Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс. Русский язык. 10-11 класс.»
Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
(МОБУ СОШ с. Мирный)
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____
от «____»_________ 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы №____
от «____»_______________ 2015г.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
_____________ Касимова Е.Ф.
«____»_______________ 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку для 10-11 классов
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля))
«Избранные вопросы русского языка»
Учителей:
Сагитовой И.Н
Ткачевой Е.В.
Ф.И.О. учителя-разработчика
с. Мирный 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Главной особенностью ЕГЭ по русскому языку состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 39 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С - написании сочинения-рецензии. В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся. С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке. Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.
Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели элективного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование практической грамотности;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Своеобразие и специфика данной Программы элективного курса состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 33 часа в неделю, 11 класс – 33 часа в неделю; всего 66 часов, чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2015-2016 учебного года.
Орфография: правописание НЕ и НИ. Основные способы словообразования.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи.
Текст. Средства связи предложений в тексте.
Лингвистический анализ текста.
Средства художественной выразительности в текстах различных стилей.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Экспертная оценка творческих работ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прогнозируемый результат
Программа занятий предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№
занят
Дата
провед.
Тема занятия
к-во
час.
форма занятия /соответствие заданиям ЕГЭ
10 КЛАСС- 32 ЧАСА
1
4.09
Введение. Нормативные и методические документы по Г(и)А. Особенности ЕГЭ по русскому языку
1
лекция
2
11.09
Спецификация, кодификатор и демонстрационная версия экзаменационной работы.
1
практикум
3
18.09
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.
1
лекция
практикум
4-5
25.09
2.10
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
2
работа с тестами
6-7
9.10
16.10
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне.
2
практикум
8
23.10
Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.
1
самост.работа
9-10
30.10
6.11
Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
2
работа с тестами
11
13.11
Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.
1
практикум
12
20.11
Морфологический анализ слов разных частей речи.
1
исслед.работа
13
27.11
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.
1
самост.работа
14
4.12
Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.
1
практикум
15
11.12
Правописание корней и приставок.
1
практикум
16
18.12
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
1
исслед.работа
17
25.12
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-).
1
тренинг
18
15.01
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
1
работа с тестами
19
22.01
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
1
исслед.работа
20
29.01
Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.
1
самост.работа
21
5.02
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.
1
тренинг
22
12.02
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
1
практикум
23
19.02
Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.
1
практикум
24
26.02
Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)
1
тренинг
25
4.03
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
1
практикум
26
11.03
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
1
практикум
27
18.03
Синтаксическая синонимия. Тренировочно - диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»
1
самост.работа
28
8.04
Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)
1
работа с тестами
29
15.04
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
1
работа с тестами
30
22.04
Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях
1
практикум
31
29.04
Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
1
работа с тестами
32-
33
34
6.05
13.05
20.05
Итоговая зачетная работа по тестам, (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)
Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.
1
работа / текст
5
3.10
Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста.
1
исслед.работа
6
10.10
Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).
1
работа / текст
7
17.10
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.
1
практикум.
8-9
24.10
7.11
Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
2
практикум
10
14.11
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)
1
мини-исслед.
11
21.11
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте.
1
мини-исслед.
12
28.11
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
1
13
5.12
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст»
1
14
12.12
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
1
лекция
практикум
15
19.12
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.
1
работа / текст
16
26.12
Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет.
1
практикум
К1
17
16.01
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.
1
мини-сочин.
К2
18
23.01
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.
1
мини-сочин.
К3
19
30.01
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.
1
мини-сочин.
К4, К11
20-21
6.02
13.02
Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
2
исслед.работа
К4
22
20.02
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы
1
практикум
К5
23
27.02
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.
1
практикум
К6, К12
24-25
5.03,
12.03
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)
2
сочинение
К1-К12
26
19.03
Анализ и редактирование своих работ
1
самост.работа
27-30
9.04,
16.04,
23.04
30.04
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.
4
тренинг
31-33
7.05
14.05
21.05
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ
3
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Влодавская Е.А. ЕГЭ. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.: «Экзамен», 2006.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987