII. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

6 ч.












Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Эволюция.

Искусственный отбор.

Закономерности .Положения учения Ч .Дарвина.

Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч, Дарвина. Приводить примеры научных фактов ,которые были собраны Ч.Дарвином.

Устный опрос.





53

Борьба за существование и естественный отбор..

1

Комб.

Борьба за существование. Естественный отбор Наследственная изменчивость

Давать определение понятиям .Называть : движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Устный опрос.


§7.4 в. 4 с 206.



54

Формы естественного отбора..

1

Комб.

Естественный отбор .

Давать определение основному понятию. Приводить примеры стабилизирующего отбора, движущего отбора .Выявлять относительность приспособлений.

Устный опрос и работа по карточкам.


§7.5 в.1 и 2 с 206.



55

Результат эволюции -приспособленность организмов к среде обитания. Практическая работа.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Адаптация .Приспособительные особенности растений и животных.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Выполнение практической работы.


завершить оформление практ. работы.



56.

Видообразование.Задания ГИА.

1

Комб.

Микроэволюция ..Географическое и экологическое видообразование.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического экологического видообразований.

Устный опрос.


§7.6 и7.7 в.2 и3 с217.



57.

Направления эволюции .Общие закомерности эволюции.

1

Комб.

Макроэволюция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация.

Давать определение понятиям. Называть основные направления эволюции.

Устный опрос.


§7.8 7.9.



58.

РАЗДЕЛ.Возникновение и развитие жизни.

5 ч










Современные гипотезы происхождения жизни.

1

Урок изучения первичного закреплений знаний.

Гипотеза .Коацерваты. Пробионты. Гипотеза А.И. Опарина.

Давать определение термину -гипотеза. Называть этапы развития жизни.

Устный опрос.


§8.2 и8.3 в. С 236.



59

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней шей жизни.

1

Комб.

Палеонтология .Прокариоты. Эволюция. Эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Устный опрос.


§8.3



60.

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

Комб.

Ароморфоз. Выход растений на сушу Появление наземных животных.

Давать определение термину ароморфоз. Приводить примеры :растений и животных ,существовавших в протерозое и палеозое.

Устный опрос и работа по карточкам.


§8.6



61

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.Задание ГИА,

1

Комб.

Ароморфоз. Идиоадаптация.

Приводить примеры: растений и животных ,существовавших в этих эрах.

Устный опрос.


§8.7 и 8.8



62

Место и роль человека в системе органического мира.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Антропология. Антропогенез. Движущие силы антропогенеза.

Характеризовать стадии развития человека .Доказывать единство рас.

Сообщения уч-ся.


Повт.§2.1 -2.14



63.

ОБОБЩЕНИЕ

5 ч.










Клетка- структурная функциональная единица живого.

1

Урок обобщения систематизации знаний.

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Устанавливать взаимосвязь между строением функциями клеточных структур.

Разноуровневые тестовые задания.


§3.5-3.13.



64

Закономерности наследственности и изменчивости.

1

Урок обобщения знаний.

Закономерности наследования признаков , открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости.

Давать определения законам Менделя.

Разноуровневые тестовые задания.


Повт.§7.1- 7.8.



65

Становление современной теории эволюции.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.

Разноуровневые тесты.


Повт.§5.1-5



66

Взаимодействие организма среды обитания.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Биосфера ,её структура и функции. Биосфера и человек.

Характеризовать биосферу как живую оболочку планеты.

Разноуровневые тесты.


Подгот.к итоговой к\р



67

Повторение. Подготовка к ГИА










68

ИТОГОВАЯ контрольная работа..

1

Урок контроля и оценки знаний.



Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах.





68-


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Планирование урока по биологии 9 класс

Автор: Сулименова Анна Камалиевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Краткосрочное  планирование урока биологии: «Значение процесса пищеварения. Строение пищеварительной системы человека» "
    ["seo_title"] => string(139) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-biologhii-znachieniie-protsiessa-pishchievarieniia-stroieniie-pishchievaritiel-noi-sistiemy-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "208450"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430817774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе (УМК Пономаревой) "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-biologhii-v-6-klassie-umk-ponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "173872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424057771"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "планирование уроков биологии в 5 классе в контексте с требованиями ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(78) "planirovaniie-urokov-biologhii-v-5-klassie-v-kontiekstie-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446057033"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок  биологии  6 класса на тему:   «Размножение многоклеточных животных» "
    ["seo_title"] => string(86) "otkrytyi-urok-biologhii-6-klassa-na-tiemu-razmnozhieniie-mnoghoklietochnykh-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "126247"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128729"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Среднесрочное планирование по биологии в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(56) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-biologhii-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "204745"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429716913"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства