kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка" включает рекомендации и порядок лексического разбора слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"»

Порядок разбора лексики и фразеологии в тексте



Лексический разбор как вид словарной работы является методическим приемом обобщающего типа, дающим возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряды слов, относящихся к различным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям. Лексический разбор связывает уроки грамматики и стилистики русского языка и уроки литературы.

Лексический разбор позволяет организовать интересные наблюдения над тем, как в том или ином тексте (разного стиля и жанра) используются различные категории слов (историзмы, неологизмы, профессионализмы и тд.), каковы особенности их образования и какие значения привносятся в слово тем или иным суффиксом или приставкой.

Ученики должны научиться быстро находить нужное слово в словаре, наводить справки о всех его возможных лексических значениях, устанавливать, какое именно значение из указанных в словаре имеет данное слово в разбираемом тексте.

Лексический разбор необходимо сочетать с работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, надо привлекать внимание учащихся к правилам правописания разбираемых слов.

Элементы лексического разбора следует включать в грамматический разбор, выделяя с этой целью отдельные слова, представляющие интерес в лексическом отношении. Изучение лексики и грамматики органически связано в школьном курсе русского языка. Любое слово как единица лексики обладает и соответствующими грамматическими признаками. С другой стороны, любая грамматическая категория выражена лексически, ее свойства реализуются в процессе функционирования конкретного слова в словосочетании, предложении, тексте. Лексическое значение, его семантическая характеристика теснейшим образом связаны с его грамматическими характеристиками. Именно поэтому изучение словарного состава языка и грамматики должно происходить в тесном единстве. Осваивая словарное богатство языка, школьники учатся не только семантически точному и стилистически оправданному употреблению лексических единиц, но и грамматически правильному их оформлению в процессе включения слов в словосочетание, предложение, текст. Таким образом, интеграция лексики и грамматики в школьном курсе русского языка – это необходимое условие речевого развития учащихся. А реализовать это условие возможно лишь в том случае, если главной единицей обучения на уроках лексики и грамматики становится текст, в котором языковые единицы находятся в окружении, в котором они выполняют определенные коммуникативные функции.

При изучении лексики школьники должны осмыслить функции слова в речи, текстообразующие функции, должны учиться находить анализируемые явления в тексте. Но еще более важно учить их понимать роль слова в тексте. Работая с учениками 5-ых классов, надо обращать особое внимание на изобразительную функцию слова в художественной речи. Важно показывать ученикам, что свойством изобразительности обладают слова не только в переносном значении, выступающие в роли тропов, но и слова в прямом значении. Работая над словом при анализе официально-делового или научного стиля, важно подчеркнуть, что здесь слова выполняют иную функцию. Они должны точно характеризовать предмет, использоваться, чтобы дать научное определение, а не для того чтобы передать образное представление о предмете. В текстах научных и деловых преобладают слова в прямых значениях, часто терминологические. Очень интересно подводить учащихся к этой мысли, сопоставляя тексты.

Порядок лексического разбора:

  1. Общеупотребительное слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие, что слово – термин, профессионализм, диалектизм, жаргонизм, архаизм, историзм).

  2. Степень отвлеченности: конкретное, отвлеченное.

  3. Однозначное или многозначное (сколько значений указывается в словаре), в каком значении употреблено слово в данном предложении, тексте.

  4. В прямом или переносном значении употреблено слово.

  5. Какие синонимы имеет то его значение, в каком оно употреблено здесь (стилистические, эмоциональные, смысловые), объяснить выбор синонима.

  6. Этимология слова: исконное (его первоначальное значение) или заимствованное (из какого языка).

  7. Имеются ли ограничения употребительности в современном языке (архаизм, неологизм).

Лексический разбор проводится с использованием словарей: толкового, словарей синонимов, омонимов, антонимов, словообразовательного и др.

На уроках русского языка можно использовать следующие словарно-семантические упражнения:

  1. Объяснение значения слова.

  2. Подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний, предложений.

  3. Анализ употребления той или иной группы слов в тексте и самостоятельной составление текстов с использованием лексики той или иной группы.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»













Доклад по теме «Лексический разбор на уроках русского языка»











Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Пилипенко Н.А.

2018


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"

Автор: Пилипенко Надежда Анатольевна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "доклад на тему "Как сделать урок интересным? " "
    ["seo_title"] => string(45) "doklad-na-tiemu-kak-sdielat-urok-intieriesnym"
    ["file_id"] => string(6) "167174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423057623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства