kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Актуальность опыта обусловлена противоречиями:
• между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая  подготовка по информатике  и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
• между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
• между знаниями по информатики, полученными на уроках информатики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.
Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрас¬тающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использо¬вать необходимые знания.
Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обуче¬ния позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает мне перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития само-стоятельной деятельности учащихся.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая пространственно-предметная среда школы, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу¬чения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, уме¬ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Цель и задачи, решаемые в опыте
Цель опыта: использовать информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
• оптимальное развитие способностей учащихся по информатике и ИКТ, посредством внедрения мультимедийной продукции;
• усиления связи знаний по информатике с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
• создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
• внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики" »

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Раздел I 
Информационно – справочные сведения об опыте

1.1. Тема опыта

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей»

1.2. Новизна опыта.

Усовершенствование методики использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, присутствуют элементы эвристики.

Способ получения нового: научно-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная работа. Разработка и апробация мультимедийной продукции.

1.3. Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость:

с 2010 года.

1.4 Сведения о том, какими материалами представлен опыт (перечень некоторых материалов):

  • «Поисковая работа»

  • «Информатика. Информация. Компьютер»

  • «Логическая информация. И основы логики»

  • «Преобразование информации по заданным правилам»

  • «Система контрольного черчения «Компас»

  • «Кроссворды учащихся 5-10 класса»

Раздел II. 
Технологические сведения об опыте.

2.1. Актуальность опыта обусловлена противоречиями:

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая подготовка по информатике и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;

  • между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;

  • между знаниями по информатики, полученными на уроках информатики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.

Если развитие фундаментальной науки опережает их отражение в содержании образования на 5-7 лет, то средства ИКТ опережает возможности человека по их эффективному использованию на 2-15 лет, поэтому возникает острая проблема соответствующей перестройки всей системы образования.

Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.

Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.

В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрас­тающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использо­вать необходимые знания.

Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обуче­ния позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.

Применение информационно-коммуникационных технологий помогает мне перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития само­стоятельной деятельности учащихся.

Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.

Новейшие технические средства, хорошая пространственно-предметная среда школы, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.

Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, уме­ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

2.2 Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель опыта: использовать информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей.

Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:

  • оптимальное развитие способностей учащихся по информатике и ИКТ, посредством внедрения мультимедийной продукции;

  • усиления связи знаний по информатике с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;

  • создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;

  • внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте

Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.

При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

  • реализация на уроке всех дидактических принципов;

  • создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
    При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.

  2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, практическая работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

  3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых

  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование, контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.

Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение уроков с межпредметными связями, ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.

Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения

2.4. Технология опыта

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование готовых ЦОР с учетом понимания важнейшей их особенности - интерак­тивности, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

  • повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала; лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;

  • формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;

  • развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;

  • раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;

  • оперативность и объективность контроля знаний. Дополнительными условиями достижения целей и задач образования, развития и воспитания считаю: расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только информатики и ИКТ, но и других предметов.

Выделяю пять видов педагогической деятельности:

  • проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.

  • прогностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся. Возможности Интернет-технологий, электронных энциклопедий и справочников, электронных таблиц и баз данных в этой деятельности будут как нельзя более кстати.

  • конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога можно успешно использовать электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.

  • коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.

  • организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности. Программные средства, которые могут быть здесь использованы: различные редакторы, тесты, обучающие программы, а также Интернет-технологии.

2.5. Результативность.

Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня подготовки по информатике и ИК

Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года

Предмет

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Информатика и ИКТ

95

100,0

100,

100,0


Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года


Предмет

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Информатика и ИКТ

100%

93,3%

100%

100%

Качество знаний по итогам года соответствует оптимальному уровню


Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по информатике и ИКТ

Учебный год

Качество знаний

2010 год

100%

2011 год

100%

2012 год

100%



Наблюдается позитивная динамика результата государственной (итоговой) аттестации по школе по информатике и ИКТ.


Участие обучающихся (воспитанников) в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.


№ п/п

Наименование конкурса

Фамилия, имя участника

Тип диплома

Год

Всероссийский уровень

1.

Игровой конкурс «КИТ –компьютеры, информатика, технологии»

Кабанова Алена

1-е место в районе

2010

Кущенков Дмитрий

7-е место в районе

Ерошенкова Екатерина

12-е место в районе

Ряжечкина Ольга

14-е место в районе

Кущенков Дмитрий

20 –е место в районе

2011

Лукашенок Евгения

24-е место в районе

Ряжечкина Ольга

25-е место в районе

Кравцов Олег

1-е место в районе

2012

Кабанов Константин

36-е место в районе

Кабанова Алена

4-е место в районе

Лукашенок Евгения

13-е место в районе

Половинкин Никита

14-место в районе

2013

Самарина Дарья

4-5-е место в районе

Антоненкова Арина

24-25-е место в районе

Харченков Максим

13-15-е место в районе

2.

Общероссийская олимпиада «Олимпус»

Лукина Александра

33-е место

Диплом участника

2013


Кацяман Екатерина

36-е место

Диплом участника

3.

Всероссийская олимпиада по предмету информатика

Константинова Александра

3-е место в регионе

2014

Антоненкова Арина

2 –е место в регионе

Носков Александр

1-е место в регионе

Муниципальный уровень

1.

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2009» в направлении «Творческие проекты учащихся»

Кущенков Дмитрий

Грамота

2009

2.

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2010» в направлении «Творческие проекты учащихся»

Кущенков Дмитрий

Грамота

Призер

2010

3.

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2011» в направлении «Творческие проекты учащихся»

Кущенков Дмитрий

Грамота

2011

4

Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2012» в направлении «Творческие проекты учащихся»

Кущенков Дмитрий

Грамота

2012





















































Рекомендации последовательности опыта

Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Опыт, описанный в данной работе, может быть использован учителями общеобразовательных школ. Для этого необходимо учителям провести:

  • диагностические исследования учащихся на выявления уровня обученности и индивидуальных особенностей.

  • анализ и выбор существующих мультимедийных ресурсов по информатике и ИКТ с целью применения в качестве элементов формируемого комплекса;

  • экспериментальную проверку эффективности метода тематического погружения на основе мультимедийного комплекса;

  • разумное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;

  • создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала темы;

  • создание графических моделей для использования в качестве шаблонов при решении задач;

  • продолжить создавать мультимедиапродукцию и пополнять медиатеку.

 

 





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Николаева Ольга Викторовна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114683

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства