Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Глобальные экологические проблемы современности значимы и актуальны не только для отдельного человека, но и для всего человечества, а экологическая безграмотность может привести к необратимым последствиям. В этой связи закономерен вопрос о воспитании у школьников экологической культуры: развития экологического мышления, потребности принять личное участие в сохранении окружающей среды и т.д. Учитель-словесник имеет, на наш взгляд, наибольшие возможности для воспитания у детей чувства ответственности за природу с помощью художественных средств литературы. Кроме того, мир природы, мастерски описанный различными поэтами и писателями, может сильно воздействовать на нравственное развитие личности школьника.
В программах гуманитарных учебных дисциплин основное внимание уделяется таким аспектам взаимодействия природы и общества, как преобразующий природу труд и воздействие природы на нравственно-эстетическое развитие личности. В этой связи информация об окружающем мире, которую учащиеся получают в процессе изучения литературы и предметов эстетического блока, выступает в двух формах: образной и логической.
Роль русского языка как учебного предмета в экологическом воспитании обусловлена его функциями средства приобретения знаний и формирования видов речевой деятельности, которые предусматривают, с одной стороны, осмысление и репродуцирование различных текстов (в том числе учебной информации экологического характера), с другой - свободное выражение собственных суждений и высказываний. В качестве дидактического материала могут выступать художественные тексты, несущие экологическую информацию:
тексты описательного характера с преобладающей эстетической направленностью;
тексты, содержащие научно-популярную информацию о природе;
тексты описательного характера с преобладающей патриотической направленностью;
"природоохранительные" тексты.
Соответственно этапам процесса обучения русскому языку и изучения теоретического лингвистического материала наиболее результативно формирование у учащихся ценностных знаний в двух направлениях:
при работе с текстами на уроках развития речи (в процессе анализа образов и понятий);
при изучении грамматического материала.
Содержание работы определяется потенциальными возможностями текстов. Организация работы должна быть такой, при которой взятый для анализа или практического исследования текст не был бы чужеродным уроку русского языка, а обогащал его своим содержанием и помогал с интересом выполнять учебные задачи.
Устные рассказы учащихся об увиденном в природе выступают как один из материалов по экологии на уроках русского языка. Наблюдение за природой в реальной действительности и умение поделиться своими наблюдениями на уроке приобщает школьников к живому, полному красок и звуков миру. Как передать в слове то, что увидел и почувствовал, как полнее выразить свое отношение, что выбрать объектом внимания - решает сам ученик. С точки зрения учебного предмета обучающим моментом является формирование умения изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, использовать изобразительно-выразительные средства языка.
Обучение сочинениям о природе необходимо предварять работой с тестовым материалом, которым является художественный текст-описание природы: характеристика темы, идеи, композиции, художественных средств произведения, творческой манеры писателей.
Работа по репродукциям картин известных пейзажистов включает в себя раскрытие цветового решения, найденного художником, формирование умения словами передавать красоту русской природы, на практике применяя полученные знания по грамматике с целью передать сокровенное, эмоциональное.
Учитель-словесник, творчески подходя к каждому уроку и используя материалы для экологического образования и воспитания, знакомит учащихся, прежде всего, с проблемами природопользования, привлекает внимание к практической деятельности в родном крае. Важно формировать у социально ценные потребности и мотивы, побуждающие к активной работе по охране окружающей среды, стремлении к общению с природой, к познанию ее тайн, способности испытывать глубокие нравственные и эстетические чувства при этом. Каждый человек должен сам открывать для себя мир природы, учиться воспринимать ее красоту и охранять ее от неблагоприятных воздействий. Педагог должен только помочь этому, должен воспитывать у школьников осознанное отношение к защите природы, в том числе и с помощью средств художественной литературы.