kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования и формирования нравственных ценностей у учащихся. Использование Мастерских ценностных ориентаций способствует воспитанию нравственных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям на уроках русского языка и литературы»

Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям

на уроках русского языка и литературы


ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования

Метапредметные результаты направлены на формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные результаты обучения по ФГОС – это совокупность ценностных отношений, качеств и характеристик, которые формируются у учащихся в процессе освоения основной образовательной программы. Они включают в себя формирование российской гражданской идентичности, воспитание нравственных качеств, развитие мотивации к обучению, готовность к саморазвитию и самоопределению.

Анализ учебных программ «Русский язык» и «Литература» позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся и формирования нравственных ценностей.

Использование нетрадиционных форм уроков русского языка и литературы помогает работать над формированием нравственных основ у школьников.

Форм нетрадиционных уроков много. Условно можно представить следующие виды нетрадиционных уроков:

1) уроки – экскурсии;

2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой));

3) уроки – дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;

4) бинарные уроки;

5) уроки – исследования;

6) уроки взаимообучения учащихся;

7) уроки – соревнования (викторины, конкурсы);

8) уроки – семинары.


На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о ценности и уникальности природы страны и родного края, о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.

     Самое главное – научить ребенка вдумчиво читать, работать с текстом, проводить словарную работу, анализировать слово, подбирать синонимы, антонимы, редактировать предложения. Если это небольшое по объему произведение литературы, его можно прочитать в классе, на уроке, а еще лучше – прослушать его чтение в исполнении мастера художественного чтения или учителя. Тогда данный текст учащиеся воспримут более эмоционально.

       

Художественная литература обладает богатым потенциалом в формировании нравственных основ жизни и расширяет кругозор учащихся разных возрастов, позволяет приобрести эмоциональный опыт, формирует художественный вкус.

        Стоит заметить, что каждое художественное произведение, изучение которого входит в школьную программу курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику почувствовать, увидеть эти проблемы с помощью различных видов работы на уроке и при выполнении домашних заданий. Они должны быть интересными и разнообразными. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

  Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.

В основе творческой технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Творческая мастерская – интеграция инновационного и традиционного опыта.

Принято различать творческие мастерские (ТМ) по жанрам:

- ТМ построения знаний;

- ТМ творческого письма;

- ТМ ценностных ориентаций;

- ТМ смешанного (интегрированного) типа.

ТМ направлены на формирование шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся. Стимулируя творчество учащихся, ТМ делают их активными участниками процесса обучения.


Мастерские ценностных ориентаций – это особая форма взаимодействия и общения детей и взрослых, в которой выстраивается новый духовный опыт, реализуются творческие силы личности и рождается ценностное отношение к себе, окружающим, жизни.

Можно представить своеобразный алгоритм мастерской в линейной цепочке.

Чужой опыт - свой опыт - дальнейшее творчество - исследование!

Занятие проводится как итоговое после изучения темы по творчеству писателя или поэта перед сочинением.

В качестве темы можно взять общечеловеческие нравственные понятия:

  • Свобода личная и национальная

  • Духовная культура

  • Здоровье нравственное

  • Родная земля

  • Самовыражение в творчестве

Эпиграф к уроку подбирается в соответствии с темой.

1. Запись слова или словосочетания, отражающих творчество писателя, важное для ученика.

- Какой-нибудь значительный для писателя или поэта вопрос (3мин.).

2. Прочитайте свои записи всем (Важное для себя запишите).

Полученные слова:…

Примеры вопросов:…(Материал для учителя появится после проведения уроков).

3. Слушая чтение отрывков, взятых из произведения писателя, стихов поэта, в 2 колонки выпишите слова или словосочетания, «горячие» и «холодные» (положительные и отрицательные).

- Тексты читаются вслух, дети пишут.

- Несколько человек (по желанию) читают свои записи.

4. Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике – какие захотите.

- Составьте с подчеркнутыми словами одно или два предложения, добавляя необходимые слова.

- Прочитайте вслух свои записи.

5. Напишите крупно слово (доброта, красота, нежность…), а рядом с ними напишите слова-ассоциации, которые приходят в голову, когда вы слышите это слово. (4 мин.). (Ассоциации самые разнообразные).

- Напишите размышление на тему…(Что важнее любовь или мечта?). (10-15 мин.).

Мастерские ценностных ориентаций решают задачи воспитания, дают возможность включить читательский опыт учащихся в духовный опыт жизни, открывать его гуманитарные смыслы... Мастерские ценностных ориентаций создают условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в толерантном взаимодействии с жизнью других людей.

Мастерские открывают прекрасную возможность для интеграции уроков литературы: привлечение живописи, музыки (тем более, имея такие современные технические средства), использование программного материала из предметов гуманитарного цикла, в частности истории.

Приемы, используемые на занятии:

- устное словесное рисование;

- создание психологического портрета;

- цветовые ассоциации;

- решение ситуационных задач.

Опыт включения мастерских в курс изучения литературы показывает, что они хорошо взаимно дополняют друг друга с традиционными уроками разных типов. Мастерская может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее, может готовить к сочинению и создавать проблемную ситуацию, находящую выход в научном исследовании. И даже самые трудные темы в мастерской оживают и становятся личностно-значимыми

Главным в мастерских становится ценность как переживаемое отношение, высокая значимость связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».

Целью мастерских является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие человеком их в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке. Именно в мастерских есть возможность поэтапно, увлекательно, с привлечением собственного жизненного опыта ребенка постигать литературное произведение. Моя цель не только пробудить желание читать, но и научить понимать и видеть главное в произведении.

Использования информационно-коммуникационных технологий при изучении литературы.

Посредством использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин становится возможным увеличение продуктивности такой исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала. В условиях создания проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации использование ИКТ в преподавании литературы способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся новые знания, умения и навыки.

Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения литературным материалом. В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по литературе и мультимедийные обучающие системы, целые «школы», позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Согласно наиболее распространенному определению, мультимедиа (мультимедиа средства) представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. Значит, применение мультимедиа средств в преподавании литературы предоставляет учителю возможность комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

Мультимедиа обеспечивают возможность повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.

Использование ИКТ в преподавании позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.


Воспитание ценностного отношения к природе осуществляется через проектную деятельность.  


Таким образом, от бережного отношения к природе к бережному отношению к человеку: формирование эмпатии через экологическое воспитание. опыт общения с природой, участие в экологических проектах, способствует формированию эмпатии, сопереживания и уважения к другим людям. Следует подчеркнуть, что забота о природе воспитывает не только экологическую ответственность, но и способствует формированию более широкого круга нравственных ценностей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коськина Елена Ивановна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "lichnostnyie-mietapriedmietnyie-i-priedmietnyie-riezul-taty-osvoieniia-kursa-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423306270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "адаптационная программа элективного курса по русскому языку развитие речи 2-4 классы "
    ["seo_title"] => string(93) "adaptatsionnaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-2-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "243983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445868137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка программы по литературе 7 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-proghrammy-po-litieraturie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446632309"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства