Просмотр содержимого документа
«Духовно- нравственное развитие на уроках русского языка»
Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка
Нравственная сила, как и мысль, безгранична.
О. Бальзак
Проблема нравственного воспитания обучающихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед системой образования. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры).
Для того чтобы помочь студентам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему понятиями.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы и крылатые выражения. Их знание обогащает словарный запас студентов, помогает противостоять нравственному распаду .
На уроках, посвященных теме «Фразеологические обороты», не только показываю различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помогаю им вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие из фразеологизмов. «Набрать в рот воды» - это не просто молчать, а молчать тогда, когда человек должен говорить, к тому же фразеологизм выражает по этому поводу неудовольствие говорящего. «Сломя голову, спустя рукава, ни рыба ни мясо, из пустого в порожнее, голь перекатная, морочить голову, бить баклуши, тянуть за язык, вылететь в трубу, стереть с лица земли» и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Обучая, мы учим и нравственным оценкам, нормам этических отношений. Работа эта достигает своего результата, когда студенты способны выявить оценочную функцию употребленного в тексте фразеологизма и использовать его в собственной речи.
При изучении «Лексики» отводится время на изучение тематических групп слов, имеющих общественно-политическое, нравственное или эстетическое значение: «честность, правдивость, скромность; ответственность, долг, товарищество, дружба; сознательный, принципиальный, трудолюбивый, дружелюбный; осудить, признать, уговорить, убедить, уважать, благодарить, содействовать; провоцировать, съязвить, обескуражить, подхалимничать» и т.д.
Возможные задания: а) группировка, б) объяснение слов, подкрепляемое примерами из литературных источников и жизненных наблюдений; в) подбор синонимов (правдивый -…, инициативный - …, принципиальный - …), г) антонимов (слабоволие -…, дружелюбие - …., откровенность - …), д) однокоренных слов (скромничать – скромный, скромность, скромно).
При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, преподаватель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.
Для работы над развитием орфографической зоркости, обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти, внимания, логического мышления, речи используются отрывки из литературных произведений русской классики (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев и др.), наполненных "светлым" мироотношением. В данной работе соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка. Эти произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.
Например, у А. Майкова есть стихотворение:
В чём счастье?
– В жизненном пути,
Куда твой долг велит, - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить.
В первую очередь стоит задать вопросы:
– О чём это произведение?
– Чему оно нас учит?
– Что же такое счастье?
– Как его понимает лирический герой?
– А как его понимаете вы?
При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:
Как ни темна, как ни трудна Жизнь россиян, как ни убога, К Творцу есть просьба лишь одна, Лишь об одном прошу я Бога: Не дай такого, Боже мой, Чтоб наша Русь, ругаясь матом, Пошла по миру не с сумой, А с самым лучшим автоматом…
В процессе восприятия художественного произведения обучающийся имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.
Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится на уроках, поможет в перспективе воспитать личность, не лишённую духовно-нравственного начала.
Источники:
Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 468-471. — URL
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}