Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА"
Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА"
Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и слушателей подготовительных курсов. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА" »
Утверждено педагогическим советом МОУ СОШ № 80 с УИОП г. Хабаровска
30 августа
Русский язык. Формирование языковых компетентностей.
Теория и практика. Подготовка к ГИА
(программа элективного курса)
Пояснительная записка
Элективный курс "Русский язык. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. Подготовка к ГИА" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и слушателей подготовительных курсов. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель элективного курса – формирование у слушателей предметных компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА).
Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
овладеть формами обработки информации исходного текста;
научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
Методические рекомендации
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ГИА содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2012 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения, так как есть изменения в демоверсии 2012 г.
При подготовке к ГИА, кроме известных учебников, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендуется использовать методические и практические материалы учебных пособий:
1. ГИА. Русский язык. 9 класс. Полный курс А В С - Изложение - Экзамен - Хаустова - 2011.
2. ГИА. 2011. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс - АСТ - Цыбулько - 2011.
3. Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7-9 классы - Академия Развития - Добротина - 2010.
4. Подготовка к экзамену по русскому языку. Практикум. 9 класс - ЦРО - Акимова -Х: 2009.
5. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2011 - Дрофа - Пахнова - 2011.
6. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2011.
Примерное тематическое планирование курса (34 ч.)
№
Раздел школьной
программы
Тема элективного занятия
Задания ГИА
Час
1
Введение: цели и требования ГИА. Содержание КИМов по русскому языку. Критерии оценивания.
ДемоверсияИнструкция по выполне- нию работы
1
2
Речеведение
Текст. Признаки текста. Тема. Проблема. Идея. Виды и средства связи предложений в тексте.
С1,С2,А1
1
3
Речеведение
Текстоведение
Текст. Функциональные стили речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности текстов разных стилей речи.
Текст. Изложение. Элементы сжатия текста: упрощение, сокращение, обобщение.
С1
1
6
Речеведение
Текст. Анализ текстов, предложенных для написания сжатого изложения.
С1
1
7
Речеведение
Практическая работа. Написание сжатого изложения по предложенному тексту.
С1
1
8
Речеведение
Текстоведение
Текст. Выразительность русской речи. Понятие о тропах. Анализ выра- зительных средств языка в предло- женном тексте разного стиля.
А3
1
9
Фонетика
Орфография
Понятие о звуках речи. Гласные и согласные. Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. Гласные после шипящих. Разделительные знаки. Буквы о-е после шипящих.
А4
1
10
Морфемика
Словообразо-
вание
Понятие о морфеме как значимой части слова. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слов.
А5, А6, А7
1
11
Морфемика
Словообразо-вание
Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся).
С1, А5, С2
1
12
Морфемика
Словообразо-вание
Правописание приставок. Неизме- няющиеся приставки. Приставки на з- и с-. Правописание приставок пре- и при-.
С1, А6, С2
1
13
Лексикология
Понятие о лексике. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Виды синонимов. Антонимы.
А2, В1, В2
1
14
Лексикология
Фразеология
Лексика с точки зрения происхож- дения, сферы употребления. Фразе- ологические обороты.
А5, В1
1
15
Морфология
Орфография
Понятие о самостоятельных и служебных частях речи. Морфоло- гический анализ слова.
А7, В3
1
16
Морфология
Орфография
Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
А7
1
17
Морфология
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи. Правописание -НЕ- с различными частями речи.
С1, С2
1
18
Практическая работа по заданиям контрольно-измерительных материа- лов.
А3-А7, В1, В2
1
19
Синтаксис
Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний: сочинительные и подчинительные. Способы подчи- нительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания.
В2
1
20
Синтаксис
Простое предложение. Виды предложе -ний. Грамматическая основа предложе -ния. Главные и второстепенные члены предложения.
В3
1
21
Синтаксис
Пунктуация
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения.
В4
1
22
Синтаксис
Пунктуация
Осложненное простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Знаки препинания при обособленных и уточняющих членах.
В4
1
23
Синтаксис
Пунктуация
Осложненное простое предложение. Предложения с вводными словами и обращениями.
В5
1
24-25
Синтаксис
Пунктуация
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчи- ненные предложения.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
В6, В7, В8
2
26
Синтаксис
Пунктуация
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
В9
1
27
Практическая работа по заданиям контрольно-измерительных материалов.
В3-В9
1
28
Речеведение
Текстоведение
Текст. Функциональные стили и типы речи. Рассуждение.
С2
2
29-30
Речеведение
Текст. Анализ текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложен- ной цитате.
С2.1
2
31-32
Речеведение
Текст. Анализ текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания предложенного текста.
С2.2
2
33
Речеведение
Текст. Анализ текста. Написание сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем, с анализом ученических работ.