Формирование экологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Формирование экологических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Экологическое образование и воспитание играет большую роль в учебно-воспитательной работе школы, и экологические знания учащихся можно повысить и через уроки русского языка, используя соответствующий материал. Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических понятий на уроках русского языка в начальной школе»
Формирование экологических понятий
на уроках русского языка в начальной школе.
Учитель начальных классов
Усманова Зульфира Габжаватовна
Самарская область
Большеглушицкий район
ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Южный
2024г.
Дети и Природа! Я не могу их разделить – они едины. Для детей естественна тяга к красоте, но еще не всем знакомо чувство сопереживания беде и боли. Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу – значит творить добро. Необходимо научить школьников чувствовать, понимать, что природа составляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источника природных ресурсов; как среда жизни человека; источник его сил и здоровья; как средство духовного развития личности. Была разработана система уроков с экологическим содержанием в процессе обучения русскому языку и на отдельных этапах урока. Работа по экологическому воспитанию начинается с 1 класса. При обучении русскому языку я ориентируюсь на интересы учащихся и их способности. Каждый урок сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, цифровыми данными, карточками . Для формирования экологической грамотности с учетом возрастных особенностей детей применяются стихи загадки , пословицы, поговорки, скороговорки, фразеологические обороты с экологической тематикой ). Используются следующие приемы: написание сказок и рассказов , «письма животным», «поселение» животного в домик, «посадка» растения на грядку, чтение и анализ экологических сказок , обработка результатов опытов, наблюдений, проведение викторин , устных журналов , выпуск стенгазет, «молний» и др.
Открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. Как показали наблюдения, загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей. Поэтому в учебный процесс вводятся загадки, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности.
Для развития орфографической зоркости используются скороговорки с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и другие.
В начальной школе можно и нужно учить детей пониматьэкологические тексты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка используются тексты, содержащие сведения об объектах живой природы (о воде, воздухе, почве, растениях и животных). Это диктанты ), изложения ), сочинения), так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете. Тексты для диктантов и изложений взяты в основном из произведений художественной литературы, изучаемых на уроках или рекомендованных для внеклассного чтения. Они призваны помочь через красоту природы влиять на душу ребенка.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в приложении 10).
При работе по развитию речи предлагаются задания экологического содержания (см. приложение 11) : объяснить значение пословиц: «Возле леса жить – голодному не быть», «Много снега – много хлеба», «Лес и вода – брат и сестра» и другие.
На уроках дети составляют рассказы по картинкам или на заданную тему, например «Что мне рассказал весной скворец?», «Мое любимое дерево» и т.д.
^ Задания по русскому языку экологического характера направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Они помогают учителю управлять деятельностью младших школьников по изучению и охране природной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.
Для осуществления экологического образования на уроках русского языка большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения. Работая с текстом учебника, ребята задумываются, о чем этот текст, отвечают на вопросы, рассказывают о каждой прилетевшей к кормушке птице. После беседы делается обобщение. Например, вот так организуется работа с текстом в 1 классе:
- Посмотрите на данную запись. Попытайтесь определить название текста.
венница
- Текст называется лиственница.
- В тексте вам встретится новое слово. Прочитайте его. (На доске пунктиром написано слово сваи.) - Что такое сваи? Прочитаем толкование этого слова в словаре. - Прочитайте текст. Подумайте, почему люди мастерили сваи из лиственницы?У лиственницы тяжелая древесина. Дерево может утонуть в реке. Древесина очень долговечна. Она не гниет в почве и даже в воде. Из нее люди мастерили сваи для мостов.
- Что мастерили люди из лиственницы и почему? Составьте ответ из одного предложения. Учитель сообщает о том, что лиственница занесена в Красную книгу и проводит беседу о Красной книге.
Большое значение для развития речи имеет работа по написанию сочинений по материалам экскурсий в природу , о домашних животных, которые есть в семье, о любимом дереве .
На уроках дети составляют и записывают предложении природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, разных объектах природы. 2. Природоведение и русский язык
Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени
прилагательном как части речи»
На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа
имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного,
знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием
весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе. ^ Элементы экологического воспитания имеют место на любом этапе урока русского языка. Приведу примеры формирования экологических понятий на различных этапах.
Каждый урок начинается с мобилизующего этапа. Его цель – в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств.
Вот один из вариантов организации мобилизующего этапа в 1 классе:
Содержание мобилизующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте составляет группа упражнений. Упражнения такого рода рассчитаны на 2-3 минуты ежеурочного применения.
Для развития экологических понятий используются упражнения с детскими игрушками. Выкладывается 4 игрушки зверей, птиц. Домашних животных. Детям предлагается назвать хором выставленные игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постараться их запомнить. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время учитель осуществляет перестановку двух игрушек. Детям предлагается открыть глаза и ответить на ряд вопросов:
- Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально, и в какой последовательности они находятся после перестановки?
- Какие игрушки поменяли свои места?
- Какие животные живут в лесу, дома?
- Какие птицы не улетают в теплые края?
- Каких птиц нашей области ты знаешь? И т.д.
Постепенно увеличивается количество игрушек и число их перестановок. В процессе ежеурочного выполнения такого типа упражнений школьники практически овладевают умением правильно составлять предложения; связно, логически излагать свои мысли, строить рассуждения. У них интенсивно развиваются устойчивость внимания, объем памяти, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, расширяются знания об объектах природы, охране природы.
^ Ознакомление с новым учебным материалом. происходит с помощью частично-поискового метода. Использование природоведческого материала способствует стимулированию интеллектуального развития (см. в приложении17) Вот так можно провести этот этап в 1 классе при изучении темы «Знакомство с новым звуком».
- Во время знакомства с новым звуком мы с вами совершим прогулку, а куда – вы определите самостоятельно по данной схеме:
зеленый
красный
синий
- Мы сегодня совершим прогулку в лес.
- Произнесите слово лес, выделяя указанный в схеме звук.
-Лес-–с. Назовите выделенный звук.
-Звук[с].
Проводится работа по характеристике звука [с].
- Вот мы и в лесу. Назовите животное, которое нам встретилось. Оно крупное, с ветвистыми рогами. В его названии один слог.
- Какую работу можно выполнить со словом лось в соответствии с темой урока?
^ Далее проводится работа над звуком. [с’]
- В лесу много привлекательного. Радуют глаз цветы и деревья. Мы с наслаждением слушаем пение птиц. Назовите птиц, которые встречаются в лесу, чередуя звуки [с] и [с’] в начале слова со словами. Где они находятся в середине или в конце.
- Сорока, клест, сокол, ястреб, снегирь, чибис, сова и т.д.
^ Экологическая беседа «Птицы – наши друзья».
Физкультминутку можно провести с дидактическим заданием по теме урока, в русле его сюжетной линии, с небольшой мыслительной нагрузкой, используя природоведческий материал. Подобным образом организованная физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока и в то же время помогают повторить и систематизировать знания об объектах природы, их свойствах. Например:
- Я буду произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [у], вы выполняете движение, о котором говорится в предложении. Если в предложении нет слов с таким звуком, вы делаете движения руками, как бы отталкивая что-либо.
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы экологических знаний учащихся путем специфического подбора и компоновки языкового материала природоведческого характера.
Организованная таким образом работа не только способствует приобретенных знаний, но и способствует развитию интеллектуальных способностей и формированию таких экологических понятий, как среда обитания природного объекта, образ его жизни, пищевых связях.
Во втором классе подбор материала зависит от того, комплекс каких качеств и умений формируется на этом этапе. Например, целью закрепления знаний на уроке «Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах» является развитие внимания, логического мышления. . Организованная соответствующим образом работа приводит к развитию интереса детей к природе, к изучению и осмыслению связей между объектами природы.
^ Словарно – орфографическая работа. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, гусеница, сорока и др.). Детям предлагается рассказать о том, что они знают о том или ином представители природы, установить природные связи между объектами, обозначенные словами. Например, как связаны между собой гусеница, муравей и медведь? И тут же дети составляют цепи питания, куда входят словарные слова: гусеница - муравей - медведь. (желудь – кабан – волк и т.д.). Таким образом, повторяются и расширяются знания об объектах природы, об условиях их жизни, пищевых связях между ними. Знакомство с новым словарным словом можно провести с использованием энтомологических справок.
Работа такого рода повышает интерес не только к русскому языку, но и углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию слова и его орфографии.
Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом обучении. Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации»
растущего человека. Именно на интегрированных уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического образования.
Следуя этому, были разработана система интегрированных уроков с экологической направленностью (
Вот краткое описание интегрированных уроков.
1. Русский язык и чтение.
2. Природоведение и русский язык (см. в приложении21).
Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени
прилагательном как части речи»
На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа
имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного,
знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием
весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.
Экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах.
Изучив различную литературу, я пришла к выводу, что экологическое образование и воспитание может проходить через загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Я решила показать на примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность. Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения.
Например, можно провести следующую работу со словарным словом – береза. «Работа со словом»
- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)
- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?
- А знаете ли вы чем полезно это дерево?
Это интересно: (дополнение к сказанному)
На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почиталиберезу священным деревом. На Руси это растение было связано с весеннимицерковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенниепраздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцысвязывали немало примет:
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
- Овес сей, когда береза распускается.
Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в различных отраслях. Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний. Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные поделки. Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез, а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в нее не попали споры грибка.
«Это интересно» Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин
«Береза»».
На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным,
разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из
стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду, а
голубь только 9. За день пчела успевает опылить 7000 цветков. Для сбора 1
кг меда одной пчеле нужно «налетать» около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков.
Викторина «Что? Где? Когда?»
«Знаешь ли ты птиц?»
1) Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
2) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название?
Большую часть пути с юга она шагает пешком. Она является объектом спортивной охоты. (Дергач)
3) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
4) Название какой птицы составлено из звуков, которые издают эти птицы? (Грач)
5) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (Сыч)
3. Напишите стихотворение о зиме используя слова:
… снежинки
… на тропинке
… у реки
… уголки
…дома
…зима.
4. Обогатите текст «красивыми» словами.
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежа на деревьях.
5. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – … и … . (густая и пушистая)
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
6. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во второй – домашних. Выдели орфограмму.
7. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу играть. А потом стали снежную бабу лепить. Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать. Потекли ручьи. Все ребята рады. IV. Словарная работа. (Открывается “Книга жалоб”)
Жалоба уток
“Злой охотник решил пострелять в такое время, когда охота запрещена, так как у уток появились утята”.
Ребята мы спасем уток, если правильно запишем словарные слова: ___________________________________________________________________________________________________________. Утки спасены. Молодцы.
V. Работа по теме урока.
Жалоба Лесовичка - хозяина леса
“Совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Хуже того приходят в лес мальчишки, гнут тонкие молоденькие березки и катаются на них, пока беззащитное деревце не переломится. Пощадите природу, берегите лес, птиц, зверей и все остальное, посадите деревья”.
Ребята мы сегодня можем посадить только воображаемые деревья, но вы, надеюсь, посадите и настоящие.
Задание 1: Запись предложения под диктовку.
- В результате правильного выполнения задания на доске будут появляться деревья.
В наших лесах водятся медведи, зайцы, лисы, лоси. Проверка
Работа в парах
- Найдите главные члены и второстепенные. Подчеркните. Обратите на знаки препинания между однородными членами. Сформулируйте правило.
Молодцы. На доске появляются деревья.
Давайте проверим, как вы точно сформулировали правило. Учебник стр. 126 (внизу)
Лесовичок приготовил для нас экологические данные о продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Сосна - до 350 лет, Липа - до 500 лет, Ель - до 500 лет, Дуб - до 2000 лет.
V. Закрепление нового материала.
Жалоба белки
Летом злой охотник прострелил мне лапу. Все лето проболела, лечилась соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скоро завоют метели, ударят морозы. Как быть мне без запасов? Помогите”. Ребята, надо помочь белке. За выполненное задание белка получит грибы.
Задание 1. Работа с учебником.
Диктанты на экологическую тематику
Утро.
Было теплое утро. Роса еще не спала. На мокрой траве остался след. Вот шмель полетел за медком. На березке маленькие дырочки. Их оставил дятел. Весной он пьет сок. На полянах много травы. Хороший корм для коров.
Дым над лесом.
Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля, луга и леса. Но на огромных просторах страны гроза несет и беду. От удара молнии вспыхивают ярким огнем ель, сосна и другой могучий великан. Огонь в лесу опасен.
Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери остаются без корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять лесные массивы от огня.
Игра «Белкины запасы
Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето проболела белка,лечила свою ранку соком трав и цветов. И вот уже осень, впереди зима, скорозавоют метели, ударят морозы. Как быть белке без запасов? (за правильныйответ на ветку вешаю гриб, орех, ягоду)
Игра на весь урок «На лесной поляне»
(Заочное путешествие.)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком) В пути мы сделаем много остановок и познакомимся с жителями лесной поляны. (На доске – картинка)
- Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится наша поляна. Пестрят лиловые корзинки, голубые колокольчики, белоснежные ромашки, шалфей. Душистые и ярки цветы зовут и манят пчел, шмелей, бабочек, жуков. Здесь мы и сделаем остановку.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
- Пойдем дальше. А вот и первый житель полянки. Это муравей, а вот и муравейник, где он живет со своими друзьями. (Несколько слов о пользе муравейника).
(Работа над развитием речи. Составить предложения о муравье. Запись с комментированием. Найти слова на правило.) - Отправляемся дальше. Посмотрите, какая красивая бабочка. Она называется адмирал. У нее темная, бархатная окраска с ярко-красными полосами, белыми и бирюзовыми пятнами. У бабочки много подруг: махаон, павлиний глаз, крапивницы, капустницы, лимонницы и другие. Мы снова сделаем остановку. (Работа по учебнику).
- И снова в путь. Смотрите, что там в траве? Это гнездышко, а вот и птичка вспорхнула. Нельзя подходить близко к гнезду и трогать яйца в гнезде. Иначе птичка не вернется, и птенцы погибнут. На земле гнездятся жаворонки, соловьи, лесные коньки, зарянки, пеночки. Давайте осторожно отойдем в сторону. (Физминутка.) (Дополни предложения: Я вышел на лесную поляну и … Пошел дождь, и …)
Экологическая работа требует специальных знаний и должна проводиться в системе, присутствуя как на внеклассных занятиях, так и на уроках, в том числе и на уроках русского языка. На уроках русского языка. На разных этапах урока русского языка, как в первом, втором, так и в третьем классе можно и нужно использовать задания экологического содержания: «Объясни значение пословиц: «Лес и вода – брат и сестра», «Много леса – береги, мало леса – посади». В связи с этим можно вспомнить и рассказать о зиме и особенностях этого времени года, как живется животным, растениям. Работая по развитию речи учащихся, можно предложить написать сочинение или изложение на различные темы: «Лес – наше богатство», « Природа- наш дом», «Маленький хозяин», «Друзья леса». Такие задания помогают повторить знания о природе, о мерах ее охраны, развивают у детей способность воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова. Также на уроках русского языка очень полезно составлять описание деревьев, кустарников, трав. Детям можно предложить экологические минутки в виде следующих заданий: - Допиши предложение, рассказ; - Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе; - Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли; - Напиши ответ на телеграмму; - Правила поведения в природе; - Грамматические и орфографические задания; - Задания творческого характера. Использование заданий экологического характера очень оживляет работу педагога и обучающихся. Способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять. В заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком, совершенно важно, чтобы у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Следовательно, основная задача учителя – вводить экологические минутки на разных уроках и занятиях.
Экологическое образование и воспитание играет большую роль в учебно-воспитательной работе школы, и экологические знания учащихся можно повысить и через уроки русского языка, используя соответствующий материал. Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Проблемы:
Охрана природной среды – условие существования человечества, при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего, из того, что взаимоотношения между обществом и природой носят противоречивый характер, который выражается в следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать сохранение природной среды для своего существования, а с другой – они не могут сохранить природу нетронутой, поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение людей в ход природных процессов не нарушало природного равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.
Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не можем считать только как условие существования человечества. Природу следует рассматривать как систему, включающую общество в качестве своего элемента. При этом условии взаимосвязь природы и общества является закономерной.
Влияние деятельности на природу в целом и отдельные ее компоненты. Как показывает школьная практика, учащимся в процессе обучения даются в основном то есть знания, которые характеризуют положительное влияние человека на природу, а отрицательное влияние зачастую умалчивается. При таком одностороннем подходе, у детей формируется представление о том, что деятельность людей приносит только положительные результаты, что не соответствует действительности. В результате чего, учащиеся становятся психологически неподготовленными к критическому осмыслению своих поступков по отношению к окружающей природе. Младшим школьникам следует давать материал, отражающий двойственный характер воздействия человека на природную среду. Что поможет им осознать имеющуюся противоречивость последствий.
Оптимизация взаимодействия общества и природы.
Природа как источник духовных сил человека. В природных условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых развивались бы не только навыки и умения, но и волевые качества ученика, способность принимать ответственное решение при выборе тех или иных действий по отношению к природе.
Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Литература:
1.Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2.Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – с.69.
3.Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.
4.Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
5.Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка