Просмотр содержимого документа
«Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка»
Формирование текстовой компетенции на уроках русского языка (клоуз-тест)
1. Клоуз-тест позволяет формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.
Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности , но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам), информационная компетенция, коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
ТЕСТ
Жила белка в лесу, ни о чем не тужила. Никто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)
Карта текста
1. Вопросы на восприятие текста:
Как можно сформулировать тему и основную мысль текста?
2. Пропущенные слова: не заботилась, бельчата, зима, вскочила, бежать, обратиться, не спасёт, счастлива.
3. Методические рекомендации: тест составлен для учеников 6 класса. Проводится на уроках развития речи во время работы с понятием «текст».
4. Вопросы к языковому анализу текста:
Определить стиль и тип речи.
В первом абзаце определить способ связи (параллельный; последовательный) и средства связи предложений в тексте.
Выпишите слова, которыми автор называет животное (белка, белочка, лесная жительница). Как называются такие слова? (контекстные синонимы)
Выписать неопределённые местоимения, объяснить их правописание.
2. Клоуз-тест на занятиях по русскому языку может быть использован не только как форма контроля, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, но и как подготовительные, обучающие упражнения - восстановление в тексте опущенных элементов - слов, словосочетаний, предложений - при работе с ключевыми словами. Приведем пример подобного теста, разработанного на основе текста Л.Н.Толстого для учащихся 5 класса. Работа с тестом проводится на уроке развития речи по теме «Стиль и тип речи. Строение текста».
Работая над тестом, учащиеся учатся:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Клоуз-тест способствует формированию коммуникативных способностей и умений, включая:
выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова;
встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»);
восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней;
умение сопоставлять разные версии (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются … в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и … , а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с … , и когда загорится дом, то пожарные … собак … детей. Одна такая собака в Лондоне … двенадцать детей ; её звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она … и … , что в доме … двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и … в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать … к дочери и … от радости, что дочь была … . Пожарные ласкали собаку и … её – не обгорела ли она; но Боб … опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь … и … его. Собака … в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ … то, что она несла, то все … : она несла большую … . ## Л.Н. Толстой. Из учебника Е.И. Никитиной «Русская речь. 5 класс» 174 слова
В какой ситуации возможен данный текст. Обозначьте речевую ситуацию. В соответствии с речевой ситуацией определите стиль и тип речи. (При ответе воспользуйтесь словами:
я думаю, считаю, полагаю…
так как, потому что…
во-первых, во-вторых…
следовательно, значит, отсюда следует, поэтому можно сделать вывод…)
Каким типом речи воспользовались, отвечая на поставленный вопрос?
Озаглавьте текст, определите тему, основную мысль.
Разделите текст на части (начало, основная часть, концовка.).
(Особое внимание учащихся обращается на композиционную завершённость, когда слова в конце текста возвращают нас к заглавию или к началу текста. После восстановления слов в тесте можно продолжить работу над текстом с помощью вопроса: «Каким образом вторая часть (или: какие слова второй части) текста помогает подобрать наиболее точные слова, пропущенные в начале текста, и наоборот: как начало текста подсказывает, какие слова пропущены во второй его части? (
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}