kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевой компетенции на уроках развития речи»

Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

(Степанова А.И.)

Проблемы формирования речевой компетенции в современном мире вызывают большой интерес.

Выпускник школы должен обладать определенными качествами:

  • критически мыслить

  • уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания образования русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Можно определить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении». Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников.

2. Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.

3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к учебным предметам.

4. Речь детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, - однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.

В связи с этим целью педагогической деятельности необходимо сделать формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности.

Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи (устной и письменной). Также важен такой аспект культуры речи как этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т.п.

Задачи, которые необходимо решить учителю русского языка и литературы:

  • Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

  • Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

  • Вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;



Для достижения цели следует использовать педагогические технологии:

  • технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

  • технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

  • информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.



Особое место отводиться урокам развития речи. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала.

Устная работа.

  • Традиционно провожу взаимопро­верку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. За­тем учащиеся меняются ролями, оцени­вают друг друга. Учитель может спро­сить любую пару.

  • Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изучен­ному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом сни­маются монотонность и однообразие уст­ных опросов



Письменные работы.

  1. «Взаимный диктант». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».

  2. «Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает ор­фографическую и пунктуационную зор­кость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.

На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Основой русского языка должна быть работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

Тренировочно- закрепительные упражнения – непременное условие выработки прочных знаний.

Сочинения-миниатюры – тип упражнений, который заключает в себе неограниченные возможности для развития речи. Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, его эмоциональным настроем, теснейшей связью с уроками литературы.

Результативность этой работы заключается в усвоении учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированности навыков самостоятельной работы, что позволяет учащимся конструировать новые тексты и создавать собственные решения проблем, повышении творческого потенциала учащихся, их коммуникативного навыка, познавательного интереса, интеллектуальных знаний, словесно-логического мышления.

Ученики учатся работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретают умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, находить компромисс, логично излагать свою мысль.

В сознании школьников осуществляется синтез логических и ассоциативных структур, что успешно проявляется в речевой деятельности учащихся и по другим предметам.

Пути реализации языковой и речевой компетенции.

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: 

  • Все виды пересказа 

  • Все формы учебного диалога 

  • Доклады и сообщения 

  • Ролевые и деловые игры 

  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 

  • Обсуждение, дискуссия, диспут 

  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 



Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

  • Сочинения и изложения 

  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 

  • Участие в конкурсах сочинений 



Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

 Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

Автор: Степанова Антонина Игоревна

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "интегрированный урок развития речи на тему: "Сочинение - описание по картине А.Галимбаевой "Красный апорт"""
    ["seo_title"] => string(112) "intieghrirovannyi-urok-razvitiia-riechi-na-tiemu-sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-a-galimbaievoi-krasnyi-aport"
    ["file_id"] => string(6) "250258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447063028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы при изучении русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(143) "formirovaniie-riechievoi-kompietientsii-putiom-primienieniia-effiektivnykh-form-i-mietodov-raboty-pri-izuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "271937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451842307"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""What Is Your Favorite Season?" конспект урока "
    ["seo_title"] => string(44) "what-is-your-favorite-season-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "125602"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415018624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125250"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414940444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства