Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - Учитель!"»
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Вишнёвская средняя школа»
Эссе
«Я - учитель!»
(Обобщение педагогического опыта)
учителя русского языка и литературы
Федорович Светланы Вольдемаровны
с. Вишнёвка
2016 год
Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя Свободный ум; Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг Благородный. Они в самом тебе, ты сам Свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты Свой труд. А.С.Пушкин
Двадцать семь лет назад я переступила порог Вишнёвской средней школы и с тех пор так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Сама себе задаю вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне? Прекрасный, дружный, творческий коллектив школы?» Да, безусловно! А ещё ощущение того, что я нужна этим детям. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, не вооружившись современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Моя задача – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Я учитель! Учитель … слово-то какое! Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в его руках, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание. Ещё Максим Горький говорил: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.
Профессия учителя – дело всей жизни. И как мы её проживём, какой след оставим после себя — зависит от нас самих. Я полностью согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия.
Профессиональные качества учителя надстраиваются, как на фундаменте, на основе общечеловеческих свойств и качеств личности. Эти качества включают такие компоненты: общая и педагогическая эрудиция, педагогическая диагностика, педагогическая технология и научно-исследовательская работа по педагогике. Доброта, милосердие, честность, порядочность, толерантность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в детях на своих уроках. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. В этом и заключается моя педагогическая философия. А ещё это и мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям, коллегам. Понимать их, сопереживать вместе с ними.
Ученик берет пример, прежде всего, с самого учителя. Значит, я должна показать себя нравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя. Учиться всю жизнь, учиться у детей, других учителей – моя главная цель. Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. К сожалению, такого рецепта не существует. Но как замечательно видеть горящие любопытством глаза, ожидающие чуда. Какое удовольствие испытываешь, видя, как твои ученики с легкостью справляются с трудными заданиями, с желанием принимают участие в различных творческих конкурсах, с интересом занимаются исследовательской работой, ждут твоей оценки.
Учитель находится в постоянном поиске, именно поэтому в течение всей своей педагогической деятельности я стараюсь найти те изюминки, интересные задания, нестандартные подходы, инновационные формы работы, которые помогут увидеть блеск ребячьих глаз, воспитать в них доброту, понимание, отзывчивость? Я живу, чтобы быть полезной, нужной обществу, моим ученикам, и мне очень хочется видеть ежедневно детские глаза, светящиеся от радости познания науки.
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
Я не жалею, что когда-то выбрала нелегкий труд учителя. Мой педагогический стаж - 27 лет, из них ни минуты сожаления о принятом когда-то решении поступить в педагогический институт на филологический факультет.
Целью темы самообразования, над которой я работаю в течение последних 5 лет - «Нестандартные уроки русского языка и литературы как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся» - является выявление роли нестандартных уроков, форм и методов проведения таких уроков, задачей которых является воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. Это уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия, уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер», пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал, уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, подарок от Хоттабыча, КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков», урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, уроки деловой игры, конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
За время работы над этой темой мною проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия:
Урок - игра «АБВГДЕЙКА», 5 класс Деловая игра «В мире сказок», 5 класс Игра «Умники и умницы», 6 класс КВН «На заоблачном Олимпе», 6 класс Урок–игра «Чудеса в доме «Наречие», 7 класс Урок - литературная гостиная « По страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, 8 класс Конкурс «Состязание эрудитов русского языка», 8 класс Лингвистический марафон «В мире русского языка», 8-9 классы Урок-практикум «Правописание имен существительных», 10 класс Игра «Говорун-шоу», 10 класс и другие.
На таких уроках я использую различные нестандартные формы и методы обучения русскому языку и литературе:
Ассоциативный ряд, опорный конспект , мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, эссе, ключевые термины,тренинги, ролевые игры, мозаика, дидактическая игра, исследование текста, работа с тестами, микрофон, незаконченное предложение и другие.
Проведение нестандартных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Данные уроки позволили развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, пишут сочинения, участвуют в олимпиадах).
Мои ученики – победители международных дистанционных конкурсов «Инфоурок», «Новый урок»: Марчевский В., Кашникова К., Малиновская Д. – 8 класс – обладатели дипломов 1,2 степени по русскому языку и литературе, Малиновская О., Багинская А., Фадина А. - 10 класс - обладатели дипломов 1-3 степени. Активное участие мои ученики принимают в конкурсах сочинений. Так, в 2015 году Малиновская О., ученица 9 класса, заняла 3 место в областном конкурсе сочинений «В величии моей земли – её неповторимое богатство», посвящённом 550-летию Казахского ханства, её сочинение опубликовано в сборнике.
Мною опубликованы 9 разработок уроков на сайте «Продлёнка» (2014 год). Неоднократно принимала активное участие в республиканской дистанционной олимпиаде по русскому языку «КИО»: в 2014 году по итогам олимпиады получила сертификат с отличным результатом.
Работа в школе мне доставляет истинное удовольствие, на каникулах начинаю скучать по детям, урокам.
Я – учитель, говорю это с гордостью, я люблю свою профессию, потому что считаю, что нет на свете дела «лучше учителя в школе», нет большего счастья, чем дружба с ребенком:
Я учитель сельской школы, Жизнь не мыслю без детей, Без уроков, педсоветов, Без кружков и без идей. Я учу детей учиться, Рассуждать и размышлять, Не стоять, а вверх стремиться, О душе не забывать... Миновало четверть века, Как стою я у доски… Этим я вполне довольна: Жизнь моя – ученики…