kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка" включает рекомендации и порядок лексического разбора слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"»

Порядок разбора лексики и фразеологии в тексте



Лексический разбор как вид словарной работы является методическим приемом обобщающего типа, дающим возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряды слов, относящихся к различным тематическим пластам, словообразовательным типам и разным стилям. Лексический разбор связывает уроки грамматики и стилистики русского языка и уроки литературы.

Лексический разбор позволяет организовать интересные наблюдения над тем, как в том или ином тексте (разного стиля и жанра) используются различные категории слов (историзмы, неологизмы, профессионализмы и тд.), каковы особенности их образования и какие значения привносятся в слово тем или иным суффиксом или приставкой.

Ученики должны научиться быстро находить нужное слово в словаре, наводить справки о всех его возможных лексических значениях, устанавливать, какое именно значение из указанных в словаре имеет данное слово в разбираемом тексте.

Лексический разбор необходимо сочетать с работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, надо привлекать внимание учащихся к правилам правописания разбираемых слов.

Элементы лексического разбора следует включать в грамматический разбор, выделяя с этой целью отдельные слова, представляющие интерес в лексическом отношении. Изучение лексики и грамматики органически связано в школьном курсе русского языка. Любое слово как единица лексики обладает и соответствующими грамматическими признаками. С другой стороны, любая грамматическая категория выражена лексически, ее свойства реализуются в процессе функционирования конкретного слова в словосочетании, предложении, тексте. Лексическое значение, его семантическая характеристика теснейшим образом связаны с его грамматическими характеристиками. Именно поэтому изучение словарного состава языка и грамматики должно происходить в тесном единстве. Осваивая словарное богатство языка, школьники учатся не только семантически точному и стилистически оправданному употреблению лексических единиц, но и грамматически правильному их оформлению в процессе включения слов в словосочетание, предложение, текст. Таким образом, интеграция лексики и грамматики в школьном курсе русского языка – это необходимое условие речевого развития учащихся. А реализовать это условие возможно лишь в том случае, если главной единицей обучения на уроках лексики и грамматики становится текст, в котором языковые единицы находятся в окружении, в котором они выполняют определенные коммуникативные функции.

При изучении лексики школьники должны осмыслить функции слова в речи, текстообразующие функции, должны учиться находить анализируемые явления в тексте. Но еще более важно учить их понимать роль слова в тексте. Работая с учениками 5-ых классов, надо обращать особое внимание на изобразительную функцию слова в художественной речи. Важно показывать ученикам, что свойством изобразительности обладают слова не только в переносном значении, выступающие в роли тропов, но и слова в прямом значении. Работая над словом при анализе официально-делового или научного стиля, важно подчеркнуть, что здесь слова выполняют иную функцию. Они должны точно характеризовать предмет, использоваться, чтобы дать научное определение, а не для того чтобы передать образное представление о предмете. В текстах научных и деловых преобладают слова в прямых значениях, часто терминологические. Очень интересно подводить учащихся к этой мысли, сопоставляя тексты.

Порядок лексического разбора:

  1. Общеупотребительное слово или слово ограниченного употребления (в последнем случае в словаре будут пометы, указывающие, что слово – термин, профессионализм, диалектизм, жаргонизм, архаизм, историзм).

  2. Степень отвлеченности: конкретное, отвлеченное.

  3. Однозначное или многозначное (сколько значений указывается в словаре), в каком значении употреблено слово в данном предложении, тексте.

  4. В прямом или переносном значении употреблено слово.

  5. Какие синонимы имеет то его значение, в каком оно употреблено здесь (стилистические, эмоциональные, смысловые), объяснить выбор синонима.

  6. Этимология слова: исконное (его первоначальное значение) или заимствованное (из какого языка).

  7. Имеются ли ограничения употребительности в современном языке (архаизм, неологизм).

Лексический разбор проводится с использованием словарей: толкового, словарей синонимов, омонимов, антонимов, словообразовательного и др.

На уроках русского языка можно использовать следующие словарно-семантические упражнения:

  1. Объяснение значения слова.

  2. Подбор синонимов, антонимов, составление словосочетаний, предложений.

  3. Анализ употребления той или иной группы слов в тексте и самостоятельной составление текстов с использованием лексики той или иной группы.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»













Доклад по теме «Лексический разбор на уроках русского языка»











Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Пилипенко Н.А.

2018


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Лексический разбор на уроках русского языка"

Автор: Пилипенко Надежда Анатольевна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "доклад на тему "Как сделать урок интересным? " "
    ["seo_title"] => string(45) "doklad-na-tiemu-kak-sdielat-urok-intieriesnym"
    ["file_id"] => string(6) "167174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423057623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства