адаптационная программа элективного курса по русскому языку развитие речи 2-4 классы
Адаптационная программа элективного курса по русскому языку развитие речи 2-4 классы
Пояснительная записка
Адаптационная программа по «Развитию речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Школа развития речи 3 класс. М.: Росткнига, 2013.
Цель: формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального сознания.
Задачи курса: 1)расширить и углубить программный материал; 2)совершенствовать навыки анализа различных фактов языка; 3)пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;4)воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку; 5)повышать общую языковую культуру учащихся; 6)выявлять одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы; 7)развивать интерес к языку как учебному предмету; 8)развивать творческие способности и психологические качеств учащихся: любознательность, активность, волю, ответственность, самостоятельность.
Внесенные изменения и их обоснование: изменений в программу внесено не было.
Общая характеристика курса «Развитие речи»
Актуальность составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный курс выбран, потому что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными),изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Место курса «Развитие речи» в учебном плане.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю, рассчитаны на 34 часа в год, 102 часа за три года обучения. Данный курс входит в вариативную часть учебного плана.
Итоговая форма контроля: сочинение.
Ценностные ориентиры содержания курса «Развитие речи».
Представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
Приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
Развитие чувства прекрасного;
Умение следовать плану в своём учебном труде
Данный курс предназначен для учащихся 2 - 4 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«адаптационная программа элективного курса по русскому языку развитие речи 2-4 классы »
МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
МО начальных «__»_____20__г. Приказ №____
классов Зам. директора по УВР от «__»____20__г.
Протокол №___ ___________________ Директор МОУ ИРМО
от «__»___20__г. ___________________ «Ширяевская СОШ»
Руководитель МО ________Шуткин С.А.
______________
Адаптационная программа
«Развитие речи»
по русскому языку
для 2 - 4 классов
количество часов 102 часа
1 – ый год обучения
учитель Медведева Екатерина Геннадьевна
вторая квалификационная категория
2014 – 2015 уч.г.
Пояснительная записка
Адаптационная программа по «Развитию речи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Школа развития речи 3 класс. М.: Росткнига, 2013.
Цель: формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального сознания.
Задачи курса: 1)расширить и углубить программный материал; 2)совершенствовать навыки анализа различных фактов языка; 3)пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;4)воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку;5)повышать общую языковую культуру учащихся;6)выявлять одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы; 7)развивать интерес к языку как учебному предмету; 8)развивать творческие способности и психологические качеств учащихся: любознательность, активность, волю, ответственность, самостоятельность.
Внесенные изменения и их обоснование: изменений в программу внесено не было.
Общая характеристика курса «Развитие речи»
Актуальность составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный курсвыбран, потому что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными),изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Место курса «Развитие речи» в учебном плане.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю, рассчитаны на 34 часа в год, 102 часа за три года обучения. Данный курс входит в вариативную часть учебного плана.
Итоговая форма контроля: сочинение.
Ценностные ориентиры содержания курса «Развитие речи».
Представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
Приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
Развитие чувства прекрасного;
Умение следовать плану в своём учебном труде
Данный курс предназначен для учащихся 2 - 4 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Содержание разделов и тем учебного курса«Развитие речи»
Раздел 1. Слово (38 часов)
Тема 1.1 Слово. Значение слова (1час)
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Тема 1.2 Многозначные слова (2 часа)
Значение слова, однозначные, многозначные слова, прямое и переносное значение слова.
Тема 1.3 Омонимы, омофоны, омоформы (4часа)
Значение слова по тексту, значение слова по словарю, омонимы, омоформы, омофоны.
Тема 1.4 Синонимы, антонимы (2 часа)
Слово, его значение. Представление о синонимах, антонимах, прямое и переносное значение слова. Умения выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.5 Фразеологизмы (6 часов)
Слово, его значение. Фразеологизмы, прямое переносное значение слова, работа с фразеологическим словарем. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Тема 1.6 Изобразительные средства языка (8 часов)
Эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение, слова нейтральные и эмоционально окрашенные, прямое и переносное значение слова, умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.7 Диалектизмы (1 час)
Слово, его значение. Диалектизмы, умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.8 Пословицы, поговорки. Афоризмы (3 часа)
Слово, его значение. Пословицы, поговорки, значение выражений, использование в речевой ситуации. Афоризмы. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.9 Этимология (2 часа)
Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых слов. Этимологический словарь.
Тема 1.10 Наши фамилии (3 часа)
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, знакомство с происхождением некоторых фамилий, работа с этимологическим словарем.
Тема 1.11 Топонимы (1час)
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.12 Устаревшие слова (1 час)
Знакомство с происхождением некоторых слов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Тема 1.13 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (1 час)
Сочинение-описание по картине, план текста, использование в тексте синонимов, устаревших слов, эпитетов. Практическое овладение монологической формой речи.
Тема 1.14 Сочинение по пословице (2 часа)
Сочинение-рассуждение, план текста, использование в тексте афоризмов, синонимов, метафоры. Практическое овладение монологической формой речи.
Тема 1.15 Проверочная работа (1 час)
Значение слова, однозначные, многозначные слова , синонимы, антонимы, фразеологизмы, значение пословиц, работа с разными словарями.
Раздел 2. Словосочетание, предложение, текст (45 часов)
Тема 2.1 Связь между предложениями в тексте (2 часа)
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема 2.2. Цепная связь предложений в тексте (2 часа)
Предложение. Средства при цепном построении текста Последовательность предложений в тексте. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема 2.3 Параллельная связь предложений в тексте (1 час)
Предложение. Средства связи при параллельном построении текста. Смысловая связь предложений в тексте. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема 2.4 Связь между частями текста (1 час)
Части текста, средства связи между частями текста.
Тема 2.5 Композиция текста. Работа с деформированным текстом (4 часа)
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема 2.6 Текст, тема текста, заглавие (2 часа)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.
Тема 2.7 Текст. Опорные слова (3 часа)
Текст. Опорные слова при составлении плана текста. Тема, микротема, основная мысль текста. Структура текста.
Тема 2.8 План текста. Составление плана (4 часа)
Текст, план текста. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.
Тема 2.9 Виды плана текста (3 часа)
Виды плана текста. Основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста.
Тема 2.10 Редактирование текста (1 час)
Редактирование текста: изменение порядка предложений в тексте, устранение лишних предложений, восстанавливать недостающие предложения и части текста.
Тема 2.11 Типы текста. Описание (3 часа)
Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Составление плана к заданному типу.
Тема 2.12 Типы текста. Повествование (1 час)
Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Составление плана к заданному типу.
Тема 2.13 Типы текста. Рассуждение (2 часа)
Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Составление плана к заданному типу.
Тема 2.14 Рифма (1час)
Рифма, типы текста, стихотворение, умение составлять рифмованные пары слов.
Тема 2.15 Диалог и монолог (2 час)
Практическое овладение диалогической и монологической речью с использованием разных типов речи. Овладение нормами ведения разговора.
Тема 2.16 Драматические импровизации (2 часа)
Диалог, монолог, пьеса, практическое овладение.
Тема 2.17 Тезисы. Конспект (1 час)
Текст, части текста. Опорные слова. Составление тезисов по тексту.
Тема 2.18 Аннотация (1 час)
Аннотация к тексту, книге, практическое овладение.
Тема 2.19 Я пишу письмо (1 час)
Жанры письма, поздравления, создание собственных текстов, корректирование текстов с учетом точности, правильности , богатства, выразительности речи.
Тема 2.20 Личный дневник (1 час)
Жанры дневника, письма, поздравления, создание собственных текстов, корректирование текстов с учетом точности, правильности , богатства, выразительности речи
Тема 2.21 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание» (1 час)
Практическое овладение монологической речью. Текст, тема текста, части текста, текст-описание.
Тема 2.22 Сочинение – пейзажная зарисовка (1 час)
Практическое овладение монологической речью. Текст, тема текста, части текста, текст-описание.
Текст, части текста, типы текста, редактирование текстов.
Тема 2.26 Проверочная работа (1 час)
Редактирование текста: изменение порядка предложений в тексте, устранение лишних предложений, восстанавливать недостающие предложения и части текста.
Тема 2.27 Конкурс на лучшее название конфет (1 час)
Текст, тема текста, монолог.
Раздел 3. Речь. Стили речи. Культура речи. (20 часов)
Тема 3.1 Сочинение «Мой выходной день» (2 часа)
Практическое овладение монологической речью. Художественный стиль речи. Текст, тема текста, части текста, текст-рассуждение, текст-повествование.
Тема 3.2 Викторины, конкурсы на тему «Вежливость» (2 часа)
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Тема 3.3 Проверочная работа (1 час)
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Тема 3.4 Стили речи (2 часа)
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Осознание ситуации общения, с какой целью, где и с кем происходит общение. Стили речи.
Тема 3.5 Культура общения (2 часа)
Осознание ситуации общения, с какой целью, где и с кем происходит общение. Вежливые слова.
Тема 3.6 Научный стиль (1 час)
Стили речи: научный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема 3.7 Словари (2 час)
Умение работать со словарной статьей, научный и художественный стили.
Тема 3.8 Проверь себя (1 час)
Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных стилей речи.
Тема 3.9 Художественный стиль (1 час)
Стиль речи: художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема 3.10 Сочинение – миниатюра в художественном стиле (1 час)
Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием художественного стиля речи.
Тема 3.11 Сочинение – наоборот (1 час)
Практическое овладение монологической речью. Художественный стиль речи.
Тема 3.12 Публицистический стиль (1 час)
Стиль речи: публицистический. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Стиль речи: публицистический. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема 3.15 Официально-деловой стиль (1 час)
Официально-деловой стиль речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Учебно-тематический план
№
Темы занятий
Количество часов
Слово. Значение слова
1
Многозначные слова
2
Омонимы, омофоны, омоформы
4
Синонимы, антонимы
2
Фразеологизмы
6
Изобразительные средства языка
8
Диалектизмы
1
Пословицы, поговорки. Афоризмы
3
Этимология
2
Наши фамилии
3
Топонимы
1
Устаревшие слова
1
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
1
Сочинение по пословице
2
Проверочная работа
1
Связь между предложениями в тексте
2
Цепная связь предложений в тексте
2
Параллельная связь предложений в тексте
1
Связь между частями текста
1
Композиция текста. Работа с деформированным текстом
4
Текст, тема текста, заглавие
2
Текст. Опорные слова
3
План текста. Составление плана
4
Виды плана текста
3
Редактирование текста
1
Типы текста. Описание
3
Типы текста. Повествование
1
Типы текста. Рассуждение
2
Рифма
1
Диалог и монолог
2
Драматические импровизации
2
Тезисы. Конспект
1
Аннотация
1
Я пишу письмо
1
Личный дневник
1
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»
1
Сочинение – пейзажная зарисовка
1
Сочинение «Мои любимые стихи»
1
Сочинение «Сценарий для мультфильма»
1
Обобщение изученного материала
1
Проверочная работа
1
Конкурс на лучшее название конфет
1
Сочинение «Мой выходной день»
2
Викторины, конкурсы на тему «Вежливость»
2
Проверочная работа
1
Стили речи
2
Культура общения
2
Научный стиль
1
Словари
2
Проверь себя
1
Художественный стиль
1
Сочинение – миниатюра в художественном стиле
1
Сочинение – наоборот
1
Публицистический стиль
1
Газетно-публицистический стиль
1
Деловая игра «Вёрстка газеты»
1
Официально-деловой стиль
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение курса «Развитие речи» формирует следующие универсальные учебные действия:
личностные результаты
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
метапредметные
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
предметные результаты
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке устного ответа, сообщения ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
При выполнении сочинений, исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется оценка:
Оценка «5»
Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность:допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность:допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность:допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка«2»
Содержание и речь:
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Перечень учебно-методического обеспечения курса «Развитие речи»
Основная часть:
Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. М.: Росткнига, 2014. 245 с.
Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры. Волгоград: Учитель, 2011.265 с.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. М.: Грамотей, 2009. 230с.
Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку. М.: Просвещение, 2010. 272с.
Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. М.: Просвещение, 2011. 165 с.
Дополнительная часть:
Соколова Т.Н. Школа развития речи 2 класс. Рабочие тетради для детей. М.: Росткнига, 2013. 163с.
Соколова Т.Н. Школа развития речи 3 класс. Рабочие тетради для детей. М.: Росткнига, 2013. 163 с.
Соколова Т.Н. Школа развития речи 4 класс. Рабочие тетради для детей. М.: Росткнига, 2013. 172с.
Недогонов Д.В.7 иллюстрированных словарей. М.: Астрель, 2011. 206с.
Л.Ю. Комиссарова. Дидактический материал по русскому языку. М.: «БАЛАСС», 2011. 136 с.
Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru (дата обращения 12.11.2014).
Дважды пять: детская библиотека. http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm (дата обращения 15.12.2014).
Перечень материально-технического обеспечения
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
Аудиоцентр;
Мультимедийный проектор; экран
Ноутбук
Календарно-тематическое планирование курса «Развитие речи»
№
Тема занятия
Кол-во часов
Формы организации
занятия
Вид
контроля
Дата
Корректировка
Слово. Значение слова
1
Вводная лекция
Устный опрос
Многозначные слова.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Омонимы.
1
Лекция
Устный опрос
Омофоны, омоформы
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Синонимы.
1
Лекция
Устный опрос
Антонимы.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Фразеологизмы.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Фразеологизмы.
1
Практикум
Устный опрос
Фразеологизмы.
1
Практикум
Устный опрос
Пословицы
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Загадки
1
Деловая игра
Устный опрос
Изобразительно- выразительные средства языка. Сравнение.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Олицетворение
1
Лекция
Устный опрос
Связь между предложениями в тексте
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Связь между частями текста
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Работа с деформированным текстом.
1
Урок-исследование
Устный опрос
Текст. Тема текста. Заглавие.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Текст. Опорные слова.
1
Лекция
Устный опрос
Текст. Опорные слова.
1
Урок-исследование
Сообщение
Проверочная работа
1
Практикум
Устный опрос
План. Составление плана.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Виды плана
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Виды плана
1
Лекция
Устный опрос
Виды плана
1
Лекция
Сообщение
Редактирование текста
1
Практикум
Устный опрос
Типы текстов. Описание
1
Лекция
Устный опрос
Текст описание.
1
Лекция
Устный опрос
Текст – сравнительное описание.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Текст повествование.
1
Лекция
Устный опрос
Типы текста.Текст рассуждение.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
Сочинение «Мой выходной день»
1
Урок-исследование
Сочинение
Анализ сочинения
1
Практикум
Устный опрос
Конкурсы, викторины на тему «Вежливость»
1
Практикум
Устный опрос
Викторины на тему «Вежливость»
1
Практикум
Устный опрос , мини-сочинение
35
Многозначные слова.
1
Лекция
Устный опрос
36
Омонимы, омоформы,
Омофоны.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
37
Фразиологизмы.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
38
Сравнение
1
Лекция
Устный опрос
39
Олицетворение
1
Лекция
Устный опрос
40
Изобразительно- выразительные средства языка.Эпитет
1
Лекция
Устный опрос
41
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные
1
Лекция
Устный опрос
42
Откуда приходят слова.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
43
Этимология.
1
Семинар
Устный опрос
44
Как тебя зовут?
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
45
Как тебя зовут?
1
Семинар
Устный опрос
46
Наши фамилии.
1
Урок-исследование
Сообщение
47
Топонимы.
1
Лекция
Устный опрос
48
Устаревшие слова.
1
Лекция
Устный опрос
49
Сочинение по картине М.В. Васнецова « Богатыри»
1
Урок-исследование
Устный опрос
Сочинение
50
Проверочная работа
1
Сравнительный анализ
Устный опрос
51
Типы текстов.
1
Лекция
Устный опрос
52
Тема текста. Опорные слова.
1
Семинар
Устный опрос
53
Связь предложений в тексте.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
54
Цепная связь предложений в тексте.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
55
Цепная связь предложений в тексте.
1
Семинар
Устный опрос
56
Параллельная связь предложений в тексте.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
57
Сочинение по картине В. Маковского «Свидание»
1
Практикум
Сочинение по картине
58
Единый временной план текста.
1
Лекция
Устный опрос
59
Единый временной план текста
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
60
Единый временной план текста
1
Семинар
Сообщение
61
Стили речи.
1
Лекция
Сообщение
62
Стили речи.
1
Семинар
Устный опрос
63
Культура общения.
1
Практикум
Сообщение
64
Культура общения.
1
Деловая игра
Устный опрос
65
Научный стиль
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
66
Словари
1
Лекция
Устный опрос
67
Словари
1
Практикум
Устный опрос
68
Проверь себя
1
Семинар
Сочинение, устный опрос
69
Омонимы, омоформы,
Омофоны.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
70
Фразеологизмы.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
71
Фразеологизмы.
1
Семинар
Устный опрос
72
Диалектизмы.
1
Лекция
Устный опрос
73
Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, олицетворение
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
74
Метафора.
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
75
Пословицы и поговорки. Афоризмы.
1
Лекция
Устный опрос
76
Сочинение по пословице
1
Практикум
Устный опрос
77
Анализ сочинения
1
Семинар
Устный опрос
78
Художественный стиль
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
79
Сочинение – пейзажная зарисовка
1
Урок-исследование
Сочинение
80
Рифма
1
Урок-исследование
Сообщение
81
Диалог
1
Практикум
Устный опрос
82
Монолог
1
Практикум
Сообщение
83
Драматические импровизации
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
84
Драматическая импровизация
1
Семинар
Устный опрос
85
Композиция текста.
1
Лекция
Устный опрос
86
Деформированный текст
1
Лекция
Устный опрос
87
Деформированный текст
1
Семинар
Устный опрос
88
Сочинение-миниатюра в художественном стиле
1
Практикум
Сочинение
89
Сочинение «Наоборот»
1
Урок-исследование
Устный опрос
90
Публицистический стиль
1
Лекция
Устный опрос
91
Газетно-публицистический стиль
1
Лекция
Устный опрос
92
Деловая игра «Вёрстка газеты»
1
Деловая игра
Устный опрос
93
Официально-деловой стиль
1
Лекция с элементами беседы
Устный опрос
94
Тезисы. Конспект.
1
Лекция
Сообщение
95
Аннотация.
1
Лекция
Устный опрос
96
Я пишу письмо
1
Практикум
Сочинение
97
Личный дневник.
1
Семинар
Устный опрос
98
Сочинение «Мои любимые стихи»
1
Практикум
Сочинение
99
Сочинение «Сценарий мультфильма»
1
Урок-исследование
Устный опрос
100
Конкурс на лучшее название конфет
1
Практикум
Устный опрос
101
Обобщение материала
1
Практикум
Устный опрос
102
Проверь себя
1
Семинар
Устный опрос
Итого
102
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 1 занятия (урок № 16, раздел «Текст», 2 класс)
Тема урока: Работа с деформированным текстом.
Цель: формирование умения работать с деформированным текстом.
Задачи урока:
закрепить знания о повествовательном тексте;
формировать умения замечать логические ошибки и совершенствовать написанное, а именно: находить и исправлять ошибки, допущенные в построении, на основе осознания особенностей текста-повествования, (восстановление деформированного текста);
совершенствовать навыки учебного труда - умение пользоваться планом, словарём;
воспитывать у учащихся желание и способность говорить перед классом.
Оборудование:
мультимедийная установка для демонстрации презентации текста;
индивидуальные карточки с текстом и планом к нему;
индивидуальные карточки с готовым текстом;
плакат с изображением ежа;
карточки с изображением яблочек (зелёные и красные).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с темой урока.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться редактированием текста.
- Что такое редактирование? Как вы можете объяснить значение этого слова?
- А вот как разъясняется его значение в толковом словаре Ожегова.
Чтение определения детьми (по ситуации - учителем).
И так сейчас мы превращаемся в редакторов.
III. Работа над темой урока.
1. - Необходимо отгадать загадку, чтобы узнать героя нашего текста.
Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек Это наш приятель... (ёжик)
2. Рассматривание изображения ежа. Беседа о нём.
- Что вы знаете про этого зверька?
- Чем он питается?
- Где живёт? И т.д.
3. Знакомство с деформированным текстом.
Ежик.
Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа. Весной ёж заскучал. Девочка положила его на пол посреди класса. Ребята выпустили его на волю. Ёжик лежал неподвижно. Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе. Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф. Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью. Ёжик прожил у ребят всю зиму.
- Что вас настораживает?
- Что здесь не так?
- Что нужно сделать, чтобы исправить текст?
- Возьмите в руки карандаши и карточки, давайте наведём порядок в тексте. С лева от предложения карандашом ставим порядковый номер предложения.
- Какое предложение будет первым?
- Какое - последним?
4. Физкульминутка.
5. Разбивка текста на части.
- А теперь нам нужно оформить полученный текст, для этого распределим все предложения в нужную часть. Используйте для этого план к тексту:
Оля принесла ежа.
Ёжик жил в школе.
Ежа выпустили на волю.
1) Прочтите предложения первой части, второй части, третьей части.
2) Обратить внимание на сложные для написания слова (слова д/справок)
принесла
посреди
положила
неподвижно
привык
6. Запись отредактированного текста.
1) -Что же у нас получилось? Давайте проверим.
- Какой это текст по цели высказывания: описание, повествование, рассуждение? Почему?
Ёжик.
Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа. Девочка положила его на пол посреди класса. Ёжик лежал неподвижно. Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.
Зверёк скоро привык к ребятам и остался жить в школе. Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью. Ёжик прожил у ребят всю зиму.
Весной ёж заскучал. Ребята выпустили его на волю.
2) - Спишите лишь основную часть. Повторное чтение части, с последующим списыванием.
IV. Подведение итога.
- Давайте подарим ёжику по яблочку.
- Если урок вам понравился, подарите красное яблочко, если нет - зелёное. На доску вывешивается рисунок ежика, и дети прикрепляют к нему одно из своих «Яблочек».
- Спасибо за урок.
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 2 занятия (урок № 30, раздел «Текст», 2 класс)
Тема урока: Типы текста. Текст – рассуждение.
Цель: формирование умения определять типы текста.
Задачи:
совершенствовать знания учащихся в работе с разными типами текстов;
формировать умения распознавать их; развивать устную и
-Что общего у этих текстов? (Все они об ослике- заводной игрушке.)
-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т. е. его описании.
-К этому тексту мы можем поставить вопрос: -Какой предмет?
Такой текст называется текст-описание. Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте- описания изображаются предметы, люди, животные, природа.
Вывешиваю на доску плакат.
-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства в данном случае любви к ослику.
-К этому тексту мы можем поставить вопрос: Почему?
Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать- значит доказывать.
Вывешиваю на доску плакат.
-Прочитайте оставшийся текст. –Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
В таких текстах говорится о событиях и действиях. Такие тексты называются текст- повествования или текст- сообщение.
Вывешиваю на доску плакат.
В)Вывод.
-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?
4. Физкультминутка.
5. Запись текста- рассуждения. –Сколько в тексте предложений?
–Какие правила надо вспомнить при написании предложения.
6. Закрепление изученного материала.
-А сейчас мы будем определять типы текстов. Внимание на экран.
А)-Чтение на экране и на карточках, которые лежат на столе, текста.
-О чем рассказывается в первом тексте? (В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел выступление тигров.
-Какой вопрос мы можем задать к этому тексту? (Что произошло?)
-Значит этот текст- сообщение. Внимание на экран.
Б)-Чтение на экране и на карточках текста.
-О чем говорится во втором тексте? (Во втором тексте дается описание тигров.
-Какой вопрос мы можем задать к этому тексту? ( Какой?)
-Значит этот текст- описание. Внимание на экран.
В)-Чтение на экране и на карточках текста.
-О чем говорится в третьем тексте? (В третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том , почему тигры слушаются дрессировщика.)
-Значит этот текст-рассуждение. Внимание на экран.
-Давайте ответим на эти вопросы. Составим предложения.
-Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? ( Тигры слушаются дрессировщика, потому что он заботится о них.)
Г)Вывод.
-Какие существуют виды текстов?
Д) Запись предложения с доски.
- Какие правила мы должны вспомнить, при написании предложения?
Внимание на экран. –Какая тема была на уроке? (На экране тема урока «Виды тексов: сообщение, описание, рассуждение.)
Е) Определение типов текстов на слух.
Чтение учителем текстов.
Ж) Вывод.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание: тетрадь на печатной основе.
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 3 занятия (урок № 49, раздел «Слово», 3 класс)
Тема урока: Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Цель: формирование умения писать сочинения.
Задачи:
Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали;
Выражать своё отношение к изображенному на картине;
Точно употреблять слова и словосочетания в тексте;
Расширить кругозор и пополнить словарный запас;
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», индивидуально на партах репродукции этой картины, презентация «Богатыри».
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тему:
Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Картина воссоздает образы трех популярных героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Суровость и мощь Ильи, добросердечие Добрыни и юношеская мечтательность Алеши Поповича составляют неделимое целое союза богатырей.
Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски - зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами.
Эта картина в полной мере созвучна народным поэтическим представлениям об эпических витязях.
Целеполагание. На следующем уроке мы будем писать сочинение по этой картине. Какова же цель этого урока? Подготовка к сочинению.
- Что именно мы должны подготовить?
Рассмотреть картину, узнать названия предметов на старорусском языке, уточнить знания о былинных богатырях, продумать стиль и тип будущего сочинения.
IV. Выбор типа текста будущего сочинения
- Какого типа будет наш текст?
Дети называют тип текста, наиболее подходящий для описания картины, аргументируют свои мнения.
V. Работа над содержанием и деталями картины.
1.) Молчаливое рассматривание репродукции. :
- Как вы понимаете смысл названия картины «Богатыри»?
См. словарь Даля: «Богатырь, витязь - человек рослый, дородный, смекалистый, дюжий и видный, смелый и находчивый, удачливый, храбрый и счастливый, воин, витязь.»
(Определения записываются в тетради)
2.) - С чего можно начать описание картины?
Лучше начать с описания места, где происходит событие. Дети описывают пейзаж картины и делают записи в тетради наиболее удачных высказываний.
Степь, бескрайние просторы, русская земля. Небо грозное, тучи темные, предвещающие беду, нависли над землей.
3.) - Внимательно рассмотрите одеяние, доспехи богатырей. Дети называют детали одежды, учитель уточняет название и предназначение доспехов богатырей.
Латы - носили сверх одежды или под исподом. Броня, воинский доспех, кованая одежда из металлических пластинок.
Кольчуга - воинский доспех, рубаха из соединенных между собой железных колец.
Латы служили для защиты тела от попадания стрел, а кольчуга для защиты груди и спины от рубящего удара меча.
Шлем, шелом - воинский доспех. С гребнем, или как маковка у церкви. Служил для защиты головы и лица от ударов и повреждений.
На ногах: порты холщовые, гачи.
Сапоги сафьяновые или краги кожаные.
На руках ( У Ильи Муромца) рукавицы кожаные.
4.) Оружие
Меч булатный в ножнах. Булат - азиатская узорочная сталь, с красным или травчатым укладом.
« Шелк не рвется, булат не гнется, красное золото не ржавеет»
Щитытоже булатные с золотыми насечками, или украшенные драгоценными каменьями.
Щит - служил для защиты от ударов меча, копья, булавы, и стрел. Производные слова: защита, защитник, защищать, защитный.
Палица тяжелая или булава, закомлястая дубинка, кистень.
На конях, богатых витязей, сбруя была украшена драгоценными каменьями и золотом, дорогая, богатая, узорчатая, нарядная. ( У Добрыни Никитича)
На конях бедных богатырей сбруя простая, сыромятная, грубая. (У Ильи Муромца)
7.) Музыкальный инструмент.
Гусли яровчатые - струнный щипковый инструмент. Под наплывные звуки гуслей сказы сказывали, песни пели о подвигах богатырских. (У Алеши Поповича)
8.) Портретное описание богатырей. Исторические сведения.
Илья Муромец - русский богатырь, родом из города Мурома.
Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. Не молодой, седой. Взгляд суровый, встревоженный.
Добрыня Никитич . - сын богатого князя.
Добрый и смелый, готов в любую минуту бросится в бой.
Длинная борода и волосы с проседью.
Алеша Попович . - сын священнослужителя, попа.
Очень молод, мечтателен, но не по годам силен и ловок, меткий стрелок. Лук, с вложенной стрелой, держит наготове.
Из под шлема вьются русые, золотые кудри, глаза голубые, румянец молодецкий на щеках.
VI. Определение стиля будущего текста
Поскольку в картине воссозданы образы былинных героев, необходимо в наших сочинениях выдержать старорусский стиль, который использовался при сказаниях жития, былин и сказок.
После каждого существительного есть прилагательное-эпитет (конь вороной, богатырь русский, меч булатный).
VII. Составление коллективного плана будущего сочинения:
IX.Домашнее задание. Подготовить высказывания для заключительной части сочинения.
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 4 занятия (урок № 37, раздел «Слово», 3 класс)
Тема урока: Фразеологизмы
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка.
Задачи:
познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
развивать умение работать со словарями, развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;
воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Оборудование:
картинки с изображением животных (собака, медведь, корова, заяц, петух, воробей),
Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».
Раздаточный материал: карточки и тесты
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Прочитайте стихотворение про одного ученика:
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
В этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.
Словарная работа.
Громко лает, а в дом не пускает.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Этот зверь – лесной …
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Стоит копна
Посреди двора.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(По ходу отгадывания на доску вывешиваются картинки с изображением этих животных.)
- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.
- Что объединяет эти слова?
- На какие 2 группы их можно разбить? (птицы и звери, дикие и домашние животные, слова из 2 и 3 слогов, и т.д.)
4. Знакомство с фразеологизмами.
Послушайте историю из книги Чуковского «От двух до пяти»:
…Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Что имела в виду Светина мама? Почему девочка не поняла её?
В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально.
Сравните:
Повесить нос
Повесить пальто
Взять себя в руки
Взять ребёнка на руки
- В каком столбике выражения имеют переносное, шуточное значение?
- Как заменить выражения первого столбика одним словом? (огорчиться; успокоиться)
Физминутка
Закрепление
Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.
А теперь давайте ещё раз прочтём стихотворение про Глеба:
Глеб у доски повесил нос. Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
Найдите фразеологизмы в этом стихотворении.
Работа со словарём.
А что значит – «бить баклуши»? Для разъяснения непонятных слов существуют толковые словари. Для толкования фразеологизмов обратимся к фразеологическому словарю:
Теперь вы разъясните, что значит:
свалился, как снег на голову
вешать лапшу на уши
как кот наплакал
задали стрекача
Выборочное списывание.
На доске записаны выражения: в час по чайной ложке, сложа руки, навязнуть на зубах, прожужжал все уши, и след простыл, курам на смех, и был таков.
Найдите среди данных фразеологизм со значением: бездельничать; очень медленно; надоел; очень глупо, нелепо; быстро исчез.
Работа с карточками.
А сейчас положите перед собой карточки.
- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались?
- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?
Теперь от шуточной анатомии перейдём к зоологии. Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)
Работа с тестами.
Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. А о каком человеке можно сказать так:
Он выйдет сухим из воды (ловкий, быстрый)
Он звёзд с неба не хватает (умный, глупый)
У него денег куры не клюют (богатый, бедный)
У него семь пятниц на неделе (надежный, рассеянный)
У него зимой снега не выпросишь (жадный, щедрый)
У него душа нараспашку (наивный, скрытный)
Он водит всех за нос (показывает людям дорогу, обманывает людей)
Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Итог урока.
- Что такое фразеологизмы? - Для чего служат фразеологизмы в речи?
- Какие новые для себя фразеологизмы вы сегодня узнали?
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 5 занятия (урок № 78, раздел «Речь. Стили речи. Культура речи», 4 класс)
Тема урока: Художественный стиль речи
Цель: представление о художественном стиле как разновидности книжного.
Задачи:
учить составлять текст в художественном стиле;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь, интерес и внимание к слову.
Оборудование: фотографии росы на траве, репродукция картины И.Левитана «Осень», карточки слов, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
1. Повторение пройденного.
1).На прошлом уроке мы говорили о стилях.
Вспомним, что такое стиль. Обратимся к Толковому словарю С. Ожегова:
«Стиль – вид, разновидность чего-либо, выражающаяся в его характерных
признаках и свойствах».
2).Стили бывают разные.
-Стили существуют в одежде. Какие? ( Деловой, молодёжный, рабочий).
В школе нужно соблюдать деловой, официальный стиль.
-Есть стили в плавании. Какие? (Брасс, кроль, баттерфляй).
-Есть стили и в языке.
3).Тема сегодняшнего урока: Стили речи.
-Какие стили языка вы знаете? (Разговорный и книжный).
Сегодня на уроке мы узнаем, существуют ли другие стили речи.
-Зачем нужно знать стили языка? (Чтобы правильно общаться в школе с учителем и одноклассниками, на улице с друзьями, дома со старшими). Перед вами слова.
Распределите слова на две группы по стилям речи: книжный, разговорный. (Спать, почивать, дрыхнуть; праздновать, кутить; отец, батя; мерси, спасибо; малевать, рисовать; плюхнуться, упасть; болеть, хворать; друг, друган; мальчики, пацаны).
-Почему вы решили, что именно эти слова относятся к разговорному стилю, к книжному стилю?
-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нуж-ные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.
2. Работа по теме урока.
-До сегодняшнего дня мы знали два стиля речи: разговорный и книжный.
Посмотрим, существуют ли другие стили речи.
-Перед вами три текста. Прочитайте их.
-Что общего в этих текстах? (Общая тема. Они о росе).
- Какой из трёх текстов написан в разговорном стиле?
- Как вы это определили?
Текст №1.
Роса – это водяные капли. Они осаждаются из влажного воздуха на
охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и утренние часы. Капля росы называется росинка.
Текст №2.
Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку.
- Ах, как пить хочется!
Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. Сидит, не может от росинки глаз отвести.
Текст №3.
Сегодня я проснулся ни свет, ни заря и вышел в сад. Было свежо, прохладно. Какая красотища открылась моим глазам, аж дух захватило! Вся трава и деревья были покрыты маленькими, сверкающими на солнце капельками росы. Я такого никогда в жизни не видел. Просто здорово!
Посмотрите первый текст. В каком стиле он написан? Что помогло вам определить, что этот текст написан в книжном стиле?
(Здесь встретились термины, нет слов в переносном значении, только в прямом).
-Сформулируйте вопросы, на которые в нём можно найти ответы. (Что такое роса? Где, когда и почему она появляется? Как называется капля росы?)
- Выражено ли в тексте отношение к росе, какие - либо чувства автора?
- Какова же задача (цель) этого текста?
-Вскрыть научную сущность явления.
Этот текст написан в научном стиле.
- В каком же стиле написан второй текст? Чтобы ответить на этот вопрос,
давайте порассуждаем вместе.
-Откуда взят этот текст? (Так же как и первый он взят из книги. Следовательно, он тоже написан в книжном стиле.)
-Какая цель стояла перед автором? (Нарисовать яркую, красочную картинку).
-Удалось ли это автору?
- Какие слова помогли автору передать красоту росинки?
- С чем автор сравнивает росинку? (алмазная капелька). Как в литературе называется этот приём? (Сравнение).
- Найдите эпитеты. Какие из них употреблены в переносном значении?
- Найдите слова, в которых выражено отношение автора к тому, о чём
он пишет.
- Итак, книжный стиль имеет две разновидности: научный и художественный стили.
Вывод: второй текст написан в художественном стиле.
Итак, что же характерно для художественного стиля? Какова
его задача (цель)? (Создать яркую картинку). Какие средства обычно используются для создания картины? (Слова в переносном значении, эпитеты, метафоры, сравнения.) Выражается ли отношение автора к изображаемому, его чувства, настроение?
Составление текста в художественном стиле по аналогии с образцом по данному началу.
А сейчас мы составим текст в художественном стиле.
Нам поможет небольшой рассказ Г. Андрияновой:
Тёплое летнее утро. Вздохнул и пробудился ветерок – мальчишка на побегушках. Шалун спугнул синицу с ветки, сорвал лист с молодой осинки, запутался в колючках старой ели, рассердился, ухнул в вышине и умчался. Возмущённая осинка долго лопотала всеми ветками, дрожала всеми листиками, словно озябла.
- О чём этот текст? Какова его тема?
- О каком ветре? С кем сравнивается летний ветерок? Какие действия он совершает? Как в литературе называется этот приём? (олицетворение).
- Удалось ли автору создать яркую картинку?
- В каком стиле написан этот текст?
Задание:
- Нужно рассказать о ветре, дующим в ненастный день поздней осени, как о живом существе.
- Будет ли похож этот ветер на лёгкий ветерок?
- Каким бывает ветер в ненастные дни? С кем его можно сравнить?
Что совершает (творит) злой, неприветливый осенний ветер?
По вопросам отбираются и записываются опорные слова. Возможное
начало: «Поздняя осень. Хмурый, ненастный день…»
Самостоятельная работа.
6. Обобщение изученного.
- Какие стили речи вы знаете?
- Назовите разновидности книжного стиля.
- Каковы отличительные особенности художественного стиля?
7. Домашнее задание.
- Составить текст о дожде в художественном стиле.
Примерный вариант занятий по курсу «Развитие речи»
Разработка 6 занятия (урок № 76, раздел «Слово», 4 класс)
Тема урока: Сочинение по пословице.
Цель: формирование умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.
Задачи:
сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого;
воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.
Оборудование: листы с заданиями, проектор, ноутбук, выставка книг « Пословицы, поговорки»
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Речевая разминка.
-Прочитайте текст:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила бабка с палкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)
-Прочитайте с удивленной интонацией
-с утвердительной.
-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)
III. Подготовительная беседа.
-Прочитайте запись с экрана
Пословица-мудрость народная.
Пословица недаром молвится.
-Как вы понимаете эти выражения?
- Что такое пословица?
- Сообщение ученицы.
Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.
- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.
IV. Проверка домашнего задания.
-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.
V. Физкультминутка
VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля
-Владимир Иванович Даль - великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей.
И составил «Толковый словарь»
VII. Определение пословиц по рисунку.
-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее
«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)
«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)
«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)
VIII. Работа в группах.
-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны.
Рыл яму злодей на дороге лесной,
Чтоб ночью свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
— Постой!
Прохожий ведь вылезет тоже!
Ещё двое суток разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).
-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)
Сел Иван в чужие сани,
Только справиться не смог,
Сани полетели сами-
Вправо, влево-
Вниз и вбок.
Через пень перелетели,
Подскочили раз другой.
Наш Иван лежит в постели
С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)
-Не берись за работу с которой не сможешь справиться.
IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.
- Ребята, кто такой Л.Н. Толстой?
Какие произведения Толстого вы читали?
-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:
Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.
- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.
Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.
- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.
- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что "ложкой кормит, стеблем глаз колет".
- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.
- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.
Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.
Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.
-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?
X. Устное составление рассказа и плана сочинения.
-Прочитайте пословицу и объясните её смысл
«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)
-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.
Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.
Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).
-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)
-Кто это мальчик или девочка?
И так, главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.
- О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).
-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)
-Как назовем эту часть?
-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы
-Как назовем эту часть?
Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)
-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?
-Как назовем эту часть?
Можете написать чему учит эта история.
План.
1) Порученное дело.
2) Дело отложено.
3) Лень победила.
XI. Написание сочинения
-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.
XII. Чтение готовых сочинений и оценка.
XIII.Рефлексия
XIV. Домашнее задание
1уровень - Худо тому, кто добра не делает никому.
- Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу
2 уровень - Вместе тесно, а врозь скучно.
Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.