Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям на уроках русского языка и литературы
Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям на уроках русского языка и литературы
В содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования и формирования нравственных ценностей у учащихся. Использование Мастерских ценностных ориентаций способствует воспитанию нравственных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям на уроках русского языка и литературы»
Формирование ценностного отношения к природе и нравственным ценностям
на уроках русского языка и литературы
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования
Метапредметные результаты направлены на формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные результаты обучения по ФГОС – это совокупность ценностных отношений, качеств и характеристик, которые формируются у учащихся в процессе освоения основной образовательной программы. Они включают в себя формирование российской гражданской идентичности, воспитание нравственных качеств, развитие мотивации к обучению, готовность к саморазвитию и самоопределению.
Анализ учебных программ «Русский язык» и «Литература» позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся и формирования нравственных ценностей.
Использование нетрадиционных форм уроков русского языка и литературы помогает работать над формированием нравственных основ у школьников.
Форм нетрадиционных уроков много. Условно можно представить следующие виды нетрадиционных уроков:
1) уроки – экскурсии;
2) уроки – игры (деловые, ролевые (как часть деловой));
На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о ценности и уникальности природы страны и родного края, о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию.
Самое главное – научить ребенка вдумчиво читать, работать с текстом, проводить словарную работу, анализировать слово, подбирать синонимы, антонимы, редактировать предложения. Если это небольшое по объему произведение литературы, его можно прочитать в классе, на уроке, а еще лучше – прослушать его чтение в исполнении мастера художественного чтения или учителя. Тогда данный текст учащиеся воспримут более эмоционально.
Художественная литература обладает богатым потенциалом в формировании нравственных основ жизни и расширяет кругозор учащихся разных возрастов, позволяет приобрести эмоциональный опыт, формирует художественный вкус.
Стоит заметить, что каждое художественное произведение, изучение которого входит в школьную программу курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику почувствовать, увидеть эти проблемы с помощью различных видов работы на уроке и при выполнении домашних заданий. Они должны быть интересными и разнообразными. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.
В основе творческой технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Творческая мастерская – интеграция инновационного и традиционного опыта.
Принято различать творческие мастерские (ТМ) по жанрам:
- ТМ построения знаний;
- ТМ творческого письма;
- ТМ ценностных ориентаций;
- ТМ смешанного (интегрированного) типа.
ТМ направлены на формирование шкалы ценностей и выработку мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний предмета, развитие творческих способностей учащихся. Стимулируя творчество учащихся, ТМ делают их активными участниками процесса обучения.
Мастерские ценностных ориентаций – это особая форма взаимодействия и общения детей и взрослых, в которой выстраивается новый духовный опыт, реализуются творческие силы личности и рождается ценностное отношение к себе, окружающим, жизни.
Можно представить своеобразный алгоритм мастерской в линейной цепочке.
Чужой опыт - свой опыт - дальнейшее творчество - исследование!
Занятие проводится как итоговое после изучения темы по творчеству писателя или поэта перед сочинением.
В качестве темы можно взять общечеловеческие нравственные понятия:
Свобода личная и национальная
Духовная культура
Здоровье нравственное
Родная земля
Самовыражение в творчестве
Эпиграф к уроку подбирается в соответствии с темой.
1. Запись слова или словосочетания, отражающих творчество писателя, важное для ученика.
- Какой-нибудь значительный для писателя или поэта вопрос (3мин.).
2. Прочитайте свои записи всем (Важное для себя запишите).
Полученные слова:…
Примеры вопросов:…(Материал для учителя появится после проведения уроков).
3. Слушая чтение отрывков, взятых из произведения писателя, стихов поэта, в 2 колонки выпишите слова или словосочетания, «горячие» и «холодные» (положительные и отрицательные).
- Тексты читаются вслух, дети пишут.
- Несколько человек (по желанию) читают свои записи.
4. Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике – какие захотите.
- Составьте с подчеркнутыми словами одно или два предложения, добавляя необходимые слова.
- Прочитайте вслух свои записи.
5. Напишите крупно слово (доброта, красота, нежность…), а рядом с ними напишите слова-ассоциации, которые приходят в голову, когда вы слышите это слово. (4 мин.). (Ассоциации самые разнообразные).
- Напишите размышление на тему…(Что важнее любовь или мечта?). (10-15 мин.).
Мастерские ценностных ориентаций решают задачи воспитания, дают возможность включить читательский опыт учащихся в духовный опыт жизни, открывать его гуманитарные смыслы... Мастерские ценностных ориентаций создают условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в толерантном взаимодействии с жизнью других людей.
Мастерские открывают прекрасную возможность для интеграции уроков литературы: привлечение живописи, музыки (тем более, имея такие современные технические средства), использование программного материала из предметов гуманитарного цикла, в частности истории.
Приемы, используемые на занятии:
- устное словесное рисование;
- создание психологического портрета;
- цветовые ассоциации;
- решение ситуационных задач.
Опыт включения мастерских в курс изучения литературы показывает, что они хорошо взаимно дополняют друг друга с традиционными уроками разных типов. Мастерская может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее, может готовить к сочинению и создавать проблемную ситуацию, находящую выход в научном исследовании. И даже самые трудные темы в мастерской оживают и становятся личностно-значимыми
Главным в мастерских становится ценность как переживаемое отношение, высокая значимость связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».
Целью мастерских является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие человеком их в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке. Именно в мастерских есть возможность поэтапно, увлекательно, с привлечением собственного жизненного опыта ребенка постигать литературное произведение. Моя цель не только пробудить желание читать, но и научить понимать и видеть главное в произведении.
Использования информационно-коммуникационных технологий при изучении литературы.
Посредством использования ИКТ в преподавании филологических дисциплин становится возможным увеличение продуктивности такой исследовательской работы на разных этапах изучения и усвоения учебного материала. В условиях создания проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации использование ИКТ в преподавании литературы способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся новые знания, умения и навыки.
Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения литературным материалом. В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии. Разработаны игровые ситуационные тренажеры по литературе и мультимедийные обучающие системы, целые «школы», позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Согласно наиболее распространенному определению, мультимедиа (мультимедиа средства) представляют собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. Значит, применение мультимедиа средств в преподавании литературы предоставляет учителю возможность комбинировать представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.
Использование ИКТ в преподавании позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Воспитание ценностного отношения к природе осуществляется через проектную деятельность.
Таким образом, от бережного отношения к природе к бережному отношению к человеку: формирование эмпатии через экологическое воспитание. опыт общения с природой, участие в экологических проектах, способствует формированию эмпатии, сопереживания и уважения к другим людям. Следует подчеркнуть, что забота о природе воспитывает не только экологическую ответственность, но и способствует формированию более широкого круга нравственных ценностей.