kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевой компетенции на уроках развития речи»

Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

(Степанова А.И.)

Проблемы формирования речевой компетенции в современном мире вызывают большой интерес.

Выпускник школы должен обладать определенными качествами:

  • критически мыслить

  • уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления

  • владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

  • быть коммуникабельным.

Именно поэтому современная концепция содержания образования русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Можно определить ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:

1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении». Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников.

2. Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остаётся недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объёме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.

3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к учебным предметам.

4. Речь детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.

Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, - однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.

В связи с этим целью педагогической деятельности необходимо сделать формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком, разными видами речевой деятельности.

Владение речью на высоком уровне возможно в том случае, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи (устной и письменной). Также важен такой аспект культуры речи как этический, связанный с речевым этикетом: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т.п.

Задачи, которые необходимо решить учителю русского языка и литературы:

  • Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

  • Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

  • Вырабатывать навыки конструирования новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;



Для достижения цели следует использовать педагогические технологии:

  • технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

  • технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

  • информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.



Особое место отводиться урокам развития речи. Они способствуют творческому осмыслению материала, воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала.

Устная работа.

  • Традиционно провожу взаимопро­верку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. За­тем учащиеся меняются ролями, оцени­вают друг друга. Учитель может спро­сить любую пару.

  • Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изучен­ному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом сни­маются монотонность и однообразие уст­ных опросов



Письменные работы.

  1. «Взаимный диктант». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».

  2. «Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает ор­фографическую и пунктуационную зор­кость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.

На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Основой русского языка должна быть работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

Тренировочно- закрепительные упражнения – непременное условие выработки прочных знаний.

Сочинения-миниатюры – тип упражнений, который заключает в себе неограниченные возможности для развития речи. Сочинение-миниатюра должно быть подготовлено всем ходом урока, его эмоциональным настроем, теснейшей связью с уроками литературы.

Результативность этой работы заключается в усвоении учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированности навыков самостоятельной работы, что позволяет учащимся конструировать новые тексты и создавать собственные решения проблем, повышении творческого потенциала учащихся, их коммуникативного навыка, познавательного интереса, интеллектуальных знаний, словесно-логического мышления.

Ученики учатся работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобретают умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, находить компромисс, логично излагать свою мысль.

В сознании школьников осуществляется синтез логических и ассоциативных структур, что успешно проявляется в речевой деятельности учащихся и по другим предметам.

Пути реализации языковой и речевой компетенции.

Формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов. 

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: 

  • Все виды пересказа 

  • Все формы учебного диалога 

  • Доклады и сообщения 

  • Ролевые и деловые игры 

  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 

  • Обсуждение, дискуссия, диспут 

  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 



Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

  • Сочинения и изложения 

  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 

  • Участие в конкурсах сочинений 



Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

 Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование речевой компетенции на уроках развития речи

Автор: Степанова Антонина Игоревна

Дата: 04.06.2020

Номер свидетельства: 552543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "интегрированный урок развития речи на тему: "Сочинение - описание по картине А.Галимбаевой "Красный апорт"""
    ["seo_title"] => string(112) "intieghrirovannyi-urok-razvitiia-riechi-na-tiemu-sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-a-galimbaievoi-krasnyi-aport"
    ["file_id"] => string(6) "250258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447063028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы при изучении русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(143) "formirovaniie-riechievoi-kompietientsii-putiom-primienieniia-effiektivnykh-form-i-mietodov-raboty-pri-izuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "271937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451842307"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""What Is Your Favorite Season?" конспект урока "
    ["seo_title"] => string(44) "what-is-your-favorite-season-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "125602"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415018624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125250"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414940444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства