Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики"
Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики"
~~Актуальность опыта обусловлена противоречиями:
• между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая подготовка по информатике и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
• между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
• между знаниями по информатики, полученными на уроках информатики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.
Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрас¬тающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использо¬вать необходимые знания.
Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обуче¬ния позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает мне перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития само-стоятельной деятельности учащихся.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая пространственно-предметная среда школы, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу¬чения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, уме¬ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Цель и задачи, решаемые в опыте
Цель опыта: использовать информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
• оптимальное развитие способностей учащихся по информатике и ИКТ, посредством внедрения мультимедийной продукции;
• усиления связи знаний по информатике с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
• создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
• внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики" »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Раздел I Информационно – справочные сведения об опыте
1.1. Тема опыта
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей»
1.2. Новизна опыта.
Усовершенствование методики использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, присутствуют элементы эвристики.
Способ получения нового:научно-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная работа. Разработка и апробация мультимедийной продукции.
1.3. Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость:
с 2010 года.
1.4 Сведения о том, какими материалами представлен опыт (перечень некоторых материалов):
между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая подготовка по информатике и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
между знаниями по информатики, полученными на уроках информатики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.
Если развитие фундаментальной науки опережает их отражение в содержании образования на 5-7 лет, то средства ИКТ опережаетвозможности человека по их эффективному использованию на 2-15 лет, поэтому возникает острая проблема соответствующей перестройки всей системы образования.
Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает мне перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая пространственно-предметная среда школы, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
2.2 Цель и задачи, решаемые в опыте
Цель опыта: использовать информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики и ИКТ, как средство повышения качества знаний учащихся и развитие их творческих способностей.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
оптимальное развитие способностей учащихся по информатике и ИКТ, посредством внедрения мультимедийной продукции;
усиления связи знаний по информатике с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
2.3. Педагогические средства, используемые в опыте
Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.
При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:
определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.
Урок закрепления знаний. Это: практикум, практическая работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование, контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.
Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение уроков с межпредметными связями, ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.
Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.
Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения
2.4. Технология опыта
Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.
Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование готовых ЦОР с учетом понимания важнейшей их особенности - интерактивности, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.
Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:
повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала; лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;
раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
оперативность и объективность контроля знаний. Дополнительными условиями достижения целей и задач образования, развития и воспитания считаю: расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только информатики и ИКТ, но и других предметов.
Выделяю пять видов педагогической деятельности:
проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.
прогностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся. Возможности Интернет-технологий, электронных энциклопедий и справочников, электронных таблиц и баз данных в этой деятельности будут как нельзя более кстати.
конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога можно успешно использовать электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.
коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.
организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности. Программные средства, которые могут быть здесь использованы: различные редакторы, тесты, обучающие программы, а также Интернет-технологии.
2.5. Результативность.
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня подготовки по информатике и ИК
Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Информатика и ИКТ
95
100,0
100,
100,0
Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Информатика и ИКТ
100%
93,3%
100%
100%
Качество знаний по итогам года соответствует оптимальному уровню
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по информатике и ИКТ
Учебный год
Качество знаний
2010 год
100%
2011 год
100%
2012 год
100%
Наблюдается позитивная динамика результата государственной (итоговой) аттестации по школе по информатике и ИКТ.
Участие обучающихся (воспитанников) в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
№ п/п
Наименование конкурса
Фамилия, имя участника
Тип диплома
Год
Всероссийский уровень
1.
Игровой конкурс «КИТ –компьютеры, информатика, технологии»
Кабанова Алена
1-е место в районе
2010
Кущенков Дмитрий
7-е место в районе
Ерошенкова Екатерина
12-е место в районе
Ряжечкина Ольга
14-е место в районе
Кущенков Дмитрий
20 –е место в районе
2011
Лукашенок Евгения
24-е место в районе
Ряжечкина Ольга
25-е место в районе
Кравцов Олег
1-е место в районе
2012
Кабанов Константин
36-е место в районе
Кабанова Алена
4-е место в районе
Лукашенок Евгения
13-е место в районе
Половинкин Никита
14-место в районе
2013
Самарина Дарья
4-5-е место в районе
Антоненкова Арина
24-25-е место в районе
Харченков Максим
13-15-е место в районе
2.
Общероссийская олимпиада «Олимпус»
Лукина Александра
33-е место
Диплом участника
2013
Кацяман Екатерина
36-е место
Диплом участника
3.
Всероссийская олимпиада по предмету информатика
Константинова Александра
3-е место в регионе
2014
Антоненкова Арина
2 –е место в регионе
Носков Александр
1-е место в регионе
Муниципальный уровень
1.
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2009» в направлении «Творческие проекты учащихся»
Кущенков Дмитрий
Грамота
2009
2.
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2010» в направлении «Творческие проекты учащихся»
Кущенков Дмитрий
Грамота
Призер
2010
3.
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2011» в направлении «Творческие проекты учащихся»
Кущенков Дмитрий
Грамота
2011
4
Конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании -2012» в направлении «Творческие проекты учащихся»
Кущенков Дмитрий
Грамота
2012
Рекомендации последовательности опыта
Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Опыт, описанный в данной работе, может быть использован учителями общеобразовательных школ. Для этого необходимо учителям провести:
диагностические исследования учащихся на выявления уровня обученности и индивидуальных особенностей.
анализ и выбор существующих мультимедийных ресурсов по информатике и ИКТ с целью применения в качестве элементов формируемого комплекса;
экспериментальную проверку эффективности метода тематического погружения на основе мультимедийного комплекса;
разумное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;
создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала темы;
создание графических моделей для использования в качестве шаблонов при решении задач;
продолжить создавать мультимедиапродукцию и пополнять медиатеку.