Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"»
Порядок разбора лексики и фразеологии в тексте
Лексический разбор как вид словарной работы является методическим приемом обобщающего типа, дающим возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряды слов, относящихся к различным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям. Лексический разбор связывает уроки грамматики и стилистики русского языка и уроки литературы.
Лексический разбор позволяет организовать интересные наблюдения над тем, как в том или ином тексте (разного стиля и жанра) используются различные категории слов (историзмы, неологизмы, профессионализмы и тд.), каковы особенности их образования и какие значения привносятся в слово тем или иным суффиксом или приставкой.
Ученики должны научиться быстро находить нужное слово в словаре, наводить справки о всех его возможных лексических значениях, устанавливать, какое именно значение из указанных в словаре имеет данное слово в разбираемом тексте.
Лексический разбор необходимо сочетать с работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, надо привлекать внимание учащихся к правилам правописания разбираемых слов.
Элементы лексического разбора следует включать в грамматический разбор, выделяя с этой целью отдельные слова, представляющие интерес в лексическом отношении. Изучение лексики и грамматики органически связано в школьном курсе русского языка. Любое слово как единица лексики обладает и соответствующими грамматическими признаками. С другой стороны, любая грамматическая категория выражена лексически, ее свойства реализуются в процессе функционирования конкретного слова в словосочетании, предложении, тексте. Лексическое значение, его семантическая характеристика теснейшим образом связаны с его грамматическими характеристиками. Именно поэтому изучение словарного состава языка и грамматики должно происходить в тесном единстве. Осваивая словарное богатство языка, школьники учатся не только семантически точному и стилистически оправданному употреблению лексических единиц, но и грамматически правильному их оформлению в процессе включения слов в словосочетание, предложение, текст. Таким образом, интеграция лексики и грамматики в школьном курсе русского языка – это необходимое условие речевого развития учащихся. А реализовать это условие возможно лишь в том случае, если главной единицей обучения на уроках лексики и грамматики становится текст, в котором языковые единицы находятся в окружении, в котором они выполняют определенные коммуникативные функции.
При изучении лексики школьники должны осмыслить функции слова в речи, текстообразующие функции, должны учиться находить анализируемые явления в тексте. Но еще более важно учить их понимать роль слова в тексте. Работая с учениками 5-ых классов, надо обращать особое внимание на изобразительную функцию слова в художественной речи. Важно показывать ученикам, что свойством изобразительности обладают слова не только в переносном значении, выступающие в роли тропов, но и слова в прямом значении. Работая над словом при анализе официально-делового или научного стиля, важно подчеркнуть, что здесь слова выполняют иную функцию. Они должны точно характеризовать предмет, использоваться, чтобы дать научное определение, а не для того чтобы передать образное представление о предмете. В текстах научных и деловых преобладают слова в прямых значениях, часто терминологические. Очень интересно подводить учащихся к этой мысли, сопоставляя тексты.
Порядок лексического разбора:
Общеупотребительное слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие, что слово – термин, профессионализм, диалектизм, жаргонизм, архаизм, историзм).
Степень отвлеченности: конкретное, отвлеченное.
Однозначное или многозначное (сколько значений указывается в словаре), в каком значении употреблено слово в данном предложении, тексте.
В прямом или переносном значении употреблено слово.
Какие синонимы имеет то его значение, в каком оно употреблено здесь (стилистические, эмоциональные, смысловые), объяснить выбор синонима.
Этимология слова: исконное (его первоначальное значение) или заимствованное (из какого языка).
Имеются ли ограничения употребительности в современном языке (архаизм, неологизм).
Лексический разбор проводится с использованием словарей: толкового, словарей синонимов, омонимов, антонимов, словообразовательного и др.
На уроках русского языка можно использовать следующие словарно-семантические упражнения: