kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дидактические игры как средство формирования положительной мотивации на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать урок интересным, познавательным и любимым предметом для ребёнка? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес у школьника к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дидактические игры как средство формирования положительной мотивации на уроках русского языка"»

Дидактические игры как средство формирования положительной мотивации на уроках русского языка

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 10» г. Перми

Мерзляковой Марины Ивановны



Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Все нестандартные задания, которые используют учителя-филологи на своих уроках, могут быть разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские. Учебно-поисковые задания рассчитаны на открытие учениками уже познанного, открытого в науке; исследовательские предполагают отдельные новые наблюдения.

В процессе работы над нестандартными заданиями необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений.

Занимательные задания включают игры (игры-загадки, игры-задания, игры-сценки).

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной практике. Игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом.

Игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным. Ребёнок, узнавая мир, сравнивает незнакомые понятия, явления с уже известным для него.

При изучении темы «Морфология» зашифруем новые термины в метаграмму, логогриф, шараду, поиграем в игру «Лото», в игру «Стань ведущим» (урок ведёт ученик, объясняя новый материал»). Игра «Знатоки русского языка» (при объяснении материала урока учитель опирается на консультантов) поможет при знакомстве с темой «Причастие» в 7 классе. «Знатоки» расскажут о прилагательном и глаголе, а класс увидит знакомые признаки в новой для них части речи.

Много дидактических игр – упражнений можно использовать при повторении и закреплении темы «Лексика»:

  1. Игра «Бумеранг» (быстро вспомнить синоним, антоним и возвратить его учителю).

  2. Игра «Аукцион» (побеждает тот, кто последний назовёт слово).

  3. Игра «Переводчик» (кто быстрее заменит все слова синонимами).

  4. Игра «Перевёртыш» (заменить в предложении подлежащее, чтобы глагол – сказуемое приобрёл переносное значение).

  5. Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и способствует расширению кругозора учащихся (указать слово по его лексическому значению, объяснить разницу в значениях слов, дать точную и самую полную информацию о слове и т.д.).

  6. Игра «Шеренга» (расставить синонимы в порядке возрастания признака).

При закреплении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» привожу высказывания великих людей о таких понятиях, как свобода, любовь, нравственность, предлагаю в афористичной форме высказать своё объяснение этих понятий. Можно дать задание придумать связный текст, используя новые «словарные» слова. Важно, чтобы примеры учеников были на хорошем художественном уровне. Можно вместо нумерации упражнений каждое задание назвать пословицей или поговоркой: «По щучьему велению, по моему хотению», «Не учась, и лаптя не сплетёшь», «Всяк молодец на свой образец», «Сказано – сделано», «Полминутки для шутки», «На загадку дай отгадку», «Федот, да не тот», «Мудрено сотворено», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Цель этой работы – сделать многие понятия «живыми», создать живую ситуацию.

Как сделать словарный диктант «живым» и успешным? Играем в «Соколиный глаз»: кто увидит и объяснит ошибку первым? Смена задания – тоже отдых. Играем в игру «Корректор»: кто точнее расскажет правило? Приводим примеры, иллюстрирующие правило - играем в игру «Третье лишнее».

Нередко тексты, которые могут быть использованы для контроля, предваряются словарными, зрительными, графическими и другими видами диктантов. Таким образом, может быть осуществлена подготовительная работа, после которой учащимся будет легче справиться с контрольным заданием. Это, несомненно, способствует созданию ситуации успеха на одном их самых трудных предметов в школе. Диктант «Мозаика» напоминает головоломку. На доске записаны вперемешку слова в той форме, в которой они были в предложении. Из них надо составить фразу. Такое упражнение приучает видеть связь слов в предложении, причём учитываются и смысловые, и грамматические отношения

Зачёты по наиболее сложным темам провожу, чередуя традиционную форму с зачётом – игрой. Это методический приём позволяет разбить класс на группы – по желанию ребят. Задания готовят «знатоки» - консультанты. Учитель выбирает форму работы: групповую, индивидуальную или фронтальную; готовим карточки. Ответы оцениваются жестами. Победители награждаются грамотами.

Повторение тем «Графика», «Орфография», «Морфология» разнообразить легко: игры, сказки, шарады. Особенно выручают при повторении, обобщении и систематизации материала кроссворды. Начиная с 5 класса, составляем с учениками свои кроссворды по всем разделам «Грамматики», используем уже готовые. Работа над кроссвордами на уроках русского языка

  1. Помогает совершенствовать правописание;

  2. Отработать лексическое значение;

  3. Развивает речь (подбор синонимов);

  4. Позволяет закрепить материал и отработать определённые навыки письма;

  5. Развивает смекалку.

Мы можем использовать на уроке дидактические материалы, созданные учителями-методистами, а также самими учащимися.

Интересно бывает построить урок повторения, используя материалы «Весёлые уроки радионяни» (http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181128040-veselye-uroki-radionjani.html).

При обобщении и систематизации темы «Синтаксис и пунктуация» в 8 классе составляем таблицу; проводим игру «Исследователь». При обобщении темы « Буквы О – Е после шипящих в разных частях речи» играем в «учителя» (ведущий задаёт заранее подготовленные вопросы и составляет таблицу с классом). При обобщении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» составляем и разгадываем кроссворды (например, кроссворд из слов с общим корнем –рос-раст-ращ-), записываем и разучиваем песенки – напоминалки: «ворчалки», «пыхтелки», «сопелки». Их можно найти в книге «Секреты орфографии» под редакцией Г.Г. Граника. Проводим игру «Соревнование» - вид групповой работы, когда ученики работают по рядам. Другие формы – фронтальную и индивидуальную (на доске, на карточках) – можно использовать в игре «Стань ведущим».

Реализуя ситуацию успеха на уроках развития речи, стараюсь заинтересовать класс темой, материалом для наблюдений, научить осознанно относиться к результатом своего творчества, чтобы достигнутый результат стал стимулом на следующем уроке. Наиболее интересны были уроки развития речи по изучению народных промыслов: хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка, миниатюры Палеха, платки Павлово-Посада, Гжель.

Любой учитель понимает, что даже эмоционально привлекательным воздействием трудно удержать интерес учащихся. Поэтому на уроках развития речи важно, чтобы ученик смог себя почувствовать активным участником учебного процесса. Чувство удовлетоворённости только тогда оставляет след в душе ребёнка, когда его достижение связано с преодолением каких-либо трудностей, поэтому в системе провожу «Работу над ошибками». Разнообразию таких уроков помогают сигнальные карточки, игра «Светофор», мяч, сами формы работы: по группам, в парах, индивидуальная. Снова путешествуем, пишем сказки, попадаем в «Безграмотландию», ищем «Волшебную палочку».

Домашние задания, наряду с традиционными, бывают необычные, дифференцированные, групповые: нарисовать Имя прилагательное, каким вы его представляете; написать сказку «Секрет названия», которая отражает уяснение правила, понятия; придумать новую игру для урока.

На уроках литературы провожу литературные игры, используя предметные тетради к хрестоматиям по литературе.

На уроках стараюсь обращаться к ребятам по имени, предпочтение отдаю положительным приёмам: похвала, одобрение, ласковый тон. Начало урока, «здравствуйте» придают уроку привлекательность и доброжелательность.

И, конечно, во внеурочное время проводим вместе с учениками смотр знаний, лингвистический ринг, филологический КВН, викторины, праздники словесности, активно участвуем в предметных неделях русского языка и литературы. В них принимают участие все ученики класса. Ученики послабее учатся у сильных, а сильные готовят уроки, читают дополнительную литературу, готовят трудные задания, пополняя свои знания.

В заключение хочется отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Конечно, я стремлюсь всеми силами сделать своих учеников грамотными: правильно объяснить орфограмму, задать вопрос, рассказать правило, расставить и объяснить запятые, составить план, конспект, раскрыть тему в сочинении. Но никто не добьётся результатов, если нет интереса к предмету. Дидактическая игра – один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими приёмами, создавая положительную мотивацию. Дидактические игры помогают ученикам быстрее усваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.



Литература

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). - СПт.: Тригон, 1997.

  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.

  3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова./ Книга о языке для любознательных. – М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ», 1998.

  5. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл./Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. – Чебоксары: Клио, 1997.

  7. Иванова В.А и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.

  8. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.

  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии (5 – 7 классы): Учебно-методическое пособие/ Сост. М.П. Абашева, В.Е. Кайгородова, М.А. Лебедева, Н.А. Петрова, Т.Н. Фоминых; Отв. ред. Л.С. Фоминых; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2001.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 12.07.2017

Номер свидетельства: 423989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "107961"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403515110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства