Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тундутовская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
На заседании педагогического
Совета
Пр. № _______
от «_ _» 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
___________ /__Зинченко Н.А/
Пр. заседания ШМО
№ _ от «__ » ____ 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
Тундутовская СОШ
______/И.В.Непенкина/
Приказ № _
от «_ » ____ 2018 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
по русскому языку
"Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
11 класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Зинченко Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
2018г.
Программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем различных форм учебной работы:
Всего занятий 34 часа
В том числе:
Лекции 5 часов
Практические занятия 15 часов
Самостоятельная работа 8 часов
Проектная деятельность 4 часов
Форма контроля
(защита проектов, рефератов) 2 часа
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» / под редакцией А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10—11 кл, М.: Просвещение, 2016,
Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации" рассчитана на учащихся 11-х классов.
Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-9 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.
При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.
В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс (34 часа) может быть предложен в течение всего учебного года. Программа состоит из 7 тем:
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
В программе представлен тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
1.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 2016.
2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2014.
3..Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2016.
4.Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 2014
Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.
Программа элективного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (34 часа)
Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.
Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 10 ч.
Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 4 ч.
Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 4 ч.
Тема 5. Основные тенденции в употреблении знаков препинания. – 3 ч.
Тема 6. Система употребления знаков препинания с учётом современной практики. – 7 ч.
Тема 7. Норма в пунктуации и проблема выбора знака. – 2 ч.
Итоговое занятие – 1 ч.
Тематический план
№
Тема
Количество
часов
Дата проведения
1
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Слоговой принцип русской графики.
Обозначение гласных после шипящих и ц.
Отступления от слогового принципа русской графики.
3
1
1
1
2
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем.
Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о].
Правописание одного и двух н.
Употребление и правописание частиц не и ни.
10
3
4
3
3
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
4
4
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Слитное и раздельное написание не.
Разграничение приставки не- и частицы не.
Слитное и раздельное написание не с формами на –мый.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
4
1
1
2
5
Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
Историческая изменяемость пунктуации. Точка. Точка с запятой.
Двоеточие.
Тире. Многоточие.
3
1
1
1
6
Система употребления знаков препинания с учётом современной практики.
Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. Знаки препинания при оформлении перечней.
Употребление тире в простом предложении. Знаки препинания при номинативных конструкциях.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и однородными частями сложных предложений.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания
при вводных и вставных конструкциях.
Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
Знаки препинания при прямой речи и цитатах. Употребление кавычек.
7
1
1
1
2
2
7
Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
Понятие нормы применительно к знакам препинания
Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.
2
2
Итоговое занятие
1
Итого
34
Литература
Для учителя:
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2016
Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 2013.
Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 2009.
Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2015.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 2014.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2014
Для обучающихся:
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 2014
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2009.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 2014.
Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.