kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

упражнения по формированию метапредметных УУД

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы»

Формирование метапредметных образовательных результатов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Д.Д., уважаемые коллеги. Тема выступления- «Формирование метапредметных образовательных результатов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Выступление хотелось бы начать словами известного философа Сенека.

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Сенека

В новых Стандартах в качестве основного подхода заложено требование к метапредметным результатам. «Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции - способ деятельности, который можно использовать как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Задания, проверяющие метапредметные умения, включенЫ в состав КИМов на ОГЭ и ЕГЭ. Так, 1,2,3 задания ЕГЭ нацелены на выявление умения владеть способами коммуникативной компрессии информации текста большого объема, для того чтобы понять основное содержание.

Выполняя задание 20, выпускники должны ответить, какие из высказываний соответствуют (или не соответствуют) содержанию текста. Задание 25 -среди критериев оценивания сочинения есть те, которые направлены на выявление понимания содержания исходного текста. Справиться с этим заданием помогут навыки смыслового чтения.

Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все его детали.

Упражнения, которые можно использовать для формирования навыков смыслового чтения.

  1. Упражнение «Перевод с русского на русский» . Задание: прочитай сложное предложение в тексте и произнеси его более простыми словами( или передай содержание абзаца простыми предложениями)

  2. Упражнение «Редактор». Задание: упрости предложение так, чтобы смысл не потерялся (эти упражнения можно использовать при обучении написанию сжатого изложения.

  3. Упражнение «Слепой текст». Задание:заполни пропуски в тексте, используя информацию учебника.

Какие же упражнения можно использовать для формирования и развития метапредметных образовательных результатов на ур.рус.яз.и лит?

З-Х-У

Работа с таблицей, ведется на всех стадиях урока.

Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся вносят в нее те сведения, которые им известны. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать. После объяснения учителя или прочтения и обсуждения текста, учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Прием «Лови ошибку»

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки группой или индивидуально. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает результат перед всем классом.

Пример. Учитель дает несколько правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов или персонажей произведения. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору или герою произведения. Доказывают свое мнение, опираясь на художественный текст.

Прием «Логические цепочки»

Этот прием помогает проверить усвоение любой информации, логичность её расположения .

Например, при подготовке к изложению, сочинению можно предложить ученикам план будущего текста, пункты которого поменять местами либо добавить или исключить некоторые пункты, и попросить проверить правильность изложения информации.

«Мини-проекты»

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлЕксии.

Пример. При изучении темы «Лексика» в 5 классе можно выполнить мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

«Чтение с остановками»

Материалом для приема «Чтение с остановками» служит текст, который можно разбить на смысловые отрывки. Остановки после каждого отрывка - своеобразные границы между известной и неизвестной информацией. Применение данного приема происходит в 3 этапа.

I стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить, о чем будет текст.

II стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

III стадия - рефлЕксия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.

Одним из способов формирования метапредметных навыков являются интегрированные уроки или интегрированные задания. Это позволяет привлекать сведения из различных областей науки.

В качестве примера межпредметной интеграции можно привести урок русского языка и математики в 6 классе «Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» .

На уроках литературы не уйти от интеграции с историей: изучение биографии писателя или исторической основы произведении требует опоры на определённую историческую эпоху. Нельзя раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал.

В заключение хотелось бы привести слова И.Г. Песталоцци:  «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». А помогать учащимся в раскрытии этого нового будет умение учиться.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мавлиева Альфия Мирхазиановна

Дата: 02.09.2018

Номер свидетельства: 476970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_metapredmetnykh_rezultatov_uchashchikhsia_na_urokakh_russkogo_iaz_1"
    ["file_id"] => string(6) "636085"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1693296660"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "239185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444737470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства