kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс по русскому языку рассчитан на 1 час.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тундутовская средняя общеобразовательная школа»


СОГЛАСОВАНО

На заседании педагогического

Совета

Пр. № _______

от «_ _» 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

___________ /__Зинченко Н.А/

Пр. заседания ШМО

№ _ от «__ » ____ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

Тундутовская СОШ

______/И.В.Непенкина/

Приказ № _

от «_ » ____ 2018 г.


Рабочая программа

по элективному курсу

по русскому языку

"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"


11 класс

2018-2019 учебный год





Составитель:

Зинченко Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории




2018г.


Программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объем различных форм учебной работы:

Всего занятий 34 часа

В том числе:


Лекции 5 часов

Практические занятия 15 часов

Самостоятельная работа 8 часов

Проектная деятельность 4 часов

Форма контроля

(защита проектов, рефератов) 2 часа

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / под редакцией А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10—11 кл, М.: Просвещение, 2016,

Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации" рассчитана на учащихся 11-х классов.

Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.

В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:

  1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

  2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.

  3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

  4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

  5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.

  6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.

  7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака.


В программе представлен тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.

В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:

1.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 2016.

2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2014.

3..Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2016.

4.Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 2014

Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.


Программа элективного курса

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (34 часа)


Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.


Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.


Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.


Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.


Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.


Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.


Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.


Итоговое занятие – 1 ч.






Тематический план



Тема

Количество

часов

Дата проведения

1

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.


  1. Слоговой принцип русской графики.

  2. Обозначение гласных после шипящих и ц.

  3. Отступления от слогового принципа русской графики.

3



1

1

1


2

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.


  1. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.

  2. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

  3. Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].







  1. Правописание одного и двух н.

  2. Употребление и правописание частиц не и ни.


10




3


4




3


3

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.




4


4

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.


  1. Слитное и раздельное написание не.

  2. Разграничение приставки не- и частицы не.

  3. Слитное и раздельное написание не с формами на –мый.

  4. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.


4



1

1

2


5

Основные тенденции в употреблении знаков препинания.


  1. Историческая изменяемость пунктуации. Точка. Точка с запятой.

  2. Двоеточие.

  3. Тире. Многоточие.










3



1


1

1


6

Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.


  1. Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.

  2. Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания при номинативных конструкциях.

  3. Знаки препинания в сложном предложении.

  4. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложных предложений.

  5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания








  1. при вводных и вставных конструкциях.

  2. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.

  3. Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.

7



1




1



1


2


2







7

Норма в пунктуации и проблема выбора знака.


Понятие нормы применительно к знакам препинания

  1. Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.







2



2




Итоговое занятие


1



Итого

34




Литература

Для учителя:

  1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2016

  2. Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 2013.

  3. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 2009.

  4. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2015.

  5. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 2014.

  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2014

Для обучающихся:


  1. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 2014

  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2009.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 2014.

  4. Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

  5. Словарь лингвистических терминов. М: 2009.

  6. Толковый словарь Ожегова. М., 1994.

  7. Толковый словарь Даля. М., 2014.

  8. Этимологический словарь. М., 2012.






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________ Сурикова И.Н.



______________ 2018__ года

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Элективный курс по русскому языку

Автор: Зинченко Наталья Александровна

Дата: 11.02.2019

Номер свидетельства: 499365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(112) "eliektivnyi-kurs-russkii-iazyk-formirovaniie-iazykovykh-kompietientnostiei-tieoriia-i-praktika-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "226999"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440571342"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Элективный курс. Русский язык. 10-11 класс."
    ["seo_title"] => string(42) "eliektivnyi-kurs-russkii-iazyk-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "309644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458832578"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа элективного курса русскому языку: «Теория и практика работы с текстом». "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-eliektivnogho-kursa-russkomu-iazyku-tieoriia-i-praktika-raboty-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "165122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422773655"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "программа элективного курса по русскому языку "Практикум по русской словесности" (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-praktikum-po-russkoi-sloviesnosti-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427441135"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства